Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Харитонова А.С, судей: Карцевской О.А, Ивановой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1802/2020 по иску Шебалковой Е.В. к Департаменту образования Ярославской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о возложении обязанности включить в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещениями, о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке
по кассационной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 10 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 01 октября 2020 года
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шебалкова Е.В. обратилась в суд с иском к Департаменту образования Ярославской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о возложении обязанности включить в список детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещениями, о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Требования мотивировала тем, что она относится к числу лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней закреплено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 49, 2 кв.м. В данном жилом помещении зарегистрировано 8 человек, размер общей площади жилого помещения, приходящейся на каждое зарегистрированное в жилом помещении лицо менее учетной нормы предоставления. Также истец является собственником 1/6 доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", признанного в установленном законом порядке аварийным. В нарушение требований закона от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей" по достижении 18-летнего возраста Шебалкова Е.В. не была обеспечена жилой площадью. Указывает, что обращалась в Департамент образован Ярославской области с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированно: фонда, однако по причине имеющегося у нее психического расстройства, по поводу которого в 2016 году она проходила стационарное лечение в ЯОКПБ, не смогла представить весь пакет документов, необходимых для рассмотрения заявления. При повторном обращении, в удовлетворении заявления во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного фонда было отказано, поскольку на момент обращение ей было больше 23-х лет.
Истица полагает, что указанное право не было реализовано ей до достижения 23-летнего возраста по вине уполномоченных органов, выступающих в качестве его законного представителя, самостоятельно реализовать данное право она не могла, так как в силу имеющегося у нее заболевания не могла в полной мере осуществлять реализации своих прав, проходила лечение в психиатрической больнице. По изложенным основаниям просила удовлетворить заявленные требования.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 10 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента образования Ярославской области во включении Шебалковой Е.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, оформленный протоколом комиссии Департамента образования Ярославской области от 10 июля 2017 года N 18. На Департамент образования Ярославской области возложена обязанность включить Шебалкову Е.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области возложена обязанность предоставить Шебалковой Е.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 28 кв.м, расположенное на территории г. Ярославля, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В кассационной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области просит об отмене судебных постановлений принятых с нарушением норм права.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 указанной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее, чем до достижения ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 этого Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона.
В Список включаются лица, указанные в абз. 1 пункта 1 ст. 8 и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Пунктом 3.1. статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из Списка. В частности, к таким обстоятельствам закон относит включение лица в Список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.
Из материалов дела следует, что согласно протокола комиссии Департамента образования Ярославской области N 18 от 10 июля 2017 года, истцу было отказано во включении ее в список детей-сирот, детей, оставшихся без родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением.
С решением об отказе во включении в список, истец не согласна.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями, Конституции РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, закона Ярославской области от 09.11.2007г. N 85-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области", Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (вместе с "Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"), исходил из того, что Шебалкова Е.В. относится к категории детей,
оставшихся без попечения родителей, имевшееся у истца в 2016 году психическое расстройство, в связи с которым в 2016 году истец проходила стационарное лечение в ЯОКПБ, препятствовало ей до достижения возраста 23 лет обратиться с полным пакетом документов, по вопросу предоставления помещения специализированного жилищного фонда. Факт прохождения Шебалковой Е.В. стационарного лечения в связи с психическим заболеванием подтвержден справкой ЯОКПБ.
С таким выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области, о том, что на департамент возложена обязанность по предоставлению жилого помещения без указания такого представления "после включения уполномоченным органом Шебалковой Е.В. в список" не влекут отмену состоявшихся судебных постановлений, поскольку эти доводы относятся к вопросу исполнения судебных постановлений, в том числе и в отношении ответчика Департамента образования Ярославской области.
Исходя из положений ч.ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Вместе с тем, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, указано, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись: - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся, не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Ярославля от 10 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 01 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.