Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Вьюговой Н.М, судей Лагуновой О.Ю, Кнышевой Т.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кубиковым Д.М, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лагуновой О.Ю, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России по доверенности Мишина А.В. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 17 июля 2020 г, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером *** на удалении около 1 100 метров от контрольной точки аэродрома войсковой части 41521.
Обязать ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию свалки отходов, незаконно размещенной на территории земельного участка с кадастровым номером *** на удалении около 1 100 метров от контрольной точки аэродрома войсковой части 41521, УСТАНОВИЛА:
истец Военный прокурор Рязанского гарнизона обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ответчику о возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что Военной прокуратурой Рязанского гарнизона с привлечением специалистов Управления Росреестра по Рязанской области и Управления Росприроднадзора по Рязанской области проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проверочными мероприятиями установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии *** от 11.12.2003 земельный участок с кадастровым номером *** зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией с разрешенным использованием для размещения и постоянной деятельности войсковой части. В соответствии с распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области N 277р от 28.11.2006 названный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКЭУ "Рязанская КЭЧ района" Минобороны России, а после его реорганизации - ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право постоянного (бессрочного) пользования вышеупомянутым земельным участком зарегистрировано за ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России 05.07.2013.
На территории названного земельного участка ранее дислоцировалась войсковая часть 41579, а в настоящее время - войсковая часть 41521. В период с 2004 г..по 2014 г..работниками ОАО "Бройлер Рязани" без наличия какого-либо согласования с уполномоченными должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации осуществлялся вывоз органических отходов на участок местности в границах земельного участка с кадастровым номером *** на удалении около 1 100 метров от контрольной точки аэродрома войсковой части 41521. В результате длительного бездействия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации в пределах вышеупомянутого земельного участка образовалась свалка отходов площадью 15 гектаров. Проведенным в августе 2018 года сотрудниками министерства природопользования Рязанской области отбором и анализом проб атмосферного воздуха в районе свалки выявлено повышенное содержание оксида углерода. Кроме того, проведенным в сентябре 2018 года сотрудниками Управления Росприроднадзора по Рязанской области с привлечением ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" исследованием установлено, что складируемые на территории вышеуказанного земельного участка отходы относятся к 5 категории опасности. Помимо этого, до настоящего времени на достаточном удалении от свалки ощущается специфический запах, что порождает многочисленные обоснованные обращения военнослужащих войсковой части 41521 и жителей близлежащих жилых домов в правоохранительные органы и иные уполномоченные органы за защитой нарушенных прав.
Допущенные нарушения законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье военнослужащих войсковой части 41521 и проживающего вблизи воинской части населения, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьей 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьей 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а так же иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека. Учитывая, что количество военнослужащих, проходящих военную службу в войсковой части 41521, и граждан, проживающих вблизи названной воинской части, не является постоянным, иск заявлен в интересах неопределенного круга лиц с целью соблюдения их прав на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконным бездействие ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером *** на удалении около 1 100 метров от контрольной точки аэродрома войсковой части 41521, обязать ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию свалки отходов, незаконно размещенной на территории земельного участка с кадастровым номером *** на удалении около 1 100 метров от контрольной точки аэродрома войсковой части 41521.
Представитель истца по доверенности Дмитрук М.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Мишин А.В. в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель ответчика Преображенского РОСП ГУФССП по г.Москве по доверенности Юдина Е.Л. и представитель ответчика ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России по доверенности Мишин А.В. по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России по доверенности Мишин А.В. в судебное заседание апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители истца и третьего лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истцом представлены возражения на апелляционную жалобу. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика Мишина А.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и требованиями закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии *** от 11.12.2003 земельный участок с кадастровым номером *** зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией с разрешенным использованием для размещения и постоянной деятельности войсковой части.
В соответствии с распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области N 277р от 28.11.2006 названный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКЭУ "Рязанская КЭЧ района" Минобороны России, а после его реорганизации - ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право постоянного (бессрочного) пользования вышеупомянутым земельным участком зарегистрировано за ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны России 05.07.2013.
На территории названного земельного участка ранее дислоцировалась войсковая часть 41579, в настоящее время - войсковая часть 41521.
В период с 2004 г. по 2014 г. работниками ОАО "Бройлер Рязани" без наличия какого-либо согласования с уполномоченными должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации осуществлялся вывоз органических отходов на участок местности в границах земельного участка с кадастровым номером *** на удалении около 1 100 метров от контрольной точки аэродрома войсковой части 41521.
Проведенным в августе 2018 года сотрудниками Министерства природопользования Рязанской области отбором и анализом проб атмосферного воздуха в районе свалки выявлено повышенное содержание оксида углерода.
Проведенным в сентябре 2018 года сотрудниками Управления Росприроднадзора по Рязанской области с привлечением ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" исследованием установлено, что складируемые на территории вышеуказанного земельного участка отходы относятся к 5 категории опасности.
Также судом было установлено, что д о настоящего времени на достаточном удалении от свалки ощущается специфический запах, что порождает многочисленные обоснованные обращения военнослужащих войсковой части 41521 и жителей близлежащих жилых домов в правоохранительные органы и иные уполномоченные органы за защитой нарушенных прав.
Разрешая заявленные исковые требования, установив факт образования в результате длительного бездействия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации свалки отходов площадью 15 гектаров на земельном участке с кадастровым номером ***, суд правомерно применил к спорным правоотношениям ст.ст. 209, 210, 296 ГК РФ, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", Федерального закона "Об отходах производства и потребления", и пришел к выводу, что о тветственность за непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки несет ФГКУ "Центральное ТУИО МО РФ", однако, обязанность по содержанию земельного участка с кадастровым номером *** ответчик не исполняет, действий по ликвидации свалки не предпринимает. В связи с этим суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, определив срок исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что количество военнослужащих, проходящих военную службу в войсковой части 41521, и граждан, проживающих вблизи названной воинской части, не является постоянным, в связи с чем иск обоснованно заявлен в интересах неопределенного круга лиц с целью соблюдения их прав на благоприятную окружающую среду. Допущенные нарушения законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье военнослужащих войсковой части 41521 и проживающего вблизи воинской части населения, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные статьей 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьей 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Кроме того, нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статьей 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а так же иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела и требованиях закона.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Довод жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерство обороны РФ, поскольку у ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют полномочия по ликвидации свалки на земельном участке с кадастровым номером ***, не влечет отмену постановленного решения в силу следующего.
Согласно п. 19 Устава ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ, утвержденного приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 2015 N 2634 (далее - Устав), ФГКУ "Центральное ТУИО" МО РФ осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответственность за непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки несет ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, которым не исполняется обязанность по содержанию данного земельного участка, не предпринимаются действия по ликвидации свалки, тогда как земельный участок находится в пользовании ответчика, а, следовательно, ответчик должен содержать земельный участок в надлежащем состоянии.
Доводы жалобы ответчика об отсутствии доказательств факта бездействия со стороны должностных лиц ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не подтверждаются объективными и достоверными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом заявлены требования заведомо неисполнимые в полном объеме и в срок, не возложение обязанности по ликвидации свалки на Министерство обороны Российской Федерации приведет к невозможности исполнения решения суда, в данном случае, судебная коллегия находит необоснованными, так как невозможность исполнения решения суда, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не подтверждена какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами, неоспоримые доводы в пользу данного утверждения ответчиком не приведены. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что согласно возражениям истца на апелляционную жалобу по ранее рассмотренному делу было отказано в удовлетворении исковых требований Военного прокурора Рязанского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, поскольку отсутствие у ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации полномочий по заключению договоров на рекультивацию земельных участков и денежных средств на это не создает правовых оснований для возложения обязанности по ликвидации свалки отходов, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером ***, на удалении 1 100 м от контрольной точки аэродрома в/ч 41521, на Министерство обороны Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, - коллегия отклоняет, т.к. разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установилфактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.
Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем они не принимаются судебной коллегией в качестве основания к отмене обжалуемого решения, т.к. иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 17 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России по доверенности Мишина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.