Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта жилого дома, организовать проведение капитального ремонта, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации
на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 12 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н, полагавшей судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, указав, что жилой дом по адресу: "адрес" состоит на балансе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, которое осуществляет управление и распоряжение закрепленным за ним жилищным фондом. 29 сентября 2017 года между Министерством обороны РФ и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России (далее-ФГБУ "ЦЖКУ") заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N3-УЖФ/ВВО-1, в соответствии с которым последнее приняло на себя обязательства по управлению с 26 сентября 2017 года жилыми домами Минобороны России, в том числе вышеуказанным многоквартирным домом. Согласно акту общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома от 19 сентября 2019 года по адресу: "адрес" жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте, который не производился с момента его постройки, что в свою очередь создает опасность к причинению вреда жизни и здоровья военнослужащим и гражданскому персоналу Минобороны России, а также причинению вреда имуществу Минобороны России. Просил возложить на Министерство обороны РФ обязанность выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома, обязать Министерство обороны РФ и ФГБУ "ЦЖКУ" организовать проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда данного дома от 19 сентября 2019 года, которым установлена необходимость проведения капитального ремонта дома.
Определением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 18 марта 2020 года по данному гражданскому делу к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений".
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 12 мая 2020 года исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес" в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда данного дома от 19 сентября 2019 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что спорный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества МКД Хабаровского края на 2014-2043 годы, утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 года N 479. Финансирование проведения капитального ремонта осуществляется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взносов на капитальный ремонт, вносимых собственниками помещений в МКД. Региональным фондом капитального ремонта является "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных работ в Хабаровском крае", в связи с чем в компетенцию Министерства обороны не входит проведение капитального ремонта.
Прокурором представлены письменные возражения на кассационную жалобу, в которых он просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители Министерства обороны РФ, ФГБУ "ЦЖКУ", ФГКУ "ДВ ТУИО". Представитель Министерства обороны РФ просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Согласно статье 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судами установлено, что в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 355 создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Собственником закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации многоквартирного дома по адресу: "адрес" является Министерство обороны РФ. Балансодержателем данного многоквартирного жилого дома является ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России.
Из акта общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома от 19 сентября 2019 года, составленного комиссией в составе представителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны по ВВО, следует, что жилой дом по адресу: "адрес" находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в проведении капитального ремонта.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
26 сентября 2017 года между Министерством обороны РФ (собственником жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ) в лице Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа, и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", заключен договор N 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации. Согласно пункту 2.4 Договора, управляющая организация в отношении передаваемого в управление жилищного фонда приобрела права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации.
Разрешая спор и возлагая на Министерство обороны РФ обязанность по организации проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 8 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", статей 209, 210 ГК РФ, исходил из того, что многоквартирный жилой дом (1990 года постройки) по адресу: "адрес" находится в неудовлетворительном состоянии, нуждается в проведении капитального ремонта, при этом собственник имущества (Министерство обороны Российской Федерации) длительное время необходимых мер по поддержанию имущества в надлежащем состоянии не принимают, действия по организации капитального ремонта многоквартирного дома не производит, чем нарушаются жилищные права нанимателей жилых помещений многоквартирного жилого дома.
В удовлетворении исковых требований к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по проведению капитального ремонта суд отказал, исходя из того, что многоквартирный дом "адрес" за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не закреплен, находится у ответчика на обслуживании, договоров, возлагающих на него обязанность по проведению капитального ремонта данного жилого дома не имеется. При этом уставная деятельность ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России данный вид работ не предусматривает, пунктом 16 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России наделено правом проведения капитального ремонта, приносящего доход деятельности, многоквартирных домов, которые не относятся к жилищному фонду, закрепленному за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Судом также отказано в удовлетворении требований о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта жилого дома, поскольку установлен иной порядок финансирования проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются законными и обоснованными, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы Министерства обороны Российской Федерации о несоответствии законодательству выводов суда об обязанностях министерства принимать решение о проведении капитального ремонта жилищного фонда Вооруженных Сил Российской Федерации противоречат положению о Минобороны России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", которыми установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Факт включения многоквартирного жилого дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества МКД Хабаровского края на 2014-2043 годы, утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 года N 479, не освобождает Министерство обороны РФ, как собственника этого здания, от обязанностей по содержанию указанного имущества. Основным источником финансирования работ, выполнение которых возможно в рамках реализации региональной программы, являются средства собственников, накапливаемые при оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт. Согласно информации НО "Региональный оператор Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" по многоквартирным домам военного городка N 23 Минобороны России не выполняет обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт, что приводит к отсутствию средств, накопленных в фонде капитального ремонта и невозможности дальнейшего его проведения.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 12 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.