Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2715/2020, УИД 38RS0001-01-2020-001767-67 по иску Новичкова Виталия Николаевича к Областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной выплаты, возложении обязанности назначить выплату, взыскании судебных расходов, по кассационной жалобе и дополнениях к ней Новичкова Виталия Николаевича на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новичков В.Н. обратился в суд с иском к Областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной выплаты, возложении обязанности назначить выплату, взыскании судебных расходов.
В обоснование исковых требований Новичков В.Н. указал, что является неработающим пенсионером, ему исполнилось 82 года. С 1997 г. он получает страховую пенсию по старости, имеет звание "Заслуженный работник физической культуры РСФСР". Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" ему отказано в назначении социальной выплаты как неработающему пенсионеру, работавшему в сфере в сфере физической культуры и проживающему на территории области, имеющему звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации". Между тем наличие у него почётного звания "Заслуженный работник физической культуры РСФСР" подтверждено письменными документами.
Новичков В.Н. просил суд признать незаконным решение ответчика от 5 марта 2020 г.; возложить обязанность на ответчика назначить ему социальную выплату, как неработающему пенсионеру, имеющему звание "Заслуженный работник физической культуры РСФСР" с 27 февраля 2020 г.; взыскать с ответчика в его пользу расходы на оплату госпошлины в размере 300 руб, расходы по составлению иска 3 000 руб.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 4 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 октября 2020 г. исковые требования Новичкова В.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Новичков В.Н. просит отменить решение Ангарского городского суда Иркутской области от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 октября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы и дополнений к ней письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Новичкову Виталию Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г. N 1073-1 "За заслуги в развитии физической культуры и спорта" присвоено почётное звание "Заслуженный работник физической культуры РСФСР". Новичков В.Н. не работает, ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 82 года.
27 февраля 2020 г. Новичков В.Н. обратился в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" с заявлением о назначении социальной выплаты в соответствии с Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N108-оз "О физической культуре и спорте в Иркутской области".
Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" N от 5 марта 2020 г. Новичкову В.Н. отказано в назначении социальной выплаты в связи с отсутствием права на её получение.
Разрешая требования Новичкова В.Н. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции сослался на положения федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "О физической культуре и спорте в Иркутской области", Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации", исходил из того, что Законом Иркутской области "О физической культуре и спорте в Иркутской области" предусмотрено право на социальную выплату за государственные награды, как Российской Федерации, так и СССР, РСФСР, при этом в отношении лиц, имеющих почётные звания РСФСР, право на социальную выплату предусмотрено только лицам, имеющим почётное звание "Заслуженный тренер РСФСР". Право на социальную выплату лицам, имеющим звание "Заслуженный работник физической культуры РСФСР" указанный закон не предусматривает.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела.
Частью 9 статьи 22 Федерального закона от 4 декабря 2017 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предусмотрено, что для лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, устанавливаются почётные спортивные звания.
Наряду с присвоением почётных спортивных званий существуют и иные формы поощрения государством в области физкультуры и спорта.
В пункте 18 статьи 6 Федерального закона от 4 декабря 2017 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям России в области физкультуры и спорта относится учреждение государственных наград России, иных наград и почётных званий, премий и других форм поощрения России в области физкультуры и спорта.
Согласно подпункту "д" пункта 2 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. N 1099, в государственную наградную систему Российской Федерации входит почётное звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации".
Этим же указом утверждено Положение о почётном звании "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", в соответствии с которым Почетное звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации" присваивается организаторам физкультурного движения, ученым и тренерам, работникам спортивных организаций за личные заслуги: в создании условий для привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом; в пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни; в развитии детско-юношеского спорта и спорта высших достижений на базе специализированных спортивных школ; в создании инфраструктуры общероссийских спортивных федераций, спортивных организаций федеральных органов исполнительной власти, а также спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта; в подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации и российских спортивных клубных команд по различным видам спорта для участия во внутрироссийских и международных официальных спортивных мероприятиях; в подготовке квалифицированных кадров для организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.
Почётное звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации" присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления профессиональной деятельности и при наличии у представленного к награде лица отраслевых наград (поощрений) федерального органа государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 названного Указа Президента Российской Федерации определено, что лицам, удостоенным государственных наград Российской Федерации, входивших в государственную наградную систему Российской Федерации до вступления в силу настоящего Указа, а также гражданам Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма установлена пунктом 11 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099.
До принятия Указа Президента Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. N 1099 действовал Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положений о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации", в котором, среди почётных званий, установленных в целях поощрения граждан за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд названо почётное звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации".
В соответствии с Положением о почётном звании "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", утверждённым данным Указом, это почётное звание присваивается организаторам физкультурного движения, учёным и тренерам, работникам коллективов физкультуры, спортивных сооружений, физкультурных организаций, учебных заведений, научно-исследовательских институтов за заслуги в развитии физкультуры и спорта, в организационно-методической, учебно-тренировочной, воспитательной, инженерно-технической, научно-педагогической и хозяйственной деятельности, совершенствовании системы физического воспитания населения, массового спорта, спорта высших достижений и работающим в области физкультуры и спорта 15 и более лет.
До принятия Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 г. N 1341 и на момент присвоения Новичкову В.Н. почётного звания "Заслуженный работник физической культуры РСФСР" действовали правовые акты об установлении почётных званий РСФСР, а именно Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1982 г. "Об установлении почётного звания "Заслуженный работник физической культуры РСФСР".
В соответствии с положением о почётном звании "Заслуженный работник физической культуры РСФСР" почётное звание присваивается организаторам физкультурного движения, выдающимся учёным и тренерам, работникам коллективов физической культуры, спортивных сооружений, физкультурных организаций, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, имеющим большие заслуги в развитии физической культуры и спорта, и лицам, наиболее отличившимся в физкультурно-спортивной работе на общественных началах, работающим, как правило, не менее 15 лет в области физической культуры и спорта.
Почётное звание "Заслуженный работник физической культуры РСФСР" присваивается Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлениям Комитетов по физической культуре и спорту при Советах Министров СССР и РСФСР, министерств, государственных комитетов и ведомств СССР и РСФСР, ВЦСПС, ЦК ДОСААФ, Президиумом Советов автономных республик.
Лицам, которым присвоено почётное звание "Заслуженный работник физической культуры РСФСР", вручаются Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении почётного звания и нагрудный знак "Заслуженный работник физической культуры РСФСР".
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 4 декабря 2017 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призёров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почётные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награждённым государственными наградами Российской Федерации за заслуги в области физической культуры и спорта.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере физической культуры и спорта в Иркутской области регулируется Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "О физической культуре и спорте в Иркутской области".
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "О физической культуре и спорте в Иркутской области" (в редакции, действовавшей на день обращения Новичкова В.Н. с заявлением о назначении социальной выплаты) право на предоставление социальной выплаты в целях дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения за счет средств областного бюджета имеют неработающие пенсионеры, работавшие в сфере физической культуры и проживающие на территории области, имеющие звания "Заслуженный мастер спорта России (СССР)", "Заслуженный тренер России (СССР)", "Заслуженный тренер РСФСР", "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", а также неработающие пенсионеры, проживающие на территории области, имеющие почетное звание "Заслуженный врач России", проработавшие в спортивной медицине не менее десяти лет, имеют.
Социальная выплата устанавливается в следующих размерах: 1) неработающим пенсионерам, не достигшим возраста 80 лет, - 2963, 07 рубля; 2) неработающим пенсионерам, достигшим возраста 80 лет, - 5926, 13 рубля.
Порядок и условия предоставления указанной социальной выплаты определяются Правительством Иркутской области.
Постановлением Правительства Иркутской области от 8 декабря 2009 г. N 353/132-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления социальной выплаты отдельным категориям неработающих граждан, работавших в сфере физической культуры и проживающих в Иркутской области.
Согласно пункту 2 указанного Положения, организация предоставления социальной выплаты осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство). Предоставление социальной выплаты осуществляется расположенным по месту жительства неработающего гражданина, государственным учреждением Иркутской области, подведомственным министерству и включенным в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства (далее учреждение).
Согласно пунктам 3, 4 указанного Положения, для предоставления социальной выплаты в учреждение представляется заявление о предоставлении социальной выплаты, к которому прилагаются документы, в том числе документ, подтверждающий присвоение соответствующего звания.
Установив, что Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "О физической культуре и спорте в Иркутской области" в перечне лиц, имеющих право на предоставление социальной выплаты в целях дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения за счёт средств областного бюджета лица, имеющие почётное звание "Заслуженный работник физической культуры РСФСР", не указаны, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Новичкова В.Н. о признании незаконным решения ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району" от 5 марта 2020 г. и возложения обязанности на ответчика назначить социальную выплату, как неработающему пенсионеру, имеющего звание "Заслуженный работник физической культуры РСФСР" с 27 февраля 2020 г.
Доводы кассационной жалобы о том, что почётное звание "Заслуженный работник физической культуры РСФСР" присвоено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г, является почётным званием общегосударственного статуса, в период становления Российской Федерации как самостоятельного государства допускалось использование тождественных наименований Российская Федерация, РСФСР, Россия, что свидетельствует о равнозначности званий "Заслуженный работник физической культуры РСФСР" и "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку на правильность выводов судов нижестоящих инстанций не влияют.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что государственные награды и почётные звания Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "с"), при этом награждение государственными наградами Российской Федерации и присвоение почётных званий Российской Федерации относится к компетенции Президента Российской Федерации (статья 89, пункт "б").
Согласно Положению о государственных наградах Российской Федерации, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством (пункт 1).
Конституция Российской Федерации непосредственно не определяет правовой статус граждан, удостоенных государственных наград Российской Федерации и почётных званий Российской Федерации. Равным образом не содержит она и указаний на те правовые последствия, которые в конкретных правоотношениях могут быть обусловлены фактом наличия у лица государственной награды и (или) почётного звания. В частности, она не устанавливает обязательность каких-либо дополнительных предоставлений гражданам, награждённым государственными наградами. Соответственно, награждение гражданина государственной наградой, являясь свидетельством официального признания государством его заслуг и преследуя цель дать высокую публичную оценку его общественно полезным действиям или деятельности, не влечёт за собой обязанности государства устанавливать связанные с данным фактом последствия в виде материальных предоставлений для награжденного лица.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18 сентября 2014 г. N 1819-О, специфика юридической природы государственной награды как исключительной меры государственного поощрения за особо значимые заслуги предполагает признание за субъектами, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в данной сфере, достаточно широкой свободы усмотрения как в вопросах построения государственной наградной системы Российской Федерации на конкретном историческом этапе, так и в вопросах наделения лиц, награждённых государственными наградами, дополнительными правами и привилегиями.
Действуя в пределах предоставленных полномочий, законодатель Иркутской области предусмотрел право на предоставление социальной выплаты в целях дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения за счёт средств областного бюджета неработающим пенсионерам, работавшим в сфере физической культуры и проживающим на территории области, имеющим звания "Заслуженный мастер спорта России (СССР)", "Заслуженный тренер России (СССР)", "Заслуженный тренер РСФСР", "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", а также неработающим пенсионерам, проживающим на территории области, имеющим почётное звание "Заслуженный врач России", проработавшим в спортивной медицине не менее десяти лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, правильно применив приведённые выше нормы права, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в связи с присвоением почётного звания, определяет законодатель.
Оснований для назначения Новичкову В.Н. социальной выплаты в целях дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения за счёт средств областного бюджета у ответчика не имелось, поскольку звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации" Новичкову В.Н. не присваивалось.
При решении вопроса о предоставлении социальной выплаты ответчик руководствовался действующим законодательством, полномочия на установление тождественности званий "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации" и "Заслуженный работник физической культуры РСФСР" на ответчика при назначении социальной выплаты законом не возложены.
Суждения судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и не противоречат нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение.
То обстоятельство, что Законом Иркутской области от 11 ноября 2020 г. N 96-ОЗ внесены изменения в часть 3 статьи 23 Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "О физической культуре и спорте в Иркутской области", согласно которым часть 3 статьи 23 дополнена словами "Заслуженный работник физической культуры РСФСР", не свидетельствует о наличии у истца права на получение меры социальной поддержки в связи с присвоением почётного звания с момента обращения с заявлением (7 февраля 2020 г.) ввиду того, что закон не имеет обратной силы.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнения к ней Новичкова Виталия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.