Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Степанов И.А. на решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Степанов И.А. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Туркеевой О.В, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, отделу судебных приставов по взысканию алиментных платежей по городу Хабаровску Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по городу Хабаровску Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Черкасовой И.А. о признании постановлений незаконными.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Степанов И.А. обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - ОСП по Центральному району) Туркеевой О.В. о расчёте задолженности по алиментам от 1 апреля 2019 года, а также признать незаконными и отменить постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по городу Хабаровску Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - ОСП по ВАП по городу Хабаровску) Черкасовой И.А. о расчёте задолженности по алиментам от 1 октября 2018 года и от 29 марта 2019 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 3 декабря 2015 года в отношении него судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по городу Хабаровску было возбуждено исполнительное производство N-ИП о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребёнка.
После достижения ребёнком совершеннолетия, 1 апреля 2019 года ОСП по Центральному району возбуждено исполнительное производство N-ИП о взыскании со Степанова И.А. задолженности по алиментам.
В рамках данных исполнительных производств судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по городу Хабаровску Черкасовой И.А. 1 октября 2018 года и 29 марта 2019 года, а также судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району Туркеевой О.В. 1 апреля 2019 года выносились постановления о расчёте задолженности по алиментам, которые, по мнению административного истца, являются незаконными и нарушают его права, поскольку какой-либо задолженности по алиментам у него не имеется.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 3 декабря 2019 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО), ОСП по ВАП по городу Хабаровску и судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по городу Хабаровску Черкасова И.А.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Степанова И.А. было отказано.
11 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная им 25 ноября 2020 года через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 декабря 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
В силу положений статьи 360 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, судебным приказом мирового судьи судебного участка N 13 судебного района "Индустриальный район города Хабаровска" от 11 октября 2006 года (дело N) со Степанова И.А. в пользу Степанова Н.В. были взысканы алименты на содержание дочери "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/4 всех видов заработка (доходов) ежемесячно, начиная с 10 октября 2006 года и до совершеннолетия ребёнка.
На основании указанного судебного приказа 3 декабря 2015 года в ОСП по ВАП по городу Хабаровску возбуждено исполнительное производство N-ИП, в рамках которого судебным приставом-исполнителем данного подразделения службы судебных приставов Черкасовой И.А. 1 октября 2018 года выносилось постановление о расчёте задолженности Степанова И.А. по алиментам за период с 1 сентября 2018 года по 30 сентября 2018 года в размере 10 603 рублей 25 копеек, копия которого была получена административным истцом 25 октября 2018 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по городу Хабаровску от 8 ноября 2018 года был произведён перерасчёт задолженности административного истца по алиментам, в соответствии с которым за период с 1 июня 2018 года по 31 октября 2018 года размер такой задолженности составил 25 810 рублей 11 копеек. Копия данного постановления получена Степановым И.А. 8 ноября 2018 года.
Позже, 29 марта 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по городу Хабаровску Черкасовой И.А. произведён расчёт задолженности административного истца по алиментам на момент достижения ребёнком совершеннолетия (то есть по состоянию на 20 марта 2019 года), согласно которому её размер составил 53 452 рубля 36 копеек (копия соответствующего постановления получена Степановым И.А. 8 апреля 2019 года).
На основании указанного выше постановления от 29 марта 2019 года и в связи с прекращением исполнительного производства N-ИП по пункту 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации, пункту 9 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району Туркеевой О.В. 1 апреля 2019 года в соответствии с положениями части 6 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ возбуждено исполнительное производство N-ИП, предметом которого является взыскание со Степанова И.А. в пользу Степановой Н.В. задолженности по алиментам в размере 53 452 рублей 36 копеек. Копия указанного постановления получена должником 17 апреля 2019 года.
Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления о признании приведённых постановлений от 1 октября 2018 года, от 29 марта 2019 года и от 1 апреля 2019 года незаконными, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, указал в решении, что судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАП по городу Хабаровску был вправе 1 октября 2018 года и 29 марта 2019 года произвести расчёт задолженности по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, поскольку должник о месте своей работы не сообщал, документы, подтверждающие свой заработок и (или) иной доход, не представлял. Степанов И.А. обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением о перерасчёте задолженности по алиментам уже после прекращения исполнительного производства о взыскании алиментов в связи с достижением ребенком совершеннолетия и направления постановления от 29 марта 2019 года из ОСП по ВАП по городу Хабаровску на исполнение в ОСП по Центральному району. В свою очередь, судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному району расчёт задолженности по алиментам 1 апреля 2019 года не производил, а лишь возбудил исполнительное производство о взыскании задолженности по алиментам, определённой в постановлении о расчёте такой задолженности, которое поступило из ОСП по ВАП по городу Хабаровску.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами нижестоящих судов, положенными в основу решения и апелляционного определения, у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и не опровергаются имеющимися в деле доказательствами, которые получили соответствующую судебную оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Согласно пункту 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ размер задолженности по алиментам определяется судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, определённого судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Расчёт задолженности по алиментам оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, вынесенным в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
Аналогичное положение содержит в себе пункт 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации.
Из содержания части 6 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ следует, что основанием для возбуждения исполнительного производства является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчёте и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ (прекращение алиментных обязательств в связи с достижением ребёнком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия).
В данном случае, как верно указали суды, расчёт задолженности по алиментам в рамках исполнительного производства N-ИП осуществлён судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по городу Хабаровску исходя из приведённых выше требований закона, с учётом размера средней заработной платы в Российской Федерации; в период с 31 октября 2018 года по 17 апреля 2019 года должник по исполнительному производству о месте своей работы в подразделения службы судебных приставов не сообщал, а также не представлял документы, подтверждающие его заработок или иной доход. По состоянию на 1 апреля 2019 года у судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району имелись предусмотренные законом основания для возбуждения исполнительного производства N-ИП о взыскании задолженности по алиментам в сумме 53 452 рублей 36 копеек.
Пунктом 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" разъяснено, что в случае, если какая-либо из сторон не согласна с определением задолженности по алиментам, исходя из положений пункта 5 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ указанный вопрос подлежит разрешению судом в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Лица, обязанные уплачивать алименты на несовершеннолетнего ребенка, либо получатели этих алиментов, полагающие, что определение задолженности, произведённое судебным приставом-исполнителем на основании пункта 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, существенно нарушает их интересы, вправе обратиться в суд с иском об определении задолженности по алиментам в твёрдой денежной сумме с учётом их материального и семейного положения и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Следовательно, исходя из указанной выше правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, административный истец не лишён возможности оспорить размер задолженности по алиментам в порядке искового производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством, с приведением своих доводов и доказательств о наличии у него подтверждённых доходов за спорный период времени.
Как следует из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, признание незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возможно только при несоответствии таких решений, действий (бездействия) нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий обжалуемые решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, судами первой и апелляционной инстанций не установлено, с чем судебная коллегия кассационного суда соглашается и констатирует, что судебные инстанции правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильных выводов судов, изложенных в решении и апелляционном определении, по существу они направлены на переоценку исследованных нижестоящими судами обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу положений частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Аналогичным доводам уже давалась оценка на стадии апелляционного рассмотрения дела и они были обоснованно отвергнуты как несостоятельные с приведением необходимой мотивации в апелляционном определении.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, способные на стадии производства в суде кассационной инстанции поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 24 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Степанов И.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.