Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шефер И.А, судей Леонтьевой Т.В, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-391/2020 по иску Первухина Сергея Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барабинске Новосибирской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости незаконным, о включении периода работы в стаж работы в сельском хозяйстве и назначении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Первухина Сергея Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 27 августа 2020 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Первухин Сергей Александрович (далее-Первухин С.А,, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барабинске Новосибирской области (межрайонное) (далее-ГУ УПФ РФ в г. Барабинске Новосибирской области (межрайонное), ответчик) в котором, уточнив исковые требования, просил признать незаконным решение об отказе в установлении ему повышенной фиксированной выплаты, предусмотренной ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика включить ему в стаж работы в сельском хозяйстве, предусмотренный ч.14 ст. 17 Федерального закона N400-ФЗ, период работы с 20.08.1976 года по 11.03.1981 года в должности мастера в Барабинской ПМК 1142 "Новосибирскоблсельстрой" и назначить с 01.01.2019г. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.
В обоснование требований истец в иске и дополнении к нему указал, что неоднократно, начиная с 2019 г, обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона "О страховых пенсиях". Ответчиком в перерасчете страховой пенсии по старости ему было отказано в связи с тем, что продолжительность стажа его работы в сельском хозяйстве составила 29 лет 7 дней при требуемом стаже 30 лет.
При этом в соответствующий стаж ответчиком необоснованно не был включен период работы истца с 20.08.1976 года по 11.03.1981 года в должности мастера в Барабинской ПМК 1142 "Новосибирскоблсельстрой", тогда как в указанный период он был занят на строительстве сельскохозяйственных объектов Кубинского совхоза, Козловского совхоза, совхоза Юный Пионер, основным видом деятельности которых являлось сельское хозяйство. По мнению истца, возводя строительные объекты в совхозах, он занимался сельскохозяйственной деятельностью, предусмотренной Списками и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018г. N 1440. Это дает ему право на включение указанного периода в стаж для назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в порядке ч.14 ст.17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 27 мая 2020 года исковые требования Первухина С.А. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 27 августа 2020 года постановлено:
Решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 27 мая 2020 года отменить.
Постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска Первухина С.А.
Истец обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как незаконного.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит, что такие нарушения не были допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Законом.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Как указано в ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 г. N 1441, определяют порядок исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на весь период их проживания в сельской местности (далее - стаж работы в сельском хозяйстве).
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 г. N 1441, далее - Правила), при этом применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. N 1440 (далее - Список).
В соответствии с п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. N 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пп. "а"); периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01.01.1992 г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком (пп. "б").
Судом установлено и следует из материалов дела, что Первухин С.А. с 24.03.2009 является получателем пенсии по старости.
29.10.2019г, 16.01.2020г. и 19.02.2020г. Первухин С.А. обращался в ГУ УПФ РФ в г. Барабинске Новосибирской области (межрайонное) по вопросу перерасчета размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
11.11.2019г, 22.01.2020г, 25.02.2020г. ответчиком было отказано в установлении истцу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в сельском хозяйстве. Соответствующий стаж Первухина С.А. составляет 29 лет 6 дней (работа с 14.09.1983г. по 19.09.2012г. в совхозе в должности плотника) при требуемой продолжительности 30 лет.
В стаж, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, не включен период работы с 10.08.1976г. по 11.03.1981г. в должности мастера ПМК-1142 "Новосибирскоблсельстрой".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии установленных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. При этом суд исходил из того, что работая в должности мастера ПМК-1142 "Новосибирскоблсельстрой", истец был занят на строительстве объектов в Шубинском совхозе, Козловском совхозе, совхозе Юный Пионер, основным видом деятельности которых являлось сельское хозяйство.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда первой инстанции не согласился, поскольку он основан на неверном применении материального закона, исходя из следующего
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 N 1440 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Таким образом, для решения вопроса о повышении размера фиксированной выплаты приняты специальные правила определения стажа работы в сельском хозяйстве.
Список N 1440 предусматривает возможность зачета в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, учитываемый при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периодов работы, поименованных в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства", при условии ее выполнения по профессиям, должностям, специальностям, перечисленным в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" Списка.
Также данным Списком предусмотрена работа (деятельность) в перечисленных в Списке сельскохозяйственных организациях, а именно: в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г, независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что подлежит уточнению при определении права на зачет работы в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, - это основной вид экономической деятельности организации в целом, либо её структурного подразделения.
Как следует из материалов дела, период работы истца с 20.08.1976 года по 11.03.1981 протекал в Барабинской передвижной механизированной колонне 1142 "Новосибирскоблсельстрой". Передвижные механизированные колонны создавались в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 06.06.1963г. N 629 для осуществления сельского строительства.
Согласно архивной справке по данному предприятию от 13.05.2020г, строительное управление N 3 "Новосибирскоблсельстрой" (в последующем переименованное в Барабинской ПМК 1142 "Новосибирскоблсельстрой") создано для осуществления строительной деятельности в сельской местности Барабинского и ближайших районов.
Кроме того, из архивной справки от 18.02.2020г. следует, что по Барабинской ПМК 1142 "Новосибирскоблсельстрой" в книгах приказов по личному составу за 1976-1981 г. имеются сведения об осуществлении строительства разных объектов.
Суд апелляционной инстанции установил, что основным видом деятельности указанной организации, в которой работал истец, являлось строительство.
Любая работа до 1 января 1992 может быть зачтена в сельский стаж при условии выполнения ее в межколхозных (в т.ч. строительных) организациях.
Межколхозными предприятиями являются сельскохозяйственные, строительные и промышленные предприятия и организации, создаваемые группой колхозов с целью лучшего использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Виды межколхозных предприятий: строительные и по производству строительных материалов (кирпичные заводы, каменные карьеры, черепичные мастерские и т. п.), по откорму скота, переработке сельскохозяйственной продукции и другие.
Передвижные механизированные колонны создавались в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1963 г. N 629 для осуществления сельского строительства. К межколхозным предприятиям Барабинская ПМК 1142 "Новосибирскоблсельстрой" не относилась, такие доказательства в деле отсутствуют. Основным видом ее деятельности, как было указано выше, являлось не растениеводство, животноводство или рыбоводство, не сельское хозяйство, а строительство. Структурным подразделением соответствующего сельскохозяйственного направления иной организации она также не являлась. Тот факт, что ПМК осуществляла строительство клубов, жилых домов, школ, детских садов в совхозах, указанных выше, не свидетельствует сам по себе об осуществлении истцом работы в должности и в производстве, указанных в Списке, то есть работы непосредственно в сельском хозяйстве.
Из трудовой книжки истца усматривается, что истец имеет специальность инженер-строитель, сразу после окончания института зачислен в штат Барабинской ПМК, членом колхоза или иного сельскохозяйственного предприятия на тот момент не являлся. Впервые стал работать непосредственно в сельскохозяйственном предприятии-совхозе "Козловский" - только в 1983 году.
Других документов в подтверждение работы в сельском хозяйстве истцом предоставлено не было.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции следует признать верными и обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции. Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование закона, оспаривание выводов суда и переоценку собранных по делу доказательств, содержат собственную оценку указанных обстоятельств, в связи с чем, повлечь отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не могут.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении жалобы суд кассационной инстанции не вправе в том числе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции; предрешать вопросы о достоверности или недостоверности доказательств, преимуществе одних доказательств перед другими; принимать дополнительные доказательства.
Оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и второй инстанции. Суд кассационной инстанции правом оценки представленных сторонами доказательств не наделен.
Доводы кассационной жалобы заявителя фактически повторяют правовую позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, по существу сводится к несогласию с принятым судом апелляционной инстанции по делу судебным актом, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность апелляционного определения, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Поскольку нарушений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судом апелляционной инстанции допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 27 августа 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Первухина Сергея Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.