Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В, судей Колпаковой А.В, Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Учадзе Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело 15OS0000-01-2019-000209-43 по административному исковому заявлению Закороева Руслана Киназовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия - Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 19 августа 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Солдатовой С.В, объяснения представителя административного ответчика Правительства Республики Северная Осетия - Алания Икоева А.Р, судебная коллегия
установила:
Закороев Р.К. обратился в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 655 441+\- 11 258 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2018 года.
В обоснование заявленных требований административной истец указал, что является арендатором земельного участка, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 11 753 631, 1 руб. Полагает, что установленный размер кадастровой стоимости, существенно превышающий его рыночную стоимость - 4 415 000 руб, определенную независимым оценщиком - индивидуальным предпринимателем ФИО12, согласно отчету N 64-19н/2, выполненному 3 июня 2019 г, нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости земельного участка.
В ходе судебного разбирательства по административному делу заинтересованным лицом администрацией местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания представлен отчет N ОН-19/348 от 3 декабря 2019 г. об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком - индивидуальным предпринимателем ФИО13, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 8 012 068 руб.
В целях проверки достоверности представленных сведений о размере рыночной стоимости земельного участка по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 2 марта 2020 г. назначена судебная оценочная экспертиза.
Представитель административного истца по результатам судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертом - индивидуальным предпринимателем ФИО14, отраженным в заключении эксперта N 154-Э/2020 от 24 июля 2020 г, уточнив исковое требование, заявил об определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2018 г. в размере его рыночной стоимости, равной 6 249 000 руб.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 19 августа 2020 г. административное исковое заявление Закороева Р.К. удовлетворено. Установлена кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, в размере 6 249 000 руб, по состоянию на 1 января 2018 г. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка постановлено считать 27 ноября 2019 г.
Не согласившись с вышеуказанным решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания, административный ответчик Правительство Республики Северная Осетия - Алания, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование апелляционной жалобы административный ответчик указывает на недостатки заключения эксперта, положенного судом первой инстанции в основу обжалуемого решения суда, повлиявшие, по мнению заявителя апелляционной жалобы, на достоверность выводов эксперта.
В ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу по апелляционной жалобе определением суда апелляционной инстанции от 17 ноября 2020 г. назначена повторная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка. Проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ФИО15
Согласно выводам представленного экспертом заключения N 157/20-Э от 15 декабря 2020 г, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 655 441+\- 11 258 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: "адрес" по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 8 493 000 руб.
В суд апелляционной инстанции от административного истца Закороева Р.К. и его представителя Циклаури М.Т, действующей на основании доверенности, поступили заявления в письменной форме об отказе от административного искового заявления и прекращении производства по делу.
Представитель административного ответчика Правительства Республика Северная Осетия-Алания в судебном заседании суда апелляционной инстанции не возражал против принятия судом заявленных отказов от административного иска и прекращении производства по административному делу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства - не заявляли.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Обсудив поступившие заявления об отказе от административного иска и прекращении производства по делу, судебная коллегия препятствий для их удовлетворения не находит.
Согласно части 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В силу пункта 3 части 1 статьи 194 названного Кодекса суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Согласно части 1 статьи 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В данном случае отказы административного истца и его представителя от административного иска заявлены ими добровольно, не противоречат Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушают прав других лиц. Последствия отказа от административного иска, как указано в поданных заявлениях, административному истцу известны. Публичные интересы, нарушение которых препятствовало бы принятию судом данного отказа, отсутствуют.
При направлении в суд апелляционной инстанции экспертного заключения по результатам повторной судебной экспертизы общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" также представило в суд апелляционной инстанции заявление о возмещении расходов, понесённых в связи с производством судебной экспертизы, в размере 44 800 руб.
Разрешая настоящее заявление, судебная коллегия исходит из положения статей 103, 106, 111, 113 КАС РФ, регламентирующих правила распределения судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением административного дела, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", согласно которым, в случаях прекращения производства по делу, оставления заявления без рассмотрения судебные издержки взыскиваются с истца, учитывает отсутствие факта добровольного удовлетворения административным ответчиком административных требований, повлекшего совершённый стороной административного истца отказ от административного иска, и приходит к выводу о наличии оснований для взыскания стоимости экспертной работы, в размере 44 800 руб. в пользу общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" с административного истца.
Руководствуясь статьями 46, 157, 194, 195, 304, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
принять отказ Закороева Руслана Киназовича, его представителя Циклаури Мананы Тамазиевны, действующей на основании доверенности, от административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 августа 2020 г. отменить в связи с отказом административного истца и его представителя от указанного иска, производство по настоящему делу прекратить.
Взыскать с Закороева Руслана Киназовича в пользу общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" расходы, понесённые в связи с проведением судебной экспертизы, в размере 44 800 руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.