Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Чуньковой Т.Ю., судей: Прудентовой Е.В., Кравченко Н.Н., с участием прокурора Симоненко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-375/2020 по иску Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о понуждении к совершению действий, по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 5 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 6 августа 2020 года, заслушав доклад судьи Чуньковой Т.Ю., выслушав пояснения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" ФИО6, а также пояснения прокурора ФИО5,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "РЖД" в интересах неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие ответчика по несоблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившееся в неразработке и непредоставлении на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности на группу транспортных средств, состоящую из 44 вагонов серии ЭД4М - вагон электропоезда постоянного тока (головной) с заводскими номерами N 001001, 001609, 011409, 011501, 011509, 012001, 012009, 024001, 024009, 025701, 025709, 026301, 026309, 027701, 027709, 028101, 028109, 029209, 030501, 030509, 031901, 031909, 033601, 033609, 033801, 033809, 034001, 034009, 035001, 035009, 035101, 035109, 041701, 041709, 029201, 032709, 032701, 033101, 033109, 031901, 034809, 034801, 034001, 034009.
Требования мотивированы тем, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Моторвагонным депо Новосибирск Западно-Сибирской дирекции моторвагонного подвижного состава - структурным подразделением Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава ? филиала ОАО "РЖД" законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. Установлено, что Моторвагонное депо является балансодержателем 329 транспортных средств, которые по своим конструктивным, техническим и технологическим характеристикам подразделены на группы. В 13 группу транспортных средств включены 44 вагона серии ЭД4М - вагон электропоезда постоянного тока (головной) с заводскими номерами 001601, 001609, 011409, 011501, 011509, 012001, 012009, 024001, 024009, 025701, 025709, 026301, 026309, 027701, 027709, 028101, 028109, 029209, 030501, 030509, 031901, 031909, 033601, 033609, 033801, 033809, 034001, 034009, 035001, 035009, 035101, 035109, 041701, 041709, 029201, 032709, 032701, 033101, 033109, 031901, 034809, 034801, 034001, 034009.
В 2014 году указанным транспортным средствам проведено категорирование и присвоена 1 категория, 13 августа 2015 г..утверждены результаты оценки уязвимости группы транспортных средств. 25 июня 2018 г..Росжелдором утверждены результаты дополнительной оценки уязвимости указанной группы транспортных средств, однако до настоящего времени Моторвагонным депо не разработан и не направлен на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности группы транспортных средств, состоящей из 44 вагонов серии ЭД4М - вагон электропоезда постоянного тока (головной), в том числе с учетом результатов дополнительной оценки. Субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить внесение изменений в план обеспечения транспортной инфраструктуры (транспортного средства), в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), и их предоставление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости транспортных средств. Нарушения закона были изложены в представлении Новосибирского транспортного прокурора об устранении нарушений закона о транспортной безопасности от 22 мая 2018 г..в адрес начальника Моторвагонного депо и до настоящего времени не устранены добровольно по требованию прокурора.
Таким образом, вмешательство прокуратуры обусловлено необходимостью принятия мер судебного понуждения в части выполнения требований по разработке и направлении на утверждение плана транспортной безопасности группы транспортных средств в установленные законом сроки, поскольку вопросы защиты транспортных средств от актов незаконного вмешательства не могут быть поставлены в зависимость от их реализации субъектом транспортной инфраструктуры наличия финансирования либо иных обстоятельств, препятствующих обеспечению транспортной безопасности транспортных средств, следовательно, ОАО "РЖД" должно исполнять требования федерального закона и обеспечивать безопасное функционирование транспортного комплекса с целью защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 5 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 6 августа 2020 г, признано незаконным бездействие ОАО "РЖД" по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившееся в неразработке и непредоставлении на утверждение в компетентный орган плана обеспечения транспортной безопасности на группу транспортных средств, состоящую из 44 вагонов серии ЭД4М - вагон электропоезда постоянного тока (головной) с заводскими номерами001601, 001609, 011409, 011501, 011509, 012001, 012009, 024001, 024009, 025701, 025709, 026301, 026309, 027701, 027709, 028101, 028109, 029209, 030501, 030509, 031901, 031909, 033601, 033609, 33801, 033809, 034001, 034009, 035001, 035009, 035101, 035109, 041701, 041709, 029201, 032709, 032701, 033101, 033109, 031901, 034809, 034801, 034001, 034009.
С ОАО "РЖД" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение суда и апелляционное определение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Новосибирского транспортного прокурора. Ответчик указывает, что законодательством не предусмотрен такой самостоятельный способ защиты гражданских прав как признание незаконным бездействия. Указанное требование является дополнительным, факультативным к основному предмету иска. Отказываясь от основного требования к ОАО "РЖД" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности отсутствовали правовые основания для дальнейшего поддержания прокурором и удовлетворения судом требования о признании незаконным бездействия ответчика.
Кроме того, 21 февраля 2020 г. План обеспечения транспортной безопасности группы транспортных средств головного вагона серии ЭД4М направлен ответчиком для согласования в Сибирское территориальное управление Росжелдора, то есть ОАО "РЖД" не уклоняется от соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности, бездействие со стороны ответчика на момент рассмотрения дела отсутствовало.
Ответчик также указывает, что согласно изменениям законодательства о транспортной безопасности, с 30 января 2020 г. транспортные средства, к которым относится моторвагонный подвижной состав, были исключены из объектов, подлежащих категорированию, проведение оценки (дополнительной оценки) уязвимости, разработка и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности, в отношении них не требуется.
На момент рассмотрения спора ОАО "РЖД" прекращено противоправное бездействие, поскольку им приняты необходимые и достаточные меры по обеспечению транспортной безопасности на соответствующем этапе, что исключало возможность удовлетворения судом предъявленного иска.
Новосибирским транспортным прокурором представлены возражения относительно кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых постановлений суда первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами не допущено, в связи с чем предусмотренных законом оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется.
Как следует из кассационной жалобы, ответчиком ОАО "РЖД" оспариваются постановления судов первой и апелляционной инстанций в связи с тем, что действия по выполнению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, связанные с разработкой и предоставлением на утверждение в компетентный орган плана обеспечения транспортной безопасности на группу транспортных средств, состоящую из 44 вагонов серии ЭД4М (вагон электропоезда постоянного тока (головной)), на момент принятия судом решения были выполнены, в связи с чем оснований для признания бездействия незаконным не имелось, учитывая также изменения с 30 января 2020 г. законодательства, в соответствии с которыми осуществление указанных мероприятий не требуется.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Из материалов дела следует, что суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 4, 5, 10 статьи 1, положениями статьи 4 Федерального Закона Российской Федерации от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", пунктами 1, 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495, пунктами 2, 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 11.02.2010 N 34, пришел к выводу, что ответчиком в установленный законом срок не были выполнены требования действующего законодательства о разработке и утверждении плана обеспечения транспортной безопасности в отношении группы транспортных средств.
Так, законодательством, действовавшим на момент обращения прокурора в суд с требованиями, являвшимися предметом рассмотрения по настоящему делу, субъектам транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предписывалось проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) с представлением на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), а также разработка и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства).
Предусматривалось, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции. Изменения (дополнения) вносятся в План и представляются в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента изменения оценки уязвимости.
Судом первой инстанции установлено, что в отношении группы транспортных средств, состоящей из 44 вагонов серии ЭД4М, 25 июня 2018 г. была утверждена оценка уязвимости. На момент обращения прокурора в суд с настоящими исковыми требованиями ответчиком не был разработан и не представлен на утверждение план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
Как установлено судом, изменения в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры группы транспортных средств, состоящей из 44 вагонов серии ЭД4М, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ОАО "РЖД" внесены и представлены на утверждение в Сибирское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта 21 февраля 2020 г.
Таким образом, из материалов дела усматриваются, что требования законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, несоблюдение которых послужило основанием для обращения прокурора в суд, были исполнены ответчиком после предъявления указанных требований в судебном порядке.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что бездействие ответчика носило незаконный характер, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о признании незаконным бездействия ОАО "РЖД" по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившегося в неразработке и непредоставлении на утверждение в компетентный орган плана обеспечения транспортной безопасности на группу транспортных средств, состоящую из 44 вагонов серии ЭД4М (вагон электропоезда постоянного тока (головной)).
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, утверждению о том, что исполнение требований прокурора после обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Между тем, само по себе выполнение требований, несоблюдение которых послужило основанием для обращения прокурора в суд с соответствующими исковыми требованиями, до принятия судом решения, не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании бездействия незаконным, принимая во внимание, что такое бездействие длительное время имело место и было прекращено в период рассмотрения дела судом.
Выводы судов, содержащиеся в решении и апелляционном определении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, при этом судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 5 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 6 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"? без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.