Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от 15 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 августа 2020 года по административному делу по исковому заявлению и.о. прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности по совершению действий, направленных на соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации мест размещения отходов.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО6, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
и.о. прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края обратился в Тугуро-Чумиканский районный суд Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и просил: - обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по приведению полигона твёрдых коммунальных отходов, расположенного примерно в 1 км на юго-восток от окраины села Чумикан, в соответствии с требованиями пунктов 3.5, 4.1, 4.3, 4.4, 5.3 санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16; - обязать администрацию Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в мероприятиях по приведению полигона твёрдых коммунальных отходов, расположенного примерно в 1 км на юго-восток от окраины села Чумикан Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, в соответствии с требованиями пунктов 3.5, 4.1, 4.3, 4.4, 5.3 санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов.
СанПиН 2.1.7.1038-01", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16; - обязать администрацию Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить принятие министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края заявлений о включении объектов размещения отходов, указанных в распоряжении администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 11 декабря 2018 года N 387-р "Об определении мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района в границах сельских поселений муниципального района" в перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории Хабаровского края, с необходимыми материалами.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Тугуро-Чумиканского района в соответствии с поручением прокуратуры Хабаровского края проведена проверка соблюдения ответчиками требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой установлено, что примерно в 1 км по направлению на юго-восток от окраины села Чумикан на площади 2 га находится полигон твёрдых бытовых отходов, на котором отсутствует территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов, на выезде с территории полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, по периметру всего земельного участка, занимаемого полигоном, отсутствует лёгкое ограждение или осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м, в месте разгрузки и складирования отходов отсутствуют переносные сетчатые ограждения, что свидетельствует о том, что ответчиками в пределах их компетенции не проводятся мероприятия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, образующихся на территории села Чумикан, в соответствии с требованиями пунктов 3.5, 3.7, 4.3, 4.4, 5.3 СанПиН 2.1.7.1038-01.
Кроме того, распоряжением администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 11 декабря 2018 года N 387-р "Об определении мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района в границах сельских поселений муниципального района" определены места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района в границах сельских поселений муниципального района согласно приложению: сельское поселение "Село Алгазея" - в 2000 м на северо-восток от ориентира дизельной станции села Алгазея; сельское поселение "Село Тугур" - в 1000 м на юго-восток от взлетного поля села Тугур; сельское поселение "Село Удское" - в 500 м на северо-запад от взлетного поля села Удское; сельское поселение "Село Тором" - в 900 м на юго-восток от здания администрации сельского поселения "Село Тором"; сельское поселение "Село Чумикан" - примерно в 1000 м на юго-восток от окраины села Чумикан. В нарушение статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" администрацией муниципального района до настоящего времени не проведены работы по постановке на учёт всех земельных участков, на которых расположены объекты размещения отходов, для включения их в перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов и получения заключения министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возможности их использования; не направлено в министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края заявление о включении объекта размещения отходов с необходимыми материалами о включении объекта размещения отходов в перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Бездействие ответчиков нарушает право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, создаёт угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Решением Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от 15 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 августа 2020 года, исковые требования и.о. прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края удовлетворены.
11 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, поданная через Тугуро-Чумиканский районный суд Хабаровского края 19 ноября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований и.о. прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края.
В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. Так, спорный объект (земельный участок) не является полигоном ТКО, а является несанкционированной свалкой, подлежащей ликвидации собственником земельного участка (администрацией Тугуро-Чумиканского муниципального района). В соответствии с данными из Единой государственной информационной системы учёта отходов от использования товаров, на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района полигоны отсутствуют. Удовлетворение исковых требований прокурора не приведёт к становлению свалки ТКО, расположенной в 1 км от села Чумикан, объектом размещения ТКО и не повлечёт правовых оснований для его включения в государственный реестр объектов размещения отходов (долее - ГРОРО) в виду отсутствия проектной документации на строительство объектов размещения отходов, заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство объекта размещения отходов и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Данный объект не может быть включён в Перечень для эксплуатации до 2023 года. Кроме этого, спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, что также является препятствием к включению данного объекта в Перечень (пункт 10 Приказа N 303).
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 декабря 2020 года кассационная жалоба министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и гражданское дело по иску и.о. прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц, переданы на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
Определениями судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2020 года и от 11 января 2021 года кассационная жалоба министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Центрального районного суда города Хабаровска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ФИО6, возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО7, письменные возражения прокуратуры Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьёй 42 Конституции РФ и частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и др.
В соответствии со статьёй 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 7).
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края проверки соблюдения администрацией Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края требований законодательства об отходах производства и потребления, установлено при обследовании земельного участка, распложенного в 1 км на юго-восток от окраины села Чумикан, на площади 2 га расположен полигон твёрдых бытовых отходов, на котором отсутствует территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов, на выезде с территории полигона отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровоза, по периметру всего земельного участка, занимаемого полигоном твёрдых бытовых отходов, отсутствует легкое ограждение или осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м, в месте разгрузки и складирования отходов отсутствуют переносные сетчатые ограждения. 22 апреля 2020 года по результатам проверки составлен акт проверки.
Собственником свалки твердых бытовых отходов, общей площадью 24300 кв.м, расположенной по адресу: Хабаровский край, Тугуро-Чумиканский район, село Чумикан, улица Таранца, 44а, 1000 метров на восток, является Тугуро-Чумиканский муниципальный район Хабаровского края (свидетельство о государственной регистрации права от 28 мая 2014 года).
Распоряжением администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 11 декабря 2018 года N 387-р "Об определении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района в границах сельских поселений муниципального района" определены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района в границах сельских поселений муниципального района со сроком складирования не более чем 11 месяцев в целях их дальнейшей разработки, утилизации, обезвреживания, размещения, в соответствии с приложением: территории в границах сельских поселений: "Село Алгазея" - в 2000 м на северо-восток от ориентира дизельной станции села Алгазея; "Село Тугур" - в 1000 м на юго-восток от взлетного поля села Тугур; "Село Удское" - в 500 м на северо-запад от взлетного поля села Удское; "Село Тором" - в 900 м на юго-восток от здания администрации сельского поселения "Село Тором"; "Село Чумикан" - примерно в 1000 м на юго-восток от окраины села Чумикан.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая данные судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", и пришли к правильному выводу об обоснованности иска и.о.прокурора, о нарушении права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку факты неисполнения ответчиками требований федерального законодательства в части не проведения мероприятий по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов на полигоне, нашли свое подтверждение.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, спорный объект (земельный участок) является полигоном твёрдых бытовых отходов, а не несанкционированной свалкой, и должен быть оформлен и эксплуатироваться в соответствии с действующими нормативными требованиями.
А ссылка в кассационной жалобе на отсутствие проектной документации на строительство объектов размещения отходов, заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию на строительство объекта размещения отходов и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, свидетельствует в свою очередь о бездействии ответчиков.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тугуро-Чумиканского районного суда Хабаровского края от 15 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 21 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.