Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Т.И. Украинской, судей К.В. Аноприенко, И.Г. Власенко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулакова Алексея Владимировича к войсковой части 74058, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Восточное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании членом семьи военнослужащего
по кассационной жалобе Кулакова А.В.
на решение Пограничного районного суда Приморского края от 24 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 ноября 2020 г, заслушав доклад судьи Украинской Т.И, УСТАНОВИЛА:
Кулаков А.В. обратился в суд с настоящим иском, указав, что является военнослужащим и проживает в служебном жилом помещении - квартире "адрес". Вместе с ним проживают члены его семьи: супруга Кулакова С.А, сын Кулаков Д.А, дочь Кулакова М.А. и дочь супруги от первого брака Нахаева Виктория Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец заботится о Нахаевой В.Н. как о родной дочери, они проживают совместно, ведут общее хозяйство. Просит признать Нахаеву В.Н. членом своей семьи, что необходимо для обеспечения его и членов его семьи жильем как военнослужащего и получения других льгот и компенсаций.
Решением Пограничного районного суда Приморского края от 24 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 ноября 2020 г, в удовлетворении исковых требований Кулакову А.В. отказано.
В кассационной жалобе Кулаков А.В. просит судебные постановления, состоявшиеся по настоящему делу, отменить. Указывает, что судебными инстанциями не учтен факт нахождения Нахаевой В.Н. у него на иждивении. Кроме того, судом, вопреки разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в постановлении от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", не применены нормы Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного заседания посредством направления судебных извещений заказными почтовыми отправлениями, в судебное заседание кассационного суда не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации кассационный суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, кассационный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушения по данному делу судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
Как следует из материалов дела, причиной обращения Кулакова А.В. с требованием о признании Нахаевой В.Н. членом своей семьи явилось намерение получить социальные гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством для военнослужащих и членов их семей.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих (абзац пятый этой же статьи).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды правомерно исходили из данной нормы Федерального закона, а также учли разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 25 постановления Пленума от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", а также в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
По смыслу закона и руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в их совокупности, круг лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на социальные гарантии и компенсации, в том числе право на обеспечение жильем или жилищной субсидией, определяется пунктом 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" с учетом норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации в их системной связи, и является исчерпывающим. При этом применение общих норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации не должно противоречить нормам Закона о статусе военнослужащих как специального закона.
При таких обстоятельствах Нахаева В.Н. могла быть признана членом семьи истца только при условии установления факта нахождения у него на иждивении.
Понятие иждивенца установлено статьей 31 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Между тем, исследованные судом доказательства, оценка которым дана в соответствии с положениями статьи 67 ГПК Российской Федерации, не позволяют отнести Нахаеву В.Н. к иждивенцам истца в том смысле, как это установлено нормами пенсионного законодательства. Нахаева В.Н. является совершеннолетней, трудоспособной, до достижения совершеннолетнего возраста находилась на иждивении у своих родителей, а оказываемая ей истцом материальная поддержка не является по своей сути помощью, которая была бы для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
Доводы кассационной жалобы направлены на толкование норм материального права и переоценку доказательств по делу, что в силу положений статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основанием к отмене или изменению судебных постановлений по делу служить не может.
Руководствуясь статьей 390 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пограничного районного суда Приморского края от 24 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кулакова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.