Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Роженцевой Ю.В, при секретаре Таран И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-90/2020 по административному исковому заявлению АО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" о признании недействительным приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 октября 2019 года N293-НПА "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод для АО "Силикатный завод", осуществляющего на территории муниципального образования городской округ "Город Чита" (п. Антипиха) деятельность в сфере водоотведения, на 2019 год, в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 22 января 2020 года N 6-НПА, по апелляционной жалобе АО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" на решение Забайкальского краевого суда от 08 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителей АО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" Гембик Ю.С, Пятаковой М.Н, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Серебряковой А.Ю, АО "Силикатный завод" Сапожниковой О.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края) от 30 октября 2019 года N 293-НПА, который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф) 01 ноября 2019 года, установлены тарифы на транспортировку сточных вод для акционерного общества "Силикатный завод" (далее - АО "Силикатный завод"), осуществляющего на территории муниципального образования городской округ "Город Чита" (п. Антипиха) деятельность в сфере водоотведения, на 2019 год в размере 15, 10 руб./куб.м.
Приказом РСТ Забайкальского края от 22 января 2020 года N 6-НПА, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф) 23 января 2020 года, в вышеназванный приказ внесены изменения, в соответствии с которыми определен период действия установленного тарифа с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года и действие приказа распространено на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года.
АО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (далее - АО "Водоканал-Чита") обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением о признании недействительным приказа РСТ Забайкальского края от 30 октября 2019 года N 293-НПА "Об установлении тарифа на транспортировку сточных вод для АО "Силикатный завод", осуществляющего на территории муниципального образования городской округ "Город Чита" (п. Антипиха) деятельность в сфере водоотведения, на 2019 год", в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 22 января 2020 года N 6-НПА (далее - Приказ N293-НПА, оспариваемый приказ), возложении обязанности на РСТ Забайкальского края принять новый заменяющий нормативный правовой акт.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что взаимоотношения между АО "Водоканал-Чита" и АО "Силикатный завод" строятся на основании договора N6191 на прием сточных вод, по условиям которого АО "Силикатный завод" как организация осуществляющая водоотведение, к канализационным сетям которой подключены потребители п. Антипиха, осуществляет прием и транспортировку сточных вод от потребителей п. Антипиха до границы эксплуатационной ответственности с АО "Водоканал-Чита", в свою очередь АО "Водоканал-Чита" осуществляет прием, транспортировку и очистку сточных вод от потребителей п. Антипиха до границы раздела по канализационным сетям. Полагает, что оспариваемый приказ противоречит подпункту "а" пункта 16, пункту 51 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования), а также подпункту 6 пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Также административный истец указывает, что решением Забайкальского краевого суда по административному делу N 3а-88/2019 от 13 сентября 2019 года признан недействующим со дня принятия пункт 2 приложения N 10 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 716-НПА "Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды, водоотведение, горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городской округ "Город Чита" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы"; на РСТ Забайкальского края возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт. Исполняя данное решение суда, РСТ Забайкальского края издала приказ от 22 января 2020 года N 6-НПА, которым действие приказа от 30 октября 2019 года N 293-НПА распространила на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года. Вместе с тем, согласно экспертному заключению РСТ Забайкальского края, представленному при рассмотрении дела N 3а-88/2019, необходимая валовая выручка, включенная в тариф на водоснабжение для АО "Силикатный завод" на 2019 год, включает возмещение выпадающих доходов по услуге водоотведения в размере 5 014 547 рублей.
Данная сумма, полученная АО "Силикатный завод" за услуги водоотведения при оказании услуги водоснабжения потребителям в 2019 году, в нарушение пункта 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Правила регулирования тарифов), не была исключена из необходимой валовой выручки при установлении тарифа на транспортировку сточных вод. И поскольку расходы, связанные с оплатой транспортировки сточных вод по инженерным сетям АО "Силикатный завод" за период с января по октябрь 2019 года, не были включены в тариф на водоотведение, установленный для АО "Водоканал-Чита" на 2019-2020 годы, данные расходы будут учтены в тарифе на водоотведение для АО "Водоканал-Чита" на 2021 год, что приведет к двойной оплате потребителями содержания и эксплуатации сетей водоотведения АО "Силикатный завод". Кроме того, АО "Силикатный завод", оказывая услуги водоснабжения, компенсировало содержание транзитных канализационных сетей за счет установленного тарифа на водоснабжение в 2019 году.
Решением Забайкальского краевого суда от 08 сентября 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе генеральный директор АО "Водоканал-Чита" Ядрищенский А.Н. (с учетом дополнения к ней) просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, а также указывая, что судом не учтено, что при установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение РСТ Забайкальского края руководствовался пунктом 13 Основ ценообразования, соответственно нельзя утверждать, что орган регулирования включит расходы, понесенные АО "Водоканал-Чита" на транспортировку сточных вод, оплаченные АО "Силикатный завод". Суд, сославшись на пункт 38, подпункт "а" пункта 40, пункт 23 Основ ценообразования, необоснованно отклонил доводы административного истца о нарушении РСТ Забайкальского края пункта 51 Основ ценообразования, поскольку при расчете тарифа в необходимую валовую выручку включены расходы АО "Силикатный завод" на текущий ремонт в размере 125 236 рублей, исходя из фактически понесенных расходов на текущий ремонт канализационных сетей в 2018 году, однако водоотведение и транспортировка сточных вод - это разные виды деятельности.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, РСТ Забайкальского края, АО "Силикатный завод", участвующим в деле прокурором поданы возражения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основ ценообразования, Правил регулирования тарифов, также Методических указаний.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, регулированию, в частности, подлежат тарифы на водоотведение. При этом из содержания пункта 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что услуга водоотведения предусматривает прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 2 части 7, пунктом 2 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении прием и транспортировка сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на транспортировку сточных вод - к регулируемым тарифам.
На территории Забайкальского края соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделена РСТ Забайкальского края.
Таким образом, судом первой инстанции правильно указано, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре и порядку опубликования.
Из материалов дела следует, что приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 716-НПА для АО "Силикатный завод", являющейся гарантирующей организацией, осуществляющей на территории городского округа "Город Чита" водоотведение, утверждены производственные программы и установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), подвоз воды, водоотведение, горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих на территории муниципального образования городского округа "Город Чита" деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы, в том числе пунктом 2 приложения N 10 к названному приказу установлены тарифы на водоотведение для АО "Силикатный завод" на 2019-2023 годы, который признан недействующим на основании решения Забайкальского краевого суда от 13 сентября 2019 года, вступившего в законную силу 19 декабря 2019 года.
Судом установлено, что в связи с утратой статуса гарантирующей организации, осуществляющей на территории городского округа "Город Чита" водоотведение, 29 августа 2019 года АО "Силикатный завод" обратилось в РСТ Забайкальского края с заявлением об установлении тарифа на транспортировку сточных вод на 2019 год, на основании которого РСТ Забайкальского края 11 сентября 2019 года приказом N 218 открыло дело об установлении тарифа на транспортировку сточных вод на 2019 год.
Общая сумма расходов АО "Силикатный завод" в рамках тарифного регулирования услуги по транспортировке сточных вод (необходимая валовая выручка) на 2019 год составила 3 115 808 рублей, среднегодовой экономически обоснованный тариф на 2019 год сложился в размере 15, 10 рублей за 1 м3.
Как правильно установлено судом первой инстанции, выпадающие доходы по услуге водоотведения, сложившиеся на 2019 год в размере 5 014 547 рублей, включены в необходимую валовую выручку по услуге водоснабжения при установлении тарифа на водоснабжение для АО "Силикатный завод", утвержденного приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 716-НПА, законность которого не является предметом настоящего административного иска; в тариф на транспортировку сточных вод, утвержденный Приказом N293-НПА, выпадающие доходы в размере 5 014 545 рублей не включены.
Кроме того, следует отметить, что на момент рассмотрения дела в суде второй инстанции, произведена корректировка тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО "Силикатный завод" на территории городского округа "Город Чита", на 2021 год; выпадающие доходы, сложившиеся при тарифном регулировании услуги водоотведения на 2019 год в размере 5 014 547 рублей, поэтапно исключены из необходимой валовой выручки по услуге водоснабжение АО "Силикатный завод" в сумме 1 671 516 рублей ежегодно, в течение 2021-2023 годов тарифного регулирования, что подтверждается выпиской из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 18 декабря 2020 года N95 и экспертным заключением по корректировке тарифов на коммунальные услуги, оказываемые АО "Силикатный завод" на территории городского округа "Город Чита", на 2021 год.
Таким образом, с учетом положений подпункта "а" пункта 16 Основ ценообразования и подпункта "а" пункта 9 Правил регулирования тарифов, судом первой инстанции правильно сделан вывод об отсутствии у органа регулирования правовых оснований для исключения из необходимой валовой выручки экономически необоснованного дохода в сумме 5 014 547 рублей при установлении тарифа на услугу по транспортировке сточных вод на 2019 год, а также ввиду того, что оспариваемым приказом тариф на транспортировку сточных вод был установлен впервые и на аналогичный период регулирования, в котором образовались экономически не обоснованные доходы по услуге водоснабжения (2019 год), в то время как подпункт "а" пункта 16 Основ ценообразования предусматривает исключение из необходимой валовой выручки только экономически не обоснованных доходов прошлых периодов регулирования.
Как следует из материалов дела, необходимая валовая выручка для АО "Силикатный завод" включает расходы на текущий ремонт в размере 125 236 рублей и расходы на оплату услуг сторонним организациям (ООО "Стромремонт" и ООО "ЖЭУ "УЮТ") за обслуживание канализационных сетей и сооружений в размере 1 871 478 рублей, размер данных расходов определен исходя из фактически понесенных обществом расходов в 2018 году.
Судебная коллегия полагает, что РСТ Забайкальского края данные расходы определены с нарушением тарифного законодательства ввиду следующего.
Согласно пункту 13 Правил регулирования тарифов открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: по предложению регулируемой организации; по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) необходимых материалов.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Согласно подпункту "а" пункта 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае, если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
В соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере водоснабжения или применения метода экономически обоснованных расходов (затрат), необходимая валовая выручка регулируемых организаций, в том числе, осуществляющих транспортировку сточных вод, рассчитывается как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, в том числе ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, определяемых согласно пунктов 40, 51 Основ ценообразования.
Из материалов дела следует, что тарифы на транспортировку сточных вод на 2019 год для АО "Силикатный завод" устанавливаются впервые, расчет тарифа на транспортировку сточных вод произведен методом экономически обоснованных расходов в соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований тарифного законодательства, орган регулирования необоснованно определилразмер расходов на текущий ремонт и на оплату услуг сторонним организациям за обслуживание канализационных сетей и сооружений, включаемых в необходимую валовую выручку, исходя из фактически понесенных АО "Силикатный завод" таких расходов в 2018 году, соответственно выводы суда первой инстанции об обратном основаны на неправильном применении норм материального права и являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований АО "Водоканал-Чита" о признании недействующим Приказа N293-НПА.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с положениями части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый приказ подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
С учетом положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" на РСТ Забайкальского края надлежит возложить обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.
Также в силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть подлежит включению указание об опубликовании принятого по делу апелляционного определения в течение месяца со дня его вынесения на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Забайкальского краевого суда от 08 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление АО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" удовлетворить.
Признать недействующим с даты принятия приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30 октября 2019 года N293-НПА "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод для АО "Силикатный завод", осуществляющего на территории муниципального образования городской округ "Город Чита" (п. Антипиха) деятельность в сфере водоотведения, на 2019 год, в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 22 января 2020 года N 6-НПА.
Возложить обязанность на Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять заменяющий акт.
Настоящее апелляционное определение подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вынесения на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Забайкальский краевой суд.
Председательствующий
О Е. Красикова
Судьи
Е.Н. Ненашева
Ю.В. Роженцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.