Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-228/2020 (УИД: 38RS0016-01-2020-000098-11) по иску Шукот Олега Алфредовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты по категории "ветеран боевых действий", по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шукот О.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области (далее - УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты по категории "ветеран боевых действий".
В обоснование своих требований указывал на то, что Шукот О.А. является ветераном боевых действий, что подтверждается Свидетельством серии А N N, выданным Первомайским районным военкоматом г. Мурманска. Названным же военкоматом Шукот О.А. был выдан военный билет серии НЛ N N. В этих документах ошибочно указано его отчество как "Альфредович" с мягким знаком вместо правильного "Алфредович". На основании названных документов Шукот О.А. производилась ежемесячная денежная выплата по категории "ветеран боевых действий". Письмом УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 27 декабря 2018 г. N N Шукот О.А. было сообщено о необходимости приведения в соответствие Свидетельства серии А N N в соответствие с документом, удостоверяющим личность (паспортом гражданина Российской Федерации). Шукот О.А. были поданы заявления в военкомат Нижнеилимского района (по месту жительства) и в Первомайский районный военкомат г. Мурманска (по месту выдачи военного билета) о приведении в соответствие названных выше документов.
Во внесудебном порядке данный вопрос решить было невозможно.
Однако после обращения Шукот О.А, в военный билет серии НЛ N N на его имя, выданный 27 марта 1982 г. Первомайским районным военным комиссариатом Мурманской области, военным комиссаром Нижнеилимского района Иркутской области на странице 24 была внесена запись об изменении на странице 1 отчества "Альфредович" на "Алфредович" на основании свидетельства о рождении и паспорта.
При этом в адрес военного комиссара Нижнеилимского района Иркутской области военным комиссариатом города Мурманска были направлены запрашиваемые документы: копия списка на выдачу свидетельства о праве на льготы, копия учетной карты к военному билету НЛ N N
В ответ на запрос Военному комиссару Нижнеилимского района Иркутской области Чапскому О.А. поступили следующие документы: копия списка на выдачу свидетельства о праве на льготы, копия учетной карты к военному билету НЛ N 3877414 Шукот О.А. При этом внести изменения в написание его отчества в Свидетельстве серии А N N, выданном Первомайским районным военкоматом г. Мурманска, не представляется возможным, поскольку в представленных документах его отчество прописано неправильно. Вины Шукот О.А. в неправильном написании отчества нет. Документы были выданы ему давно, по ним производились до определенного времени выплаты. Он не придал значения написанию отчества, полагая, что это не является ошибкой.
С учетом изложенного, считает, что имеет право на получение предусмотренных законодательством льгот в виде ежемесячной денежной выплаты по категории "ветеран боевых действий".
Просил суд признать права Шукот О.А. на получение ежемесячной денежной выплаты по категории "ветеран боевых действий", обязать ответчика назначить ежемесячную денежную выплату по категории "ветеран боевых действий" с 1 октября 2016 г. - с даты прекращения данной выплаты.
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. исковые требования Шукот О.А. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 октября 2020 г. решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно свидетельству о рождении серии П-КР N 322192, выданному гор. ЗАГС Целиноград Казахской СССР 12 ноября 1964 г, Шукот Олег Алфредович родился 12 июня 1963 г, отцом Шукот О.А. указан Шукот Алфред.
В соответствии с паспортом N N, выданным N г. ОУФМС России по Иркутской области Шукот Олегу Алфредовичу отчество указано как "Алфредович".
Трудовая книжка серии ГК N 2758186 также оформлена на имя Шукот Олега Алфредовича.
В соответствии со списком N 11 на выдачу свидетельства о праве на льготы и лиц, имеющих право получения проездных документов с 50% скидкой служащим, проходившим военную службу в составе ограниченного контингента Советских войск в Республике Афганистан, поименован Шукот Олег Альфредович, который в период с июля 1982 года по август 1984 года проходил указанную службу в в/ч п/п 85615, о чем свидетельствуют данные военного билета серии НЛ N N выданного на имя Шукот Олега Альфредовича, а также копия учетной карточки к военному билету серии НЛ N N на имя Шукот Олега Альфредовича.
27 марта 1982 г. года Шукот Олегу Альфредовичу Первомайским районным военным комиссариатом г. Мурманска выдан военный билет НЛ N 3877414. При этом, на основании свидетельства о рождении, отчество "Альфредович" изменено на "Алфредович" военным комиссаром Нижнеилимского района Иркутской области
Решением УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 27 января 2005 г. Шукот О.А. была ранее назначена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
4 августа 2017 г. УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области истец снят с учёта и выплата единовременной денежной выплаты ему прекращена в связи с переездом на новое место жительство в другой субъект Российской Федерации, единовременная денежная выплата осуществлена Шукот О.А. по 30 сентября 2016 г.
Согласно решению Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе Ленинградской области от 10 августа 2017 г. N 11/278162/17, Шукот О.А. назначена выплата ежемесячной денежной выплаты по категории ветераны боевых действий в размере 2 780, 74 руб. с 1 сентября 2017 г. бессрочно. В соответствии с решением о прекращении ежемесячной денежной выплаты N 200000009696 Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе Ленинградской области решило прекратить ежемесячную денежную выплату Шукот О.А. по категории ветераны боевых действий в связи с переездом на новое место жительства в другой субъект Российской Федерации.
Письмом УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 27 декабря 2018 г. до сведения Шукот О. А. доведена информация о том, что для решения вопроса о выплате единовременной денежной выплаты ему необходимо привести свидетельство ветерана серии А N 426450 от 31 января 1985 г. в соответствие с документом удостоверяющим личность (согласно паспорту Российской Федерации Алфредович, согласно свидетельству ветерана Альфредович).
Согласно информации военного комиссара города Мурманска и Мурманской области, документами воинского учета в отношении Шукот О.А, находящимися на хранении в военном комиссариате, являются учетная карта к военному билету, список N 11 на выдачу свидетельства о праве на льготы. В указанных документах значится Шукот Олег Альфредович, N года рождения, архивных справок о военной службе Шукот О.А. на хранении не имеется. Военный комиссар полагает, что при оформлении документов Шукот О.А. о праве на льготы в 1985 году при написании его отчества допущена ошибка: его отчество написано с мягким знаком.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, исходил из того, что истец Шукот О.А. является ветераном боевых действий, которому в установленном порядке 31 января 1985 г. выдано свидетельство о праве на льготы, однако в связи с опиской, допущенной при написании отчества истца в документах, права последнего на установленные указанной категории граждан меры социальной поддержки, нарушаются.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Статьей 13 Федерального закона "О ветеранах" в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 данного федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определенной процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Поскольку 31 января 1985 г. Шукот О.А. в установленном порядке было получено удостоверение ветерана боевых действий, которое предоставляет право на получение мер социальной поддержки, удостоверение не было признано недействительным и не было отозвано (аннулировано) у истца, удостоверение было выдано именно данному лицу, без вины истца в удостоверении допущена описка в отчестве, в связи с чем судами первой и апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной выплаты.
Доводы жалобы о том, что УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, противоречат установленным по делу обстоятельствам, с учетом того, что плательщиком спорной выплаты является именно УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области, который отказал в осуществлении выплаты.
Выводы судов признаются судебной коллегией соответствующими установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм материального права на основе полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств, включая заключение эксперта.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 10 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.