Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дорожкова Виталия Сергеевича, поданную через суд первой инстанции 3 декабря 2020 года, на решение Центрального районного суда г. Читы от 1 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 5 ноября 2020 года
по административному делу N 2а-4909/2020 по административному исковому заявлению Дорожкова Виталия Сергеевича к ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" о признании решения незаконным, понуждении к действиям.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дорожков В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" незаконным, понуждении к действиям.
Требования мотивированы тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате по г. Чите. ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии военного комиссариата Нерчинского района Читинской области истцу была определена категория годности к военной службы "В" (ограничено годен), он был освобожден от военной службы по призыву. В настоящее время состояние здоровья истца изменилось, желает заключить контракт с Министерством обороны Российской Федерации о прохождении военной службы. По данному вопросу 6 мая 2020 года истец обратился к административному ответчику, просил организовать в отношении него повторное медицинское освидетельствование, с целью изменения категории годности к военной службе, однако письмом военного комиссариата Забайкальского края от 22 мая 2020 года ему в этом отказано, поскольку категория годности "В", установленная ранее, изменению не подлежит.
Полагая свои права нарушенными административный истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным решение ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" от 22 мая 2020 года N, возложении обязанности направить на повторное медицинское освидетельствование для установления категории годности к военной службе.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 1 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 5 ноября 2020 года, административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии решения об удовлетворении заявленных требований.
На кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Дорожков В.С. призывной комиссией Нерчинского района Читинской области ДД.ММ.ГГГГ был признан ограниченно годным к военной службе, ему установлена категория годности "В", и он зачислен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
В 2016 году Дорожков В.С. прошел стационарное лечение в "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты", с диагнозом "данные изъяты" по результатам лечения был выписан в удовлетворительном состоянии.
С 30 апреля 2018 года административный истец состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Читы Забайкальского края.
6 мая 2020 года Дорожков B.C. обратился с заявлением в ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края", в котором просил организован повторное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссии для изменения категории годности к военной службе, поскольку состояние его здоровья изменилось.
Из письменного ответа Военного комиссара Забайкальского края от 22 мая 2020 года следует, что Дорожкову B.C. отказано в удовлетворении его заявления о направлении на повторное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией, с целью изменения категории годности, поскольку оснований для изменения категории годности к военной службе не имеется.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N1552, статьей 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, нормами Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N565, нормами КАС РФ, и т.д, пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным решения ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" от 22 мая 2020 года N N не имеется.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что к гражданам, ограниченно годным к военной службе, в целях данного правового регулирования относятся граждане определенной возрастной группы - от 18 до 27 лет, освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем, только такие граждане при изъявлении желания пройти освидетельствование для уточнения заболевания, направляются военными комиссариатами в соответствующие медицинские организации на обследование. Поскольку возраст административного истца на момент обращений ФКУ "Военный комиссариат Забайкальского края" не соответствовал указанным выше критериям, основания для направления Дорожкова B.С. в медицинские учреждения на повторное медицинское освидетельствование для уточнения диагноза у административного ответчика отсутствовали.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно пункту 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее - Положение) военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе.
В соответствии с пунктом 69 Положения Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
При этом ранее действующее законодательство, в том числе Положение о военно-врачебной экспертизе (пункты 84 - 85) не устанавливало запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан любой возрастной категории, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2018 года N 1552, вступившим в силу с 26 декабря 2018 года, в Положение о военно-врачебной экспертизе внесены изменения, в соответствии с которыми пункты 85 - 86 Положения признаны утратившими силу, а пункт 84 изложен в новой редакции, согласно которой граждане в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - граждане, ограниченно годные к военной службе), вправе пройти освидетельствование для определения категории годности к военной службе.
Установив приведенные выше обстоятельства и руководствуясь указанными нормами закона, суды обеих инстанций пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для признания незаконным решения Военного комиссариата.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель ссылается на необходимость прохождения повторного освидетельствования для поступления на военную службу по контракту.
Согласно статье 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 - граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению офицерами, подают заявления в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете. Заявление принимается и подлежит рассмотрению военным комиссаром в течении месяца, который дает указания о проведении медицинского освидетельствования кандидата, которое проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Административным истцом не представлено доказательств обращения с заявлением о проведении медицинского освидетельствования согласно приведенного выше Положения.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения. Судами оценка указанным доводам дана, обстоятельства по делу установлены, нормы материального права применены правильно, доказательствам по делу дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов не имеется.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 1 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 5 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 февраля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.