Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ДГИ адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"Исковое заявление фио к Комиссии, Департаменту городского имущества адрес о признании незаконными и отмене решения, установлении факта, признании права, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от дата (протокол N 207);
Признать за фио право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, фио.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать.",
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с иском к Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Департаменту городского имущества адрес, просит суд признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата, протокол N 207 об отказе в предоставлении фио, паспортные данные, жилого помещения.
Установить факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: адрес, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать за фио, паспортные данные, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование требований ссылается на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, мать - фио, паспортные данные, умерла дата Отец - фио, сведения об отце в свидетельство о рождении записаны со слов матери.
В соответствии с Решением Черемушкинского районного совета народных депутатов от дата N 5835 "О направлении несовершеннолетнего фио и фио в детское учреждение на полное гособеспечение" и Распоряжением Главы районной адрес "Ясенево" адрес от дата N 531 "О направлении несовершеннолетнего фио в интернат на полное гос.обеспечение" был передан на полное государственное обеспечение и за ним была закреплена жилая площадь до его совершеннолетия по адресу - адрес.
ГБУ ПНИ N30 был подготовлен и направлен дата необходимый пакет документов в наименование организации для рассмотрения вопроса о предоставлении жилого помещения.
дата на заседании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (протокол N 197) утвержден план обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2019, истец был включен как лицо, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дата (протокол N 207) было принято решение отказать, в предоставлении жилого помещения в связи с непредставлением сведений об обращении с заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Полагала, что данное решение Комиссии является незаконным.
Истец не явился, извещен, направил в суд своего представителя.
Представитель истца по доверенности фио явилась, требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ДГИ адрес по доверенности фио явилась, требования не признала.
Представитель Комиссии по доверенности фио явилась, требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика ДГИ адрес по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Комиссии по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части возложения обязанности на Департамент труда и социального развития адрес отменить, в остальной части решение постановлено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, требованиями действующего законодательства и оснований к его отмене или изменению не имеется.
Согласно части 1 статьи 109 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В адрес правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес".
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от дата N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес".
Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям законодательства субъектов Российской Федерации, в части 6 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующего обстоятельства:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1-"г").
В пункте 5 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации
Согласно части 7 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством Москвы.
В соответствии с пунктом 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 430-ПП (приложение 2), вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от дата N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания, ведения общего хозяйства.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что фио относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, мать - фио, паспортные данные, умерла дата Отец - фио, сведения об отце в свидетельство о рождении записаны со слов матери. Есть брат-близнец фио, паспортные данные.
С дата постоянно зарегистрирован по адресу ГБУ ПНИ N 30: адрес, поступил в ГБУ ПНИ N 30 по путевке Департамента социальной защиты населения Москвы от дата N 001641 на постоянную форму проживания.
С дата находится на полном государственном обеспечении: с дата по дата в Доме ребенкаN13;
С дата по дата в Детском доме N 29 Свердловского РОНО;
С дата по дата в Детский дом N 11;
С дата по дата в специальной (коррекционной) школе-интернате N 8 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
С дата по дата в ДДИ N 11;
С дата по настоящее время - в ГБУ ПНИ N30.
В соответствии с Решением Черемушкинского районного совета народных депутатов от дата N 5835 "О направлении несовершеннолетнего фио и фио в детское учреждение на полное гособеспечение" и Распоряжением Главы районной адрес "Ясенево" адрес от дата N 531 "О направлении несовершеннолетнего фио в интернат на полное гос.обеспечение" был передан на полное государственное обеспечение и за фио была закреплена жилая площадь до его совершеннолетия по адресу - адрес.
В соответствии с выпиской из домовой книги от дата, мать истца, фио, паспортные данные, была зарегистрирована по адресу: адрес.
ГБУ ПНИ N30 был подготовлен и направлен дата необходимый пакет документов в наименование организации для рассмотрения вопроса о предоставлении истцу жилого помещения.
дата на заседании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (протокол N 197) утвержден план обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2019, в который был включен фио, как лицо, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дата (протокол N 207), было принято решение об отказе в предоставлении жилого помещения в связи с непредставлением сведений об обращении с заявлением по вопросу обеспечения жилым помещением в период отнесения к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец является сособственником в общей совместной собственности на квартиру общей площадью 32, 5 кв.м по адресу: адрес на основании договора передачи от дата, иными участниками общей совместной собственности являются фио, датар. - мать (умерла в дата), фио, дата р. - брат, на основании договора передачи от дата.
Согласно указанной выше справке: общая площадь квартиры составляет 32, 50 кв.м, жилая площадь 18, 80 кв.м.
Таким образом, в настоящее время на истца суммарно приходится менее 18 кв.м, площади жилых помещений, что не соответствует социальной норме предоставления жилого помещения в адрес, в соответствии с Законом адрес от 30.1 1.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" и Законом адрес N29 от дата "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
дата ГБУ ПНИ N 30 повторно
был направлен необходимый пакет документов в наименование организации, в соответствии с требованиями Приложения 2 Постановления Правительства Москвы от дата N 430- ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес" для установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований, поскольку фио не обеспечен жилым помещением по норме предоставления жилых помещений, существующей в адрес.
Суд пришёл к верному выводу о том, что проживание фио в жилом помещении по адресу: адрес, невозможно в силу наличия обстоятельства, прямо предусмотренного подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системном единстве с пунктом 1-"г" части 6 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес", а именно: на фио приходится площадь жилого помещения менее нормы предоставления, действующей в адрес, и, как следствие, служит основанием для однократного предоставления фио благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, разъяснено, что если в законодательстве субъекта Российской Федерации, регулирующем вопросы дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, содержались нормы, устанавливающие, в каких случаях признается невозможным возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними жилое помещение, то суды применяли нормы этого законодательства.
В настоящее время пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с дата) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным. При этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ).
Суд учёл, что жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, является единственным жилым помещением, право на которое фио имеет. При этом на долю истца в жилом помещении по адресу: адрес, приходится 16, 25 м 2 общей площади, что менее нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма в адрес, которая согласно статье 20 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Довод ДГИ адрес о том, что что фио не может рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от дата N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как им утрачено одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки, а именно возраст, суд не может признать состоятельным.
Так, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от дата N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц.
Истец является совершеннолетним и дееспособным гражданином РФ, однако в силу проблем со здоровьем не мог самостоятельно реализовать свое жилищное право путем своевременного обращения с заявлением для получении жилого помещения в адрес, как у лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как только дата на заседании Городской межведомственной комиссии по определению возможности самостоятельного проживания и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (протокол N 6), было вынесено заключение, что я, фио, паспортные данные, может самостоятельно проживать, вне учреждения социальной защиты.
Учитывая причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд обоснованно признал указанные причины уважительными.
При таких обстоятельствах, решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 207) фио, нельзя признать законным и обоснованным.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с положениями статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " фио, имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее позицию, которая была предметом исследования, а также оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о необходимости возложения на Департамент труда и социальной защиты населения обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, фио, поскольку в силу ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает гражданское дело в пределах заявленных истцом требований. Истец не предъявлял никаких требований к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, не указал указанный Департамент в качестве ответчика в исковом заявлении, сам суд также не привлекал Департамент труда и социальной защиты населения адрес к участию в деле в качестве соответчика, в связи с чем на указанный государственный орган решением суда не могут быть возложены никакие обязанности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части обязания Департамент труда и социальной защиты населения включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, фио подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата в части обязания Департамент труда и социальной защиты населения включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, фио, отменить.
В остальной части решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента городского имущества адрес - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.