Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-110/2020 (УИД N 15OS0000-01-2020-000060-21) по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 2019 г. N 448, по апелляционному представлению заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 3 июля 2020 г, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Калиниченко А.В, судебная коллегия
установила:
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2019 г. N 448, опубликованным 30 декабря 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Северная Осетия-Алания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Разделом VI Территориальной программы установлены следующие нормативы объема медицинской помощи:
- за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2020-2022 годы - 0, 51 посещения на 1 жителя (включая медицинскую помощь, оказываемую выездными психиатрическими бригадами) (абзац 4 раздела VI);
- в связи с заболеваниями: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2020 - 2022 годы - 0, 101 обращения на 1 жителя (абзац 7 раздела VI);
- для медицинской помощи в условиях дневных стационаров за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2020 - 2022 годы - 0, 0028 случая лечения на 1 жителя (включая случаи оказания паллиативной медицинской помощи в условиях дневного стационара) (абзац 15 раздела VI);
- для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2020 - 2022 годы - 0, 0102 случая госпитализации на 1 жителя (абзац 16 раздела VI);
- для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 2020 - 2022 годы - 0, 64 койко-дня на 1 жителя (абзац 18 раздела VI).
Разделом VII Территориальной программы установлены следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки паллиативной медицинской помощи и койки сестринского ухода), - 1012, 0 руб. (абзац 18 раздела VII);
- средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2020 г. - 2 982, 7 руб. (абзац 35 раздела VII).
Заместитель прокурора Республики Северная Осетия-Алания обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных норм регионального нормативного правового акта ввиду установления ими нормативов объема оказания медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в меньшем размере, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 (далее - Федеральная программа). По мнению административного истца, Территориальная программа в оспариваемой части нарушает права жителей Республики Северная Осетия-Алания на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 18 и 35 раздела VII Территориальной программы в части установления нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2020 г. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Республики Северная Осетия-Алания ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходил из того, что Территориальная программа утверждена Правительством Республики Северная Осетия-Алания в пределах полномочий государственного органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, предоставленных пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), статьей 1 Республиканского конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 28 мая 1998 г. N 6-З "О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания", статьей 15 Конституционного Закона Республики Северная Осетия-Алания от 26 января 2001 г. N 1-РЗ "О системе органов государственной власти в Республике Северная Осетия-Алания", с соблюдением процедуры ее принятия и в надлежащей форме, опубликована в установленном Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля 2014 г. N 94 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Главы Республики Северная Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания и органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания" порядке на официальном интернет-портале правовой информации 30 декабря 2019 г. Оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется, а административное исковое заявление, апелляционная жалоба в этой части каких-либо доводов не содержит.
В соответствии с положениями пункта "ж" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы здравоохранения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам которого издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом N 323-ФЗ (пункт 3 статьи 1 поименованного Закона).
Право каждого на получение медицинской помощи в гарантированном объеме, предоставляемой без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено статьей 19 названного Закона.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
При этом федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации названными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, установилобъемы и границы правового регулирования, осуществляемого органами государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, указав на необходимость утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой и на возможность предусматривать дополнительные виды и дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе превышающие усредненные показатели, установленные стандартами медицинской помощи, а также условия оказания медицинской помощи Территориальной программой при условии выполнения финансовых нормативов, установленных Федеральной программой (части 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ).
Субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов.
Разделом VI Федеральной программы утверждены средние нормативы объема медицинской помощи, разделом VII - средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.
Суд первой инстанции, сопоставив положения о нормативах финансирования с аналогичными нормами Федеральной программы, правомерно констатировал, что оспариваемые нормативы определены Правительством Республики Северная Осетия-Алания в меньшем объеме по сравнению с аналогичными нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска в указанной части.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
В силу раздела VI Федеральной программы нормативы объема медицинской помощи, финансируемые за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, с учетом более низкого (по сравнению со среднероссийским) уровня заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний, на основе реальной потребности населения, установленные в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи могут быть обоснованно ниже средних нормативов, предусмотренных разделом VI Федеральной программы.
Во исполнение пункта 2б постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направлены разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, включая подходы к определению дифференцированных нормативов объема медицинской помощи (далее Разъяснения).
Разделом 4 Разъяснений установлено, что основой формирования территориальной программы является потребность населения в медицинской помощи, предоставляемой на бесплатной основе.
При формировании территориальной программы рассчитываются и устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи с учетом региональных особенностей.
Республика Северная Осетия-Алания разделом 4 указанных Разъяснений отнесена к числу субъектов Российской Федерации, в которых могут применяться понижающие коэффициенты к средним нормативам объема медицинской помощи, установленным Федеральной программой в размере 0, 7.
Рекомендуемые для установления в территориальных программах дифференцированные нормативы объема медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, на 2020 год с учетом рекомендуемых коэффициентов дифференциации объема медицинской помощи представлены в приложении 4 к настоящим Разъяснениям.
Оспариваемые административным истцом нормативы объема медицинский помощи установлены Правительством Республики Северная Осетия-Алания в пределах коэффициента дифференциации, установленной указанным приложением 4 к Разъяснениям для Республики Северная Осетия-Алания.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, обоснованность применения понижающего коэффициента к объемам медицинской помощи в настоящем случае не является произвольной, подтверждена материалами административного дела, в том числе представленными в суд апелляционной инстанции Министерством здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания статистическими данными на 2017-2019 гг. (в абсолютных цифрах и в соотношении на 100 тыс.населения) о числе лиц, у которых впервые выявлены заболевания, лиц, находящихся под диспансерным наблюдением и смертности, подтверждающими более низкий, по сравнению со среднероссийским, уровень заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
С учетом вышеизложенных положений закона и обстоятельств административного дела судом первой инстанции верно принято решение об отсутствии оснований для признания оспариваемых положений раздела VI Территориальной программы недействующими, поскольку они не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушают права жителей Республики Северная Осетия-Алания на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 3 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.