Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Благодатских Г.В, Уфимцевой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0003-01-2020-000329-04 по иску прокурора города Березовский к Администрации Березовского городского округа, Муниципальному казенному учреждению по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа о понуждении к совершению действий
по кассационной жалобе администрации Березовского городского округа на решение Березовского городского суда Кемеровской области от 9 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л, установила:
Прокурор г. Березовский обратился в суд с иском к администрации Березовского городского округа, муниципальному казенному учреждению по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа о понуждении к совершению действий.
Требования мотивировал тем, что с 1 января 2016 г. управление многоквартирными жилыми домами "адрес" осуществляется ООО "УК ЖКС" на основании лицензии N от 23 октября 2015 г, состав общего имущества МКД определен в приложениях к договорам управления.
В отношении земельных участков, на которых расположены спорные многоквартирные дома, произведено межевание, границы участков определены в соответствие с требованиями действующего градостроительного и земельного законодательства по отмостке многоквартирного дома.
Так, МКД "адрес" расположен на земельном участке с кадастровым N площадью 3659 кв.м, МКД "адрес" - N площадью 912 кв.м, МКД "адрес" - N площадью 1489 кв.м, МКД "адрес" - N площадью 1530 кв.м, МКД "адрес" - N площадью 524 кв.м. Указанные участки не включают в себя внутри дворовые дороги и элементы благоустройства, а также иные объекты, расположенные в непосредственной близости от МКД (детские площадки и др.).
Лицом, на котором лежит обязанность по надлежащему содержанию, в том числе в зимнее время, дорожного полотна участков автомобильной дороги общего пользования местного значения, внутриквартальных, внутридворовых проездов, является Муниципальное казенное учреждение по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа. Администрация Березовского городского округа, как учредитель и собственник имущества, несет субсидиарную ответственность по обязательствам МКУ по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа в случае недостаточности у него денежных средств.
При проведении проверки прокуратурой по обращению директора ООО "Управляющая компания Жилкомсервис" ФИО5 установлено, что на территории муниципального образования не обеспечивается надлежащее содержание дорог местного значения, в том числе внутридворовых проездов, расположенных на территориях, прилегающих к многоквартирным жилым домам N "адрес", N, N, N, N "адрес".
При этом обязанность по содержанию указанных проездов и территорий возложена на органы местного самоуправления в связи с тем, что земельные участки, на которых располагаются данные участки дорог, не относятся к придомовым территориям спорных многоквартирных домов, не входят в состав общего имущества собственников помещений МКД.
По факту выявленных нарушений 4 декабря 2019 г. прокурором города в адрес главы Березовского городского округа внесено представление об устранении выявленных нарушений, принятию неотложных мер по обеспечению содержания внутридворовых проездов, в том числе и в зимнее время. Указанное представление рассмотрено, отклонено как необоснованное в связи с вышеизложенной позицией администрации города.
Кроме того, в администрацию и Совет народных депутатов Березовского городского округа в декабре 2019 г. направлялось предложение о необходимости включить в бюджет муниципального образования на 2020 г. средства на содержание внутридворовых проездов. Однако, указанные средства запланированы не были.
Согласно ответу Государственной жилищной инспекции Кемеровской области, за период 2018-2019 в инспекцию неоднократно поступали обращения от жителей города по факту некачественного содержания внутридворовых проездов в зимнее время. Администрация никаких мер по устранению нарушений не принимала, разъясняла заявителям, что содержание внутридворовых проездов относится к обязанности управляющих компаний.
Непринятие мер по благоустройству, содержанию дорог в зимний период на земельных участках, прилегающих к многоквартирным жилым домам, создает трудности для передвижения населения, в том числе, маломобильных групп, затрудняет проезд специальной техники к таким домам: скорой медицинской помощи, пожарной техники, полиции, а также техники для вывоза отходов производства и потребления, что, в свою очередь, приводит к их накоплению на территории жилой застройки, оказывает негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Истец просил обязать МКУ по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа в срок до 1 октября 2020 г. принять меры по содержанию внутридворовых проездов вдоль домов N "адрес", N, N, N, N "адрес" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. Обязать администрацию Березовского городского округа осуществить финансовое обеспечение мероприятий по содержанию внутридворовых проездов вдоль домов N "адрес", N, N. N, N "адрес" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, в случае недостаточности у Муниципального казенного учреждения по управлению жилищно- коммунальным хозяйством Березовского городского округа денежных средств на указанные мероприятия.
Решением Березовского городского суда Кемеровской области от 9 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 сентября 2020 г, исковые требования прокурора г. Березовский удовлетворены. На Муниципальное казенное учреждение по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа в срок до 1 октября 2020 г. возложена обязанность принять меры по содержанию внутридворовых проездов вдоль домов N "адрес", домов N, N, N, N по "адрес" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. На администрацию Березовского городского округа возложена обязанность осуществить финансовое обеспечение мероприятий по содержанию внутридворовых проездов вдоль домов N по "адрес", домов N, N, N, N по "адрес" в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в случае недостаточности у Муниципального казенного учреждения по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа денежных средств на указанные мероприятия.
В кассационной жалобе администрация Березовского городского округа ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
Считает, что обязанность по содержанию внутридворовых проездов многоквартирных жилых домов возложена на управляющую организацию в соответствии с заключенными договора управления многоквартирными домами.
Судом неверно истолкованы доводы администрации Березовского городского суда в отношении земельных участков, на которых расположены МКД, межевание произведено, границы участков определены не в соответствии с требованиями действующего градостроительного и земельного законодательства по отмостке МКД и поставлены на кадастровый учет в границах таких домов.
Обращает внимание, что спорные проезды попадают в границы земельных участков, которые должны быть сформированы под многоквартирными домами.
Указывает, что спорные проезды автомобильной дорогой не являются, не относятся к дорогам местного значения, соответственно, их содержание не относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Суды необоснованно отклонили доводы том, что управляющая компания - ООО "УК Жилкомсервис" фактически приняла на себя обязательства по содержанию спорных внутридомовых проездов, поскольку взимает в рамках заключенных договоров на управление МКД за содержание общего имущества плату за уборку и содержание придомовой территории.
Прокуратурой города Березовского принесены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика администрации Березовского городского округа - Волкова Н.В, действующая на основании доверенности, поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика муниципального казенного учреждения по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа - Цавня С.А, действующая на основании Устава и приказа о назначении на должность от 3 июня 2020 г. N 253-лс, поддержала доводы кассационной жалобы администрации.
Прокурор восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Симоненко Е.В. просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что прокуратурой г. Березовский по обращению директора ООО "УК Жилкомсервис" ФИО5 проведена проверка по факту того, что на территории муниципального образования не обеспечивается надлежащее содержание внутридворовых проездов, расположенных на территориях, прилегающих к многоквартирным жилым домам N по "адрес", домам N, N, N, N по "адрес", поскольку имеет место спор между управляющей компанией и администрацией Березовского городского округа относительно содержания внутридворовых проездов указанных многоквартирных домов.
С 1 января 2016 г. управление многоквартирными жилыми домами "адрес" на основании договоров управления от 28 декабря 2015 г. N и от 22 декабря 2015 г. N осуществляет ООО "УК ЖКС". Состав общего имущества МКД определен в приложениях к каждому из заключенных договоров.
Согласно приложению N к указанным договорам в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета с элементами озеленения и благоустройства.
Из кадастровых паспортов, выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что:
-дом N по "адрес" расположен на земельном участке с кадастровым N, площадью 3659 кв.м;
-дом N по "адрес" расположен на земельном участке с кадастровым N площадью 912 кв.м;
-дом N по "адрес" расположен на земельном участке с кадастровым N, площадью 1489 кв.м;
-дом N по "адрес" расположен на земельном участке с кадастровым N, площадью 1530 кв.м;
-дом N по "адрес" расположен на земельном участке с кадастровым N, площадью 524 кв.м.
Земельные участки находятся в общей долевой собственности собственников помещений МКД. До настоящего времени межевание земельных участков в отношении спорных МКД по расчетам нормативных размеров не произведено, государственный учет по данным расчетам в их отношении не осуществлен. Государственный учет спорных земельных участков произведен по границам МКД.
Согласно ответу ООО "УК ЖКС" от 27 января 2020 г. N содержание территорий, прилегающих к многоквартирным жилым домам N по "адрес", домам N, N, N, N по "адрес" осуществляется управляющей компанией за счет собственных средств.
Из ответа главы города Березовский N от 13 ноября 2019 г. N, следует, что муниципальным контрактом от 7 октября 2019 г. N, заключенным между МКУ по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа и "данные изъяты", в благоустройство Березовского городского округа включено содержание внутриквартальных проездов: "адрес", который включает в себя проезд к многоквартирным домам, расположенным по "адрес".
Прокуратурой г.Березовского неоднократно выносились представления в адрес администрации Березовского городского округа с требованием незамедлительно принять необходимые конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере дорожной деятельности, по недопущению их впредь, а также причин и условий, способствующих несоблюдению данного законодательства, в ответ на которые глава Березовского городского округа указал, что обязанность по содержанию придомовых территорий многоквартирных жилых домов не является обязанностью администрации Березовского городского округа.
Полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Березовского городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них переданы МКУ по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа.
Поскольку в судебном заседании нашло свое подтверждение, что муниципальное образование, на которое в силу действующего законодательства как на собственника земельных участков (внутридворовых проездов спорных многоквартирных домов), возложена обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе территорий, прилегающих к многоквартирным жилым домам, расположенных в границах "адрес" и находящихся на таких территориях дорогах местного значения, свою обязанность по содержанию дорожного покрытия внутридворовых проездов вдоль домов "адрес" надлежащим образом не исполняет, что влияет в том числе на безопасность дорожного движения, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований, заявленных прокурором города Березовский.
При этом указал, что п.п. 1 и 2 Правил благоустройства территории муниципального образования Березовский городской округ не могут быть применены к спорным земельным участкам, поскольку они сформированы и поставлены на кадастровый учет лишь по границам МКД, остальные территории, в том числе внутридворовые проезды, относятся к собственности муниципального образования, которое и должно нести бремя его содержания.
Возлагая на администрацию Березовского городского округа обязанность осуществить финансовое обеспечение мероприятий по содержанию внутридворовых проездов в случае недостаточности у МКУ по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа денежных средств на указанные мероприятия, суд первой инстанции исходил из того, что на основании п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава МКУ по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения.
Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 6 указанного Закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Таким образом, обязанность по содержанию дорог местного значения возложена на органы местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы администрации Березовского городского округа об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по содержанию внутридворовых проездов вышеуказанных многоквартирных домов, являлись предметом тщательной проверки судов и были обоснованно отклонены.
Суды правильно исходили из того, что земельные участки (внутридворовых проездов спорных многоквартирных домов) к общему имуществу собственников домов не относятся. Государственный учет спорных земельных участков произведен по границам МКД, а потому, согласно правовой позиции, изложенной в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", указанные земельные участки находятся в собственности соответствующего публично-правового образования.
Согласно пункту 4.7.2 Правил благоустройства и содержания муниципального образования Березовский городской округ, утвержденных решением Березовского городского Совета народных депутатов от 22 ноября 2012 г. N 349 (действующим на момент возникновения спорных отношений) содержание придомовых территорий многоквартирных жилых домов осуществляется с соблюдением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России.
В соответствии с п. 1.4 Правил благоустройства территории муниципального образования Березовский городской округ, утвержденных решением Совета народных депутатов Березовского городского округа от 30 апреля 2020 г. N 157, придомовая территория - земельный участок, на котором расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты; прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, внутридворовые проезды вдоль домов "адрес" служат придомовым и внутриквартальными проездами, поскольку используются участникам дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры города, следовательно, являются элементами улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения, проведение ремонта которых не относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации несут собственники помещений.
Таким образом, суды обоснованно возложили на МКУ по управлению жилищно-коммунальным хозяйством Березовского городского округа обязанность принять меры по содержанию спорных внутридворовых проездов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, находящихся в собственности муниципального образования города Березовского.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при сборе и оценке доказательств, а равно нарушения норм материального права, судами допущено не было.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, повторяют правовую позицию ответчика, тщательно исследованную судом первой и апелляционной инстанции и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Березовского городского суда Кемеровской области от 9 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Березовского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.