Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу ФКУ "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области на решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 7 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, УФСИН России по Сахалинской области - Кобзаревой Н.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Смирныховский районный суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии надлежащих мер по оборудованию общежития участка колонии-поселения, общежитий отрядов NN 2, 4 жилой зоны умывальниками и унитазами в соответствии с требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512, Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом Минюста РФ N 130-дсп от 02.06.2003 и СП 308.1325800.2017 Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденным приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 20.10.2017 N 1454/пр; обязать УФСИН России по Сахалинской области в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на оборудование общежития участка колонии-поселения, общежитий отрядов N N 2, 4 жилой зоны умывальниками и унитазами в соответствии с требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512, Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом Минюста РФ N 130-дсп от 02.06.2003 и СП 308.1325800.2017 Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы.
Правила проектирования, утвержденным приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 20.10.2017 N 1454/пр; обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать общежитие участка колонии-поселения, общежитий отрядов NN 2, 4 жилой зоны умывальниками и унитазами в соответствии с требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512, Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом Минюста РФ N 130-дсп от 02.06.2003, и СП 308.1325800.2017 Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденным приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 20.10.2017 N 1454/пр.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 16-18 октября 2019 года Сахалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, в ходе которой были выявлены нарушения в части обеспечения осужденных умывальниками и унитазами. 8 ноября 2019 года в адрес руководства ФКУ ИК-2 внесено представление об устранении нарушений. Согласно ответу от 6 декабря 2019 года указанные нарушения не устранены, т.к. площади санитарных узлов не предусматривают размещение необходимого количества умывальников и унитазов. Т.о. каких-либо мер по устранению выявленных нарушений руководством учреждения принято не было.
Решением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 7 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 мая 2020 года, административные исковые требования Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области удовлетворены: признано незаконным бездействие ФКУ ИК N 2 УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии надлежащих мер по оборудованию общежития участка колонии-поселения, общежитий отрядов NN 2, 4 жилой зоны умывальниками и унитазами в соответствии с требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденные приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр.; на УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на оборудование общежития участка колонии- поселения, общежитий отрядов NN 2, 4 жилой зоны умывальниками и унитазами в соответствии с требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденные приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр.; на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать общежитие участка колонии-поселения, общежития отрядов NN 2, 4 жилой зоны умывальниками и унитазами в соответствии с требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512, СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденные приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр.
24 ноября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, поданная через Смирныховский районный суд Сахалинской области 10 ноября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции административный ответчик указал на нарушение судами норм материального и процессуального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. К полномочиям УФСИН России по Сахалинской области не относится обеспечение финансирования. Имеющиеся площади не позволяют выполнить решение суда без внесения капитальных изменений в объект недвижимого имущества, которое может приниматься только собственником имущества ФСИН России, не привлеченной к участию в деле. Требования Свода правил не могут применяться к объекту уголовно-исполнительной системы 1967 года постройки.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 декабря 2020 года кассационная жалоба ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, УФСИН России по Сахалинской области - Кобзаревой Н.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 16-18 октября 2019 года Сахалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что в нарушение п/п 4 раздела 1 Приложения N 2 к номенклатурам норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в соответствии с которым комната для умывания обеспечивается умывальниками из расчета 1 шт. на 10 человек, комната для умывания в общежитии УКП с лимитом наполнения 55 человек обеспечена 5 умывальниками; помещение отряда N 2 при размещении 123 осужденных обеспечено 4 умывальниками; помещение отряда N 4 при размещении 110 осужденных обеспечено 5 умывальниками. В нарушение п.9.11 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Российской Федерации, в соответствии с которым помещения общежитий осужденных обеспечиваются унитазами из расчета 1 шт. на 15 человек, помещение общежития отряда N 2 обеспечено 3 унитазами; помещение общежития отряда N 4 обеспечено 4 унитазами.
Удовлетворяя требования Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области, суд первой инстанции, руководствуясь ч.3 ст.99 УИК РФ, Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512, Сводом правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденным Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр, исходил из того, что количество умывальников и унитазов на участке колонии-поселения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области не соответствует установленным законодательством минимальным нормам материально-бытового обеспечения осужденных.
Данную позицию поддержал суд апелляционной инстанции.
Однако, данные выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены при неправильном применении норм материального и процессуального права.
СП 308.1325800.2017. "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)" распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.
Из содержания Приказа ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы", Свода правил не усматривается, что приведенные в них нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до введения нормативных правовых актов в действие.
Здание общежития участка колонии-поселения построено в 1967 году, здание общежития отрядов NN 2, 4 - 1983 года постройки.
Кроме того, из имеющегося в материалах дела ответа врио начальника ФКУ ИК-2 прокурору от 6 декабря 2019 года следует, что согласно техническому паспорту здания общежития N 2 площадь умывальной комнаты составляет 17, 3 кв.м, что не позволяет разместить необходимое количество санитарных приборов (умывальников). Площадь санузла общежития отряда N 2 составляет 11, 5 кв.м, что также не позволяет разместить необходимое количество санитарных приборов (унитазов). Согласно техническому паспорту здания общежития отряда N 4 площадь умывальной комнаты составляет 14, 2 кв.м, что не позволяет разместить необходимое количество санитарных приборов (умывальников). Площадь санузла общежития отряда N 4 составляет 14, 8 кв.м, что также не позволяет разместить необходимое количество санитарных приборов (унитазов). При отсутствии умывальной комнаты, санузла необходимой площадью для размещения умывальников, унитазов даже при наличии соответствующего финансирования решение суда является неисполнимым.
При рассмотрении дела судом не исследовался вопрос о наличии технической возможности осуществить оборудование общежитий участка колонии-поселения, отрядов NN 2, 4 дополнительными умывальниками и унитазами. У сторон не истребованы доказательства того, что при выделении финансирования в рамках капитального ремонта имеется возможность дополнительно оборудовать имеющиеся помещения умывальных комнат и санузлов достаточным количеством санитарно-технического оборудования либо переоборудовать дополнительные помещения под умывальные комнаты и туалеты.
Вопреки разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" о том, что судебное решение не должно вызывать затруднений при его исполнении, оспариваемые судебные акты не отвечают требованиям исполнимости.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смирныховского районного суда Сахалинской области от 7 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 мая 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.