Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего наименование организации, судей фио, фио, при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика фио на решение Солнцевского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Исковые требования
наименование организации Департамента труда и социальной защиты населения адрес"
к фио о взыскании задолженности за социальное обслуживание в форме стационарного социального обслуживания - удовлетворить.
Взыскать с фио в пользу наименование организации Департамента труда и социальной защиты населения адрес"
задолженность в размере сумма и расходы по оплате государственной пошлины сумма,
УСТАНОВИЛА:
Истец наименование организации Департамента труда и социальной защиты населения адрес"
обратился в суд с иском к ответчику фио, в котором просил взыскать с ответчика задолженность по договору о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста в размере сумма и расходы по оплате государственной пошлины сумма
Требования мотивированы тем, что с дата ответчик постоянно проживает в наименование организации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ответчику предоставляются услуги в форме стационарного социального обслуживания. Указанные услуги предоставляются за плату. фио принял на себя обязательства вносить плату за получаемые им услуги в размере 75% пенсии ежемесячно. Начиная с дата ответчик производит оплату в неполном объеме, в результате чего у него перед истцом возникла задолженность. Истец ранее обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с фио задолженности. Судебный приказ был вынесен, но по заявлению ответчика впоследствии отменен. За период с дата по дата размер задолженности ответчика составляет сумма Также истец понес расходы на оплату государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, которые просил взыскать с ответчика.
Представитель истца наименование организации Департамента труда и социальной защиты населения адрес"
фио в заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования поддержала.
Ответчик фио в заседание суда первой инстанции явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что размер задолженности рассчитан истцом без учета величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в адрес. Форма договора, на который ссылается истец, является типовой, но не прошла необходимых согласований, а сам договор не соответствует требованиям действующего законодательства. Услуги истцом ответчику оказывались некачественно.
Определением Солнцевского районного суда адрес от дата истец по делу - наименование организации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - заменен на правопреемника - наименование организации Департамента труда и социальной защиты населения адрес.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ответчик фио
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Данным требованиям обжалуемое решение суда не соответствует.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.
В соответствии со ст. 116 ГПК РФ судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки. Повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки. В случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
На основании п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Поскольку обжалуемым решением затрагиваются права Департамента труда и социальной защиты населения адрес в сфере социального обслуживания, который в соответствии с п. 1.2 Устава геронтологического центра осуществляет функции и полномочия учредителя геронтологического центра, не привлеченного судом первой инстанции к участию в деле, определением от дата судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Учитывая, что судом первой инстанции гражданское дело рассмотрено в отсутствие лица, не привлеченного к участию в деле - Департамента труда и социальной защиты населения адрес в сфере социального обслуживания, что является безусловным основанием для отмены состоявшегося решения, судебная коллегия полагает, что решение суда, как постановленное с нарушением норм процессуального права, подлежит отмене по основаниям п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, с принятием по делу нового судебного решения.
В ходе рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, представитель истца наименование организации Департамента труда и социальной защиты населения адрес явился, исковые требования поддержал.
Ответчик фио и его представитель фио в судебное заседание явились, исковые требования не признали.
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения адрес в сфере социального обслуживания по доверенности фио в судебное заседание явилась, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
При вынесении по делу нового судебного решения, судебная коллегия исходит из следующего.
Спорные правоотношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент заключения договора с ответчиком (дата) регулировались Федеральным законом от дата N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от дата N 122-ФЗ).
Согласно ст. 24 Федерального закона от дата N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от дата N 122-ФЗ, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от дата N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от дата N 244).
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Федеральный закон от дата N 122-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от дата N 244 утратили силу с дата в связи с принятием Федерального закона от дата N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от дата N 442-ФЗ) и изданием постановления Правительства Российской Федерации от дата N 581 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" соответственно.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до дата правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с дата - даты введения в действие Федерального закона от дата N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. То есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным законом от дата N 442-ФЗ в ст. 35 предусмотрены переходные положения.
В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на дата, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на дата (часть 2 статьи 35 Федерального закона от дата N 442-ФЗ).
Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до дата) с дата предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на дата, а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на дата
С дата вступил в силу Федеральный закон от дата N 442-ФЗ, регулирующий в том числе отношения по предоставлению гражданам социальных услуг в стационарной форме и определяющий права получателя социальных услуг, понятия индивидуальной программы предоставления социальных услуг и требования к ее содержанию, договора о предоставлении социальных услуг и его существенных условий, форм социального обслуживания, видов социальных услуг. Данным законом также установлен порядок определения размера платы за предоставление социальных услуг.
Согласно ст.17 Федерального закона от дата N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 18 вышеуказанного Закона гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания или социальной услуги.
В соответствии с положениями Федерального закона от дата N 442-ФЗ был принят ряд нормативных правовых актов, в том числе приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг", постановление Правительства Российской Федерации от дата N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно", постановление Правительства Российской Федерации от дата N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг".
В силу ч. 4 ст. 32 Федерального закона от дата N 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 федерального закона.
Частью 4 статьи 31 Федеральным законом от дата N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определено, что порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей этого федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой Правительством Российской Федерации утверждено постановление от дата N 1075 "Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно", пунктом 5 которых определены виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, к числу которых отнесены в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с дата при расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитывается в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Переходные положения ст. 35 Федерального закона от дата N 442-ФЗ касались сохранения прежних благоприятных условий в рамках длящихся правоотношений с участием получателей социальных услуг. Норма признана обеспечить сбережения прежнего уровня получения социальных услуг при условии, что реализация права их получения началась до дата
Отношения, возникающие в сфере социального обслуживания населения адрес, регулируются Законом адрес от дата N 34 "О социальном обслуживании населения и социальной помощи в адрес" (в редакции Закона адрес от дата N 66), постановлением Правительства Москвы от дата N 215-ПП "О порядке оказания в адрес адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации", постановлением Правительства Москвы от дата N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в адрес", приказом Департамента социальной защиты населения адрес от дата N 1171 "Об организации работы по реализации положений постановления Правительства Москвы от дата N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в адрес", приказом Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 865 "Об утверждении тарифов на социальные услуги".
В силу положений ст.20 Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
Из положений ст. 30 Федерального закона от дата N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" следует, что источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:
1)) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2)) благотворительные взносы и пожертвования;
3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;
4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники (часть 1).
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8).
В силу положений ч.1 ст.32 Федерального закона от дата N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются за плату или частичную плату.
В соответствии с положениями Федерального закона от дата N 442-ФЗ был принят приказах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг", постановление Правительства Российской Федерации от дата N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно", постановление Правительства Российской Федерации от дата N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг". Данный документ был зарегистрирован и опубликован в установленном законом порядке.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, дата между наименование организации и фио заключен договор о стационаром социальном облуживании граждан пожилого возраста или инвалидов N 32/Д-12. По условиям договора (п.7.1), он действует постоянно.
В соответствии с п.2.1 указанного договора фио принял на себя обязательство ежемесячно вносить плату за стационарное обслуживание в размере 75% от установленного размера пенсии.
75% пенсии фио в денежном выражении составляли: с дата - сумма, с дата - сумма, с дата - сумма, с дата - сумма
Обращаясь в суд с иском, представитель истца указал, что за период с дата по дата у ответчика перед истцом имеется задолженность по указанному договору в общей сумме сумма
В наименование организации Департамента труда и социальной защиты населения адрес" утвержден перечень социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания по видам социальных услуг.
Истец неоднократно предлагал ответчику заключить новый договор о стационарном обслуживании и подписать индивидуальную программу предоставления социальных услуг, но ответчик от подписания данных документов отказывается. Истец располагает штатом квалифицированного медицинского персонала. Медицинским персоналом истца велось наблюдение за состоянием здоровья фио, контроль за приемом ответчиком лекарственных препаратов.
По рассматриваемому делу юридически значимыми, подлежащими определению и установлению обстоятельствами являются вопросы, касающиеся наличия проектов договора о предоставлении социальных услуг и индивидуальной программы предоставления социальных услуг с учетом требований Федерального закона от дата N 442-ФЗ, предложенных геронтологическим центром ответчику для подписания; а именно, какие условия содержали эти договор и индивидуальная программа; с какими условиями данных договора и индивидуальной программы он выразил несогласие и по каким основаниям; какой размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг был определен геронтологическим центром ответчику в новом договоре о предоставлении социальных услуг; соответствует ли этот размер новому правовому регулированию в сфере предоставления социальных услуг; какие социальные услуги (их виды, объем, периодичность, условия и сроки предоставления), оказываемые геронтологическим центром, были рекомендованы ответчику по новому договору о предоставлении социальных услуг; и не было ли геронтологическим центром произведено ухудшение условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на дата
Федеральный закон от дата N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Правила предоставления в адрес социальных услуг гражданам юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания граждан, а также требования к деятельности поставщиков социальных услуг определены Постановлением Правительства Москвы от дата N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в адрес", которое устанавливает, в том числе порядок предоставления субсидий из бюджета адрес поставщикам социальных услуг в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам социальных услуг.
При этом субсидии предоставляются на основании договора, заключенного между поставщиком социальных услуг и Департаментом труда и социальной защиты населения адрес. Размер указанных субсидий определяется как сумма недополученных доходов поставщика социальных услуг, в связи с предоставлением поставщиком социальных услуг всем получателям социальных услуг, получающим социальные услуги бесплатно либо за частичную плату у этого поставщика социальных услуг в отчетном периоде (п. 2.7 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от дата "О социальном обслуживании граждан в адрес").
На основании п. 5.1 названного выше Порядке Департамент труда и социальной защиты населения адрес осуществляет контроль за выполнением поставщиками социальных услуг условий предоставления субсидий и выполнением условий договоров о предоставлении субсидий.
В ст. 8 Федерального закона от дата NN 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, в числе которых утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг; утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации; установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг; утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания (п.п. 6, 10, 11, 14 ст. 8 указанного федерального закона).
Приказом Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 1072 установлен Порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг в адрес.
Вместе с тем данный документ подлежит применению после вступления в силу Закона адрес "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона от дата N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (п. 2 приказа). До настоящего времени такой закон не принят.
Таким образом, указанными нормативными правовыми актами, в том числе Порядком от дата N 829-ПП, не предусмотрено применение подушевого финансирования, в связи с чем установить точный размер затрат на каждого получателя социальных услуг не представляется возможным.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от дата, с учетом положений ч. 2 ст. 35 Федерального закона от дата N 442-ФЗ обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленного поставщиком социальных услуг иска о взыскании денежные средств с гражданина (получателя социальных услуг) являются: установление наличия длящихся правоотношений между поставщиком и получателем социальных услуг (то есть существование таких правоотношений до дата); размер платы и условия предоставления социальных услуг по состоянию на дата; наличие или отсутствие превышения размера вновь установленного размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг относительно размера такой платы по состоянию на дата; наличие или отсутствие ухудшения условий предоставления соответствующих социальных услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на дата
Истец наименование организации является правопреемником наименование организации Минтруда России, которое до дата находилось в ведении Минздравсоцразвития России. В этой связи условия установления размера оплаты по договорам о стационарном социальном обслуживании в учреждении были утверждены на основании устава, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от дата N 1061 "О переименовании и внесении изменений в устав наименование организации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации". Указанный размер оплаты утвержден в твердом процентном соотношении - 75% пенсии.
В силу п. 2.3 Устава в целях обеспечения более эффективной организации своей деятельности учреждение может заключать с юридическими и физическими лицами договоры о стационарном социальном обслуживании в качестве осуществления приносящей доход деятельности.
Проживание в учреждении граждан с целью получения социальных услуг в стационарных условиях оформляется договором о стационарном социальном обслуживании, регулирующим отношения по временному и пожизненному содержанию.
Размер ежемесячной платы за проживание граждан в Учреждении определяется в пределах фактического объема затрат на предоставление стационарного обслуживания (предоставление жилой площади в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, оснащение мебелью и специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, обеспечение мягким инвентарем, продуктами питания, содержание предоставляемых жилых помещений), и не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода гражданина. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы с граждан платы за проживание при получении социальных услуг в стационарных условиях, устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от дата N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" индивидуальная программа предоставления социальных услуг гражданину является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со ст. 22 данного федерального закона. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
С учетом требования ст. 16 Федерального закона от дата N 442-ФЗ и постановления Правительства Москвы от дата N 829-ПП индивидуальная программа предоставления социальных услуг разрабатывается для граждан, которые признаются нуждающимися в социальном обслуживании после дата.
Как следует из материалов дела, для граждан, находящихся на стационарном социальном обслуживании в период до дата указанные программы были разработаны истцом в целях упорядочивания и единообразия социального обслуживания. индивидуальная программа предоставления социальных услуг разработана фио дата и подписана им дата.
Таким образом, до дата все поступающие в учреждение по решению Минтруда России и Минздравсоцразвития России производили и производят частичную оплату в размере 75% пенсии (льготные категории: инвалиды и участники Великой Отечественной войны - 50 % пенсии), с дата - по решению Департамента труда и социальной защиты адрес в размере 75% среднедушевого дохода (льготные категории: инвалиды и участники Великой Отечественной войны - 50 % среднедушевого дохода).
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, п. 5 которых определены виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, к числу которых отнесены в том числе пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных Правил.
В соответствии с подп. "ж" п. 5 этих Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Исходя из переходных положений ст. 35 Федерального закона от дата N 442-ФЗ, предусматривающих сохранение прежнего уровня получения социальных услуг при условии, что реализация права на их получение началась до дата, законодатель закрепил следующие условия: сохранение платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации, предоставление социальных услуг такого же вида, в котором они предоставлялись до введения нового правового регулирования после дата
В соответствии с п.п. 2 и 4 ст. 32 Федерального закона N 442-ФЗ при заключении договора о предоставлении социальных услуг размер платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать установленного максимального размера такой платы.
Указанные тарифы в адрес устанавливаются в соответствии с тарифами на социальные услуги, утвержденными приказом Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 865 "Об утверждении тарифов на социальные услуги".
Общая сумма предоставленных социальных услуг рассчитывается на основании "Индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
Согласно пункту 11 статьи 8 Закона N 442-ФЗ установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Соответственно, размер платы для всех получателей социальных услуг в стационарной форме установлен одинаковым (фиксированным) - 75% от пенсии, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а дифференциация оплаты происходит в связи с разным уровнем денежного дохода (пенсии) как в меньшую так и в большую сторону. Установление предельной величины ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания с учетом получаемой гражданином пенсии не может расцениваться как нарушающее права заявителя, который, отказался от подписания предложенного ему договора о предоставлении социальных услуг, однако нуждается в социальном обслуживании, постоянно проживает в стационарном учреждении, пользуется социальными услугами, от предоставления социальных услуг не отказывался и не относится к числу граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно либо за плату ниже установленных 75 %.
Как подтверждается материалами дела, состав предоставляемых фио социальных услуг с момента заключения им договора о стационарном социальном обслуживании не изменялся, что подтверждается списком услуг, заключением об условиях проживания, списком проведенных культурно-массовых мероприятий, а также меню за период проживания. Каких-либо жалоб и обращений со стороны ответчика по вопросам оказания услуг, их количества и качества не поступало.
фио постоянно проживает в учреждении истца и ему предоставляются социальные услуги в форме стационарного социального обслуживания. Договор в настоящее время действует, согласно п. 7.1 договора срок его действия установлен - постоянно.
дата и дата фио был предоставлен подписанный со стороны наименование организации договор о стационарном социальном обслуживании, от подписания фио отказался.
Форма предлагаемого к заключению договора утверждена приказом наименование организации от дата N 45 и соответствует примерной форме договора, утвержденной приказом Минтруда России от дата N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
В предлагаемом к подписанию ответчику договоре в полном объеме сохранены условия, порядок и периодичность предоставления стационарных социальных услуг и условия их оплаты, что соответствует приказу Департаменту социальной защиты населения от дата N 739 (в редакции приказа Департамента труда и социальной защиты населения от дата N 1534), утвердившего стандарты социальных услуг, в том числе "Стандарты социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания".
Ответчик получает следующие услуги: проживание в отдельной комнате площадью 19 кв.м, включая, отдельный санузел, пятиразовое горячее питание, постоянное обеспечение необходимого ухода, оплата коммунальных услуг, полное обеспечение всем необходимым.
От комплекса названных выше социальных услуг ответчик не отказывался и не отказывается, продолжает ими пользоваться в полном объеме.
Приказом Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 865 утверждены тарифы на социальные услуги, предоставляемые гражданам в стационарной форме социального обслуживания государственными учреждениями социального обслуживания, этим же приказом признан утратившим силу приказ Департамента социальной защиты населения адрес от дата N 1069 "Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг".
Согласно Приложению N 2 к указанному выше приказу тариф на предоставление жилой площади, помещений для проведения реабилитационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, культурно-развлекательных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, бытового обслуживания (код 0211) составляет в день сумма, на организации рационального питания, в том числе диетического и лечебного (код 0215), - в день сумма Как следует из Приложения N 2, в стоимость затрат на стационарное обслуживание включены питание, мягкий инвентарь, медикаменты, прочие расходы, в том числе заработная плата сотрудников, начисление на оплату труда, услуги связи, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, прочие услуги и хозяйственные расходы, что составляет сумму не менее сумма в месяц.
В этой связи стоимость фактических затрат на обеспечение постоянного проживания ответчика в учреждении значительно выше, чем производимая им оплата, о чем свидетельствуют и данные представленных бухгалтерских балансов истца, а также существенно превышает 75% пенсии ответчика.
Таким образом, принимая во внимание, что правоотношения сторон являются длящимися, возникли до введения в действие Федерального закона от дата N 442-ФЗ и в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг, на основании заключенного между сторонами договора от дата, который является действующим, не расторгнут и не оспорен в установленном законом порядке, исходя из переходных положений Федерального закона от дата N 442-ФЗ, размер платы за предоставление социальных услуг фио в стационарной форме должен быть сохранен на условиях, установленных по состоянию на дата, то есть на условиях, определенных в договоре о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от дата.
С учетом положений п.п. 1-4 Постановления Правительства Российской Федерации
от дата N 473 (в редакции постановления от дата N 244-ПП) "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания", предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания (далее именуются - учреждения социального обслуживания) бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
Социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания бесплатно:
одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;
гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, малообеспеченностью, болезнью и другими объективными причинами (далее именуются - объективные причины) обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;
гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания на условиях частичной оплаты:
одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;
гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона;
гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых на дому, не должен превышать:
для одиноких граждан пожилого возраста (одиноких супружеских пар) и инвалидов - 25 процентов от разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом, установленным для данного региона;
для граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, - 25 процентов от разницы между получаемой этими гражданами пенсией и прожиточным минимумом, установленным для данного региона;
для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в семьях, - 25 процентов от разницы между среднедушевым доходом семьи и прожиточным минимумом, установленным для данного региона (пункт 2);
Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях, не должен превышать:
для одиноких граждан пожилого возраста (одиноких супружеских пар) и инвалидов - 50 процентов от разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом, установленным для данного региона;
для граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, - 50 процентов от разницы между получаемой этими гражданами пенсией и прожиточным минимумом, установленным для данного региона;
для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в семьях, - 50 процентов от разницы между среднедушевым доходом семьи и прожиточным минимумом, установленным для данного региона.
Ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере, не превышающем 50 процентов разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона (пункт 3);
Социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания на условиях полной оплаты:
одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, размер пенсии которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона;
гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона;
гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона (пункт 4).
Ответчик на момент заключения договора не относился к категории пенсионеров, которые вправе получать социальную помощь от государства бесплатно, поскольку его ежемесячный доход превышал необходимую величину прожиточного минимума. По своему доходу относился к категории граждан пожилого возраста, предусмотренного п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от дата N 473. В число лиц, указанных в п.п. 2, 3 названного постановления, ответчик фио не входил.
По мнению судебной коллегии, увеличения размера платы по договору, и снижения в этой связи уровня социальной защиты ответчика как получателя социальных услуг не произошло.
Собранные по делу доказательства свидетельствуют об отсутствии факта изменения с дата условий предоставления ответчику соответствующих услуг по сравнению с условиями, установленными по состоянию на дата, что имеет существенное значение для разрешения заявленного спора. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг за спорный период не превышает ранее установленный размер ежемесячной платы услуг истца.
Рзмер платы за предоставление ему социальных услуг в стационарной форме сохранен на условиях, установленных по состоянию на дата, т.е. на условиях, определенных в договоре о стационарной социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидом от дата.
Размер пенсии ответчика в дата составил сумма, в дата - сумма
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения адрес, в дата величина прожиточного минимума по категории "пенсионеры" по адрес составила в дата.: от сумма до сумма; в дата - от сумма до сумма
Судебной коллегией установлено, что в период с даты заключения договора о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов N 32Д-12 от дата по дата Ответчиком оплачивались оказанные услуги в размере 75% от получаемой пенсии. Таким образом, при расчете задолженности Истцом не было нарушено Положение Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от дата N 442-ФЗ.
Ответчик фио, возражая против исковых требований, также ссылается на положения пункта 3.3 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от дата N 215-ПП "О мерах по реализации Закона адрес от дата N 34 "О социальном обслуживании населения адрес", согласно которому, максимальный размер оплаты за стационарное социальное обслуживание для пенсионеров не может превышать величину прожиточного минимума для пенсионеров, установленную в адрес на январь текущего года.
Между тем, данный пункт был отменен пунктом 3.7 Постановления Правительства Москвы N 301-ПП "О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы от дата.
Таким образом, по состоянию на дата. данный пункт не действовал.
Доводы ответчика о нарушении нормативных актов адрес, отклоняются судебной коллегией, поскольку нормативные акты адрес, на которые ссылается ответчик, не регулируют спорные правоотношения. адрес является дачным поселком, не имеющий статуса населенного пункта, входящим в состав адрес "Мичуринец", расположенного на территории адрес, который вошел в состав адрес с дата в ходе реализации проекта по расширению города. На момент подписания договора о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов N 32Д-12 от дата и заселения ответчика в центр адрес не находилось на территории адрес. Кроме того, деятельность наименование организации относилось к ведению Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации, а не Департамента труда и социальной защиты населения адрес.
Принимая во внимание характер спорных правоотношений, связанных с реализацией гражданином права на получение возмездных социальных услуг, судебная коллегия не находит оснований для освобождения ответчика от обязанностей по оплате оказанных ему социальных услуг.
фио с требованием расторгнуть договор о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста или инвалидов N 32/Д-12 от дата не обращался, соглашение о расторжении договора сторонами не подписывалось, заключенный договор в связи с прямым указанием на то в законе сохраняет свою силу.
Качество и количество предоставляемых фио социальных услуг с момента заключения им договора о стационарном социальном обслуживании не изменялись, что подтверждается материалами дела.
Размер оплаты также как и ранее составляет 75% от установленного размера пенсии.
Доводы стороны ответчика о том, что форма заключенного между истцом и ответчиком дата договора является типовой, но не прошла необходимых согласований, а сам договор не соответствует требованиям действующего законодательства, судебная коллегия отклоняет в связи со следующим.
Согласно ч.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ч.2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу ч.1, ч. 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Судебная коллегия, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права и разъяснениями действующего законодательства, исходя из того, что заключенный между истцом и ответчиком дата договор продолжает свое действие, а иной договор между сторонами не заключался, учитывая, что фио проживал и проживает в геронтологическом центре, пользуется предоставляемыми ему услугами, но оплачивает их не в полном объеме, признает исковые требования о взыскании задолженности за социальное обслуживание подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Частичная ежемесячная оплата ответчиком услуг по договору о стационарном социальном обслуживании за спорный период составляла сумма Всего фио начислено - сумма (75 % пенсии), их них оплачено - сумма Соответственно, сумма задолженности составляет - сумма
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с вышеуказанной нормой, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Солнцевского районного суда адрес от дата - отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования
наименование организации Департамента труда и социальной защиты населения адрес"
к фио о взыскании задолженности за социальное обслуживание в форме стационарного социального обслуживания - удовлетворить.
Взыскать с фио в пользу наименование организации Департамента труда и социальной защиты населения адрес"
задолженность в размере сумма, расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.