Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Дегтеревой О.В.
при секретаре Казаковой А.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. дело по апелляционной жалобе *** на решение Симоновского районного суда города Москвы от 07 августа 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований *** к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, обязании назначить пенсию - отказать.
УСТАНОВИЛА:
*** обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области) и признании незаконным решения от 01.10.2018г. о назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании ответчика назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и пункта 2 ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с момента возникновения права на пенсию с 21.08.2018 г, мотивируя обращение тем, что она является лицом, выехавшим добровольно из зоны отселения, поскольку проживала в г. Новозыбков Брянской области с 26.04.1986 по 11.06.1988 и г. Злынка Брянской области с 22.07.1988 по 07.09.1992, пенсия ей назначена только с 03 апреля 2020 года, о тветчик посчитал, что *** В.Ф проживала в зоне проживания с правом на отселение и право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у нее возникает не ранее 03.04.2020г. по достижении возраста 51 год, что нарушает ее права.
В судебном заседании истец исковые требования поддержали.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец *** В.Ф. по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец *** доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области по доверенности Поляков М.И. против удовлетворения жалобы возражала.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ***, 03.04.1969 года рождения, 21.08.2018 года обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением п.2 ст.32 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", приложив к заявлению документы - паспорт, копию трудовой книжки, копию удостоверения Серии АД N001666 от 30 мая 2007 года о праве на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для лиц, выехавших добровольно из зоны отселения, проживала в г. Новозыбков Брянской области с 26.04.1986 по 11.06.1988 и г. Злынка Брянской области с 22.07.1988 по 07.09.1992.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 01.10.2018г. N 180000047252/1611521/18 *** отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с обращением за пенсией до достижения соответствующего возраста, со ссылкой на то, что *** представлено удостоверение АД N 001666 от 30.05.2007, согласно которому она являлась лицом проживающим в зоне проживания с правом на отселение с 26.04.1986 по 11.06.1988, с 26.07.1988 по 07.09.1992 в г. Злынка Брянской области, что подтверждает досрочный выход на пенсию на 3 года.
06.02.2020 ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области вынесено решение N200000004970/1611521/18 об отказе в установлении пенсии. Ответчиком повторно рассмотрены документы ***, в частности, удостоверение АД N 001666 от 30.05.2007, согласно которому она являлась лицом, выехавшим добровольно из зоны отселения, проживала в период с 26.04.1986 по 11.06.1988, с 26.07.1988 по 07.09.1992. в г. Злынка Брянской области, что подтверждает право на досрочный выход на пенсию на 4 года, назначена досрочная страховая пенсия по старости с 03.04.2020 в размере 14355, 15 руб.
Согласно удостоверению серия АД N001666 от 30.05.2007 о праве на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", *** является гражданином добровольно выехавшим из зоны отселения, в период с 26.04.1986 по 11.06.1988 проживала в г. Новозыбков Брянской области, в период с 22.07.1988 по 07.09.1992 проживала в г. Злынка Брянской области (л.д.13).
Из справки от 27.03.2020 N550 усматривается, что *** (Гончарова) В.Ф. действительно обучалась в Новозыбковском педагогическом училище с 01.09.1984 по 28.06.1988.
Из справки от 27.03.2020 N30272 усматривается, что Гончарова В.Ф. проживала в общежитии ГАПОУ "Новозыбковский профессионально-технический колледж" по адресу: г. Новозыбков, ул. Кубановская, д. 6 в период обучения с 13.12.1984 по 10.05.1985 и с 18.05.1985 по 11.06.1988.
В материалы дела истцом представлена копия свидетельства о заключении брака II -МД N 327569, согласно которому 07.10.1989 между *** и *** заключен брак. После заключения брака жене присвоена фамилия ***.
Справка от 13.08.2018 N3/804 дана *** в том, что она зарегистрирована и постоянно проживала с 25.10.1990 по 07.09.1992 в городе Злынка Брянской области по адресу: пер. Коммунальный, д. 118, согласно ст. 9 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" от 15.05.1991 и в соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об утверждении перечня населенных пунктом, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения цезией - 137 свыше 15 ки/км 2 вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 18.12.1997 N 1582 отнесена к зоне отселения.
В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до 01.01.2019 г.) гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Разрешая требования ***, дав совокупную оценку представленным доказательствам, суд исходил из того, что ответчиком при решении вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости *** правильно применены положения статьи 33 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости от 01.10.2018 является законным, в связи с чем право на пенсию у истца наступило не позднее достижения возраста 51 год и пенсия с 24.03.2020 года верно назначена истцу ответчиком.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
В силу ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся граждане, граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, которые предусматривают, что г ражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 ФЗ "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет (ч. 2).
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет) (ч. 3).
Гражданам, указанным в ст. 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п.п. 1 - 10, 16 - 18 ч. 1 ст. 30 и п.п. 1 - 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31.12.2014, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года (ч. 4).
В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 г ражданам, указанным в п. 9 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
В примечании к ст. 35 данного Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" городской округ Новозыбков, г. Новозыбков Новозыбковского район Брянской области отнесены к зоне проживания с правом на отселение; ранее действовавшим постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" город Новозыбков Новозыбковского района Брянской области и город Злынка Брянской области были отнесены к зоне отселения.
Согласно статьи 32 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 указанного Закона: эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 указанного Закона, на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения; переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 указанного Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности (п.2 ст.32).
При разрешении спора, суд сослался на ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривающим назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, тогда истец в период установленный судом, являлась лицом постоянно проживающим в зоне отселения до переселения в другие районы (п.2 ст.32).
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истца судебная коллегия полагает обоснованными, поскольку период непрерывного проживания *** в г. Новозыбков Новозыбковского район и г. Злынка Брянской области в зоне признанной зоной отселения более 6 лет 2 месяца 28 дней, указанных в удостоверении о праве на льготы, подтверждает то, что истец является лицом выехавшим добровольно из зоны отселения, и имеет право на пенсию по старости с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 указанного Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности в соответствии с п.2 ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с чем право на назначение пенсии возникло у *** с 21.08.2018 г. со снижением возраста 49 лет, с учетом чего решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении требований ***
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 07 августа 2020 года отменить, принять новое решение.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области от 01.10.2018 г. N 180000047252/1611521/18.
Обязать Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области назначить *** досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 21 августа 2018 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.