Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шагаровой Т.В, судей Вульферт С.В, Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0033-01-2020-000084-25 (N 2-600/2020) по иску Максимовой Валентины Ивановны к Муниципальному унитарному предприятию г. Иркутска "Иркутскавтодор", Комитету городского обустройства администрации г. Иркутска о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, по кассационной жалобе Муниципального унитарного предприятия г. Иркутска "Иркутскавтодор" на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 26 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Максимова Валентина Ивановна (далее - Максимова В.И, истец) обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию г. Иркутска "Иркутскавтодор" (далее - МУП "Иркутскавтодор", ответчик), Комитету городского обустройства администрации г. Иркутска о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 26 мая 2020 г. иск удовлетворен частично. Суд постановилвзыскать с МУП "Иркутскавтодор" в пользу Максимовой В.И. ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 79 800 руб, расходы по оплате оценки ущерба в размере 3 000 руб, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 594 руб, почтовые расходы в размере 177 руб. В удовлетворении исковых требований к Комитету городского обустройства администрации г. Иркутска о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 октября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
МУП "Иркутскавтодор" обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица, не сообщившие о возражениях о рассмотрении дела в их отсутствие.
Участник процесса считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участие которых при рассмотрении дела не является обязательным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что что 30 октября 2019 г. в 18 час. 45 мин. в г. Иркутске по ул. Степана Разина, "адрес" произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Nissan Note государственный регистрационный знак N под управлением водителя Максимовой В.И, допустившей наезд на препятствие, в результате которого транспортному средству причинены механические повреждения: ЛКП на передней и задней левых дверях, арка задней арки колеса слева (разрыв металла), ВСП, а собственнику - материальный ущерб, что подтверждается паспортом транспортного средства N от 19 июля 2012 г, карточкой учета транспортного средства от 1 февраля 2020 г, сведениями о дорожно-транспортном происшествии от 30 октября 2019 г, определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно ПТС "адрес", транспортное средство Nissan Note государственный регистрационный знак N, принадлежит на праве собственности истцу Максимовой В.И.
Из объяснения Максимовой В.И, отобранного ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" Щербаком А.Н. 23 декабря 2019 г, следует, что она, управляя автомобилем Nissan Note государственный регистрационный знак N, двигаясь по улице Степана Разина в районе "адрес", в темное время суток, при повороте на придомовую территорию повредила транспортное средство от удара о металлический уголок ливневой системы водоотведения.
В соответствии со схемой места совершения административного правонарушения от 30 октября 2019 г. место ДТП обозначено как место удара о металлический уголок ливневой решетки. Схема подписана участником ДТП Максимовой В.И.
Из фотографий места ДТП, находящихся в деле об административном правонарушении N от 20 октября 2019 г, усматривается, что решетка ливневой канализации находилась в неисправном состоянии, не зафиксирована и частично отсутствовала на дороге.
Согласно экспертному заключению N от 9 ноября 2019 г. стоимость восстановительного ремонта транспортного средства Nissan Note государственный регистрационный знак N, без учета износа заменяемых деталей, составляет 79 800 руб, с учетом износа - 62 800 руб.
12 ноября 2019 г. истцом в адрес МУП "Иркутскавтодор" была направлена претензия с требованием возместить материальный вред в размере 62 800 руб. - восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства и 3 000 руб. - расходы на проведение экспертизы.
10 декабря 2019 г. МУП "Иркутскавтодор" направило ответ на претензию, в котором указало, что из представленных Максимовой В.И. документов невозможно определить место, на котором произошло ДТП, и вину МУП "Иркутскавтодор", в связи с чем, просило истца представить дополнительные документы.
24 декабря 2019 г. письмом Максимовой В.И. были направлены указанные документы, однако в дальнейшем претензия осталась без ответа.
Определением от 23 декабря 2019 г. в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием в действиях водителя Максимовой В.И. состава административного правонарушения.
Как следует из публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым N в г. Иркутске по улице Степана Разина категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для размещения автомобильных дорог и их конструктивных элементов принадлежит на праве собственности публично-правовому образованию.
В силу пункта 1 статьи 99 Правил благоустройства территории города Иркутска, утвержденных решением Думы города Иркутска от 25 декабря 2008 г. N 004-20-560950/8, содержание улично-дорожной сети представляет собой деятельность, направленную на поддержание транспортно-эксплуатационного состояния дорог, улиц, проездов, пешеходных дорожек, остановок общественного транспорта, элементов их обустройства, организацию и безопасность движения транспортных средств и пешеходов, отвечающих обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сводам правил.
Содержание сетей ливневой канализации, смотровых и ливневых колодцев, водоотводящих сооружений обеспечивают их владельцы в соответствии с требованиями государственных стандартов - пункт 3 статьи 86.1 Правил.
Согласно пункту 2 статьи 99 Правил работы по ремонту дорог осуществляются специализированными дорожно-строительными организациями в целях восстановления изношенных покрытий, устранения деформаций проезжей части, восстановления сооружений, инженерных коммуникаций, зеленых насаждений вдоль дорог в случае их утраты или порчи.
Также эксплуатация, текущий и капитальный ремонт светофоров, дорожных знаков, ограждений, разметки и иных объектов обеспечения безопасности уличного дорожного движения осуществляются специализированными организациями по договорам с администрацией города Иркутска в соответствии с действующими правилами и нормами - пункт 8 статьи 99 Правил.
В соответствии с Порядком ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения города Иркутска и искусственных дорожных сооружений, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 10 апреля 2012 г. N 031-06-654/12, проведение работ по оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляется Комитетом городского обустройства администрации города Иркутска либо специализированной подрядной организацией, если такие работы являются предметом муниципального контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 2.4).
Работы по содержанию автомобильных дорог выполняются подрядными организациями на основании муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 6.1).
Ответственность за соблюдение требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, обеспечения сохранности автомобильных дорог возлагается на Комитет городского обустройства администрации города Иркутска, а также на подрядные организации, выполняющие работы по содержанию автомобильных дорог, в рамках их ответственности по муниципальным контрактам (пункт 6.4).
В силу Положения о Комитете городского обустройства администрации города Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска N 005-20-2303/1 от 27 мая 2011 г, Комитет городского обустройства администрации города Иркутска (далее - Комитет) является самостоятельным функциональным структурным подразделением (органом) администрации города Иркутска, осуществляющим деятельность по управлению городским хозяйством на территории муниципального образования город Иркутск (далее - город Иркутск) - пункт 1.
В соответствии с пунктами 13, 13(1) Правил основными задачами Комитета являются, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Иркутска (далее также - автомобильные дороги местного значения) и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 19 Правил к полномочиям Комитета в сфере дорожной деятельности и транспорта относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (подпункт 1); проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения (подп. 9); осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", в том числе: а) ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог; б) разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения (подпункт 16); обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (мостов) (подпункт 16 (1).
В рамках реализации взаимодействия со специализированными организациями по содержанию автомобильных дорог, между Комитетом городского обустройства администрации города Иркутска (заказчик) и МУП "Иркутскавтодор" (подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 010-64-01/19 от 6 января 2019 г. на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Октябрьского, Правобережного административных округов в г. Иркутске в 2019 г, которые заказчик обязуется принимать и оплачивать в порядке и на условиях, определенным настоящим контрактом, сроком действия до 28 февраля 2020 г. и с конечным сроком выполнения работ 31 декабря 2019 г. (пункты 1.1, 3.2).
По условиям муниципального контракта, подрядчик (МУП "Иркутскавтодор") обязан:
- принять необходимые меры по сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Октябрьского, Правобережного административных округов в г. Иркутске в 2019 г. от механических и иных повреждений, ухудшающих их транспортно-эксплуатационное состояние, вызванных несанкционированными действиями юридических или физических лиц (в том числе выполнением работ, связанных с прокладкой инженерных коммуникаций, строительством зданий и сооружений в полосе отвода и придорожной полосе, уничтожением или порчей дорожных знаков и других элементов обстановки пути), и незамедлительно в письменной известить заказчика о данных фактах (пункт 4.3.7);
- обеспечить сохранность всего имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Октябрьского, Правобережного административных округов в г. Иркутске в 2019 г, указанных в Приложении N 2 к настоящему Контракту (пункт 4.3.8); в случае обнаружения аварийных ситуаций на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории Октябрьского, Правобережного административных округов в г. Иркутске в 2019 г, влияющих на безопасность и бесперебойное движение транспортных средств, незамедлительно и самостоятельно принимать меры к устранению причин возникновения аварийных ситуаций, в том числе выполнять работы по расчистке проезжей части дороги, изменению маршрута движения транспортных средств, временному ограничению и/или запрещению проезда по поврежденным и/или опасным для движения транспорта участках автомобильных дорог общего пользования местного значения (по согласованию с ОГИБДД МУ МВД России "Иркутское"), а также устранять иные препятствия, угрожающие безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории Октябрьского, Правобережного административных округов в г. Иркутске в 2019 г.);
- устранять выявленные уполномоченными органами и организациями нарушения, влияющие на безопасность движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории Октябрьского, Правобережного административных округов в г. Иркутске в 2019 г, указанные в предписаниях, переданных заказчиком, в сроки, установленные заказчиком, и информировать заказчика об их устранении (пункт 4.3.23).
Согласно Приложению N 1 "Техническое задание" к муниципальному контракту, Раздел 3 "Работы по содержанию автомобильных дорог", пункты 3.2, 3.2.6 - непериодические работы включают - поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков).
В Приложении N 1 к муниципальному контракту, Раздел 4 "Содержание сетей ливневой канализации" указано:
- отсутствие люков и решеток ливневой канализации - не допускается отсутствие люков на колодцах, допускается отсутствие ливневой решетки на 1 колодце из 1000 колодцев, допускается отсутствие решеток на водоотводных лотках 2 п.м. из 100 м.п, свыше указанного норматива не допускается;
- завышение или занижение уровня люка или решетки колодца ливневой канализации - допускается занижение решетки ливневой канализации не более 3 см, не допускается завышение уровня люков колодца более 2 см.
В соответствии с Приложением N 2 "Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Октябрьского, Правобережного административных округов в г. Иркутске в 2019 г. к муниципальному контракту в пункте 9 указано, что улица Степана Разина является магистральной улицей общегородского значения в Историческом центре и входит в этот Перечень.
В Приложении N 3 "Ведомость объемов работ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Октябрьского, Правобережного административных округов в г. Иркутске в 2019 г. к муниципальному контракту, Раздел 7 "Поддержание элементов системы водоотводов в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, лотков, подводящих и отводящих русел у труб", в подразделе "Замена люков смотровых колодцев ливневой канализации и решеток водоприемных колодцев", пункт 161 предусмотрена замена люков колодцев и камер в количестве 50 штук, а также включен подраздел "Регулирование высотного положения решеток и люков колодцев ливневой канализации колодцев".
Согласно Приложению N 4 "Локальный ресурсный сметный расчет" к муниципальному контракту, содержащему корреспондирующий приведенному Приложению N 3 к муниципальному контракту Раздел "Поддержание элементов системы водоотводов в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, лотков, подводящих и отводящих русел у труб" в подразделе "Замена люков смотровых колодцев ливневой канализации и решеток водоприемных колодцев" которого в пункте 203 предусмотрена замена люков колодцев и камер в количестве 50 штук, а также включен подраздел "Регулирование высотного положения решеток и люков колодцев ливневой канализации колодцев".
По Уставу МУП "Иркутскавтодор" предметом деятельности предприятия является эксплуатация автомобильных дорог, санитарное содержание и ремонт автомобильных дорог, улиц и тротуаров города, сетей ливневой канализации, искусственных сооружений, их обустройства (пункт 2.2.)
В силу пункта 2.3 Устава в соответствии с основными задачами, стоящими перед предприятием, предприятие осуществляет следующие виды деятельности, в частности производство общестроительных работ по строительству и капитальному ремонту автомобильных дорог, искусственных сооружений и их обустройства; эксплуатация автомобильных дорог; производство общестроительных работ по строительству, капитальному и текущему ремонту сетей ливневой канализации.
Удовлетворяя иск к МУП "Иркутскавтодор", суд первой инстанции руководствовался статьями 15, 1064, 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г..N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", частью 1 статьи 13, пунктом 3 статьи 15, пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 г..N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", абзацем 2 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г..N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г..N 1090, подпунктом 5 пункта 2 статьи 11, пунктом 1 статьи 41, статьей 42 Устава г..Иркутска, ГОСТом Р 50597-2017, ГОСТом 3634-99, исходил из того, что Комитет городского обустройства администрации города Иркутска, являясь самостоятельным подразделением администрации г..Иркутска, наделенным полномочиями в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения, проходящей в г..Иркутске, ул.
Степана Разина, в частности по обеспечению безопасности дорожного движения, 6 января 2019 г..делегировал полномочия по осуществлению дорожной деятельности МУП "Иркутскавтодор" путем заключения муниципального контракта N 010-64-01/2019 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Октябрьского, Правобережного административных округов в г..Иркутске в 2019 г, следовательно, именно на МУП "Иркутскавтодор" возложена обязанность по содержанию автомобильной дороги местного значения, проходящей в г..Иркутске, улица Степана Разина, в том числе по поддержанию элементов системы водоотвода в чистоте и порядке путем устранения мелких повреждений ливневой канализации, ее составных частей, поэтому ответственность за вред, причиненный автомобилю Максимовой В.И. в результате ДТП, обусловленного разрушением ливневой канализации, лежит на МУП "Иркутскавтодор", не исполнившего надлежащим образом условия муниципального контракта N 010-64-01/2019 от 6 января 2019 г, допустив нарушение требований ГОСТа Р 50597-2017, ГОСТа 3634-99, а также общих требований безопасности дорожного движения, в связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований к ответчику МУП "Иркутскавтодор" и взыскании с него в пользу истца материального ущерба.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Доводы кассационной жалобы не являются основаниями для отмены судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствовались статьями 15, 1064, 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", частью 1 статьи 13, пунктом 3 статьи 15, пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", абзацем 2 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, подпунктом 5 пункта 2 статьи 11, пунктом 1 статьи 41, статьей 42 Устава г. Иркутска, ГОСТом Р 50597-2017, ГОСТом 3634-99.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Комитет городского обустройства администрации города Иркутска, являясь самостоятельным подразделением администрации г. Иркутска, наделенным полномочиями в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения, проходящей в г. Иркутске, ул. Степана Разина, в частности по обеспечению безопасности дорожного движения, 6 января 2019 г. делегировал полномочия по осуществлению дорожной деятельности МУП "Иркутскавтодор" путем заключения муниципального контракта N 010-64-01/2019 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Октябрьского, Правобережного административных округов в г. Иркутске в 2019 г, следовательно, именно на МУП "Иркутскавтодор" возложена обязанность по содержанию автомобильной дороги местного значения, проходящей в г. Иркутске, улица Степана Разина, в том числе по поддержанию элементов системы водоотвода в чистоте и порядке путем устранения мелких повреждений ливневой канализации, ее составных частей, поэтому ответственность за вред, причиненный автомобилю Максимовой В.И. в результате ДТП, обусловленного разрушением ливневой канализации, лежит на МУП "Иркутскавтодор", не исполнившего надлежащим образом условия муниципального контракта N 010-64-01/2019 от 6 января 2019 г, допустив нарушение требований ГОСТа Р 50597-2017, ГОСТа 3634-99, а также общих требований безопасности дорожного движения, являются законными и обоснованными.
Результаты оценки доказательств приведены в судебных актах в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы МУП "Иркутскавтодор" сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований, повторяют позицию МУП "Иркутскавтодор", изложенную его представителем в судах первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем, не влекут отмену судебных актов.
Судом не установлено, что имеются основания для освобождения МУП "Иркутскавтодор" от ответственности за причиненный истцу материальный ущерб, поскольку в результате виновного бездействия МУП "Иркутскавтодор", не принявшего надлежащие меры по выполнению возложенных на него обязательств, причинен вред имуществу истца.
Доказательств отсутствия своей вины в причинении материального ущерба МУП "Иркутскавтодор" не представлено, как не представлено и доказательств наличия в действиях Максимовой В.И. признаков умысла или грубой неосторожности.
Доводы кассационной жалобы о том, муниципальным контрактом не предусмотрен такой вид работ как замена решеток ливневой канализации, не являются основаниями для отмены судебных актов. Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что причиной ДТП послужило несоблюдение требований ГОСТа Р 50597-2017, ГОСТа 3634-99, а также общих требований безопасности дорожного движения, выраженное в разрушении ливневой канализации, отсутствии ограждений и предупреждающих знаков и непринятии мер по устранению недостатков дорожного покрытия, направленных на пресечение возможности наступления неблагоприятных последствий путем выполнения ремонтных работ, оповещения участников дорожного движения об опасности причинения вреда, а обязанность по соблюдению данных требований в силу муниципального контракта была делегирована МУП "Иркутскавтодор", который не выполнил их надлежащим образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что на него должна быть возложена обязанность по возмещению Максимовой В.И. материального ущерба, причиненного транспортному средству. Условия гражданско-правовой ответственности МУП "Иркутскавтодор" установлены судом.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суды дали надлежащую оценку. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Позиция судов судебных инстанций основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Изложенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о неправильном применении ими норм права, сводятся к установлению иных обстоятельств по обособленному спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Вопросы доказывания и оценки доказательств, на которых основаны доводы жалобы, не составляют оснований для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные доводы основаны на ином применении ответчиком положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 26 мая 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 14 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Шагарова
Судьи С.В. Вульферт
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.