Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Масленниковой Л.В.
и судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В, при помощнике судьи Воропаевой Е.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Балыкова А.В. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 16 сентября 2020 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-1025/20), которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Балыкова А.В. к ГУ- Главному управлению ПФР N2 по г. Москве и Московской области о перерасчете пенсии и компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
установила:
Истец Балыков А.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчику ГУ-ГУ ПРФ N2 по г. Москве и Московской области, в котором просил провести перерасчет и валоризацию страховой пенсии с учетом полного трудового стажа, обязать ответчика возместить единовременным платежом сумму разницы между выплачиваемыми ежемесячными платежами и установленным размером ежемесячных пенсионных выплат в размере 79 721, 64 руб, произвести индексацию ежемесячной денежной выплаты в установленном законом порядке, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 1999 года является получателем пенсии по старости, является инвалидом 2 группы бессрочно, ветераном труда. Общий трудовой стаж истца составляет 55 лет, при этом размер получаемой страховой пенсии не соответствует трудовому стажу истца, а также является недостаточным для проживания. При назначении пенсии по старости ответчиком не был полностью учтен период трудовой деятельности. Не соглашаясь с размером установленной пенсии, истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, однако размер пенсионных выплат увеличен не был.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Сабаева Э.М. заявленные требования поддержала, просила об удовлетворении иска.
Представитель ответчика по доверенности Петроченко К.М. в судебнои заседании против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ранее действовавшей редакции) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года; периоды после 01 января 2015 года. Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год начиная с 1 января 2015 года с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по приведенной в Законе формуле.
Статьей 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлен порядок определения размера страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), основания перерасчета размера страховой пенсии.
Размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день (п.1 ст.18).
Согласно пункту 4 статьи 19 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер доли страховой пенсии по старости подлежит перерасчету на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в связи с увеличением суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера доли страховой пенсии по старости при ее назначении, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящей частью. Указанный перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года по приведенной в Законе формуле.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 01.12.2000 г. истцу назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 20.11.1990 г. N340- I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с вступившим в законную силу Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" была произведена конвертация пенсионных прав, и истцу с 01.01.2002 г. была установлена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. ст. 7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Размер трудовой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2002 г. составил 1 343, 48 руб, где базовая часть пенсии- 450 руб, страховая часть пенсии - 893, 48 руб.
01.01.2006 г. в связи с Соглашением о порядке передачи пенсионных дел от Органов социальной защиты населения г. Москвы подразделениям ГУ-Отделения ПФР по г. Москве и Московской области от 18.03.2003 г. N 64юр/36, пенсионное дело Балыкова А.В. было передано из УСЗН Можайского района г. Москвы в Пенсионный отдел "Можайский" ГУ- Главного Управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области.
Размер пенсии находится в прямой зависимости от трудового стажа и индивидуального заработка каждого конкретного гражданина, приобретенных за период по 31 декабря 2001 года. С 01 января 2002 года на размер пенсии влияет сумма страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Расчет размера трудовой пенсии произведен в соответствии с п.3 ст.30 Федерального Закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по формуле:
РП=СК*ЗР/ЗП*СЗП, где:
РП- расчетный размер трудовой пенсии
СК- стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
При этом исчисление стажа на соответствующих видах работ осуществляется в календарном порядке.
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;
СЗП ? среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001г. Для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1671 руб. 00коп.)
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Из представленных ответчиком данных следует, что оценка пенсионных прав истца на 01.01.2002 г. произведена с учетом страхового стажа 37 лет 1 месяц 24 дня; общий трудовой стаж на 01.01.1991 г. - 27 лет 4 месяца 8 дней; стажевый коэффициент ? 0, 67; отношение средней заработной платы за период с апреля 1997 г. по март 1999 г. ? 1, 293 (ограничение 1, 2 - согласно п. 3 ст. 30 Закона от 17.12.2001г.); ожидаемый период (Т) - 144 мес.
Таким образом, размер трудовой пенсии по старости с 01.04.2006 г. составил 2760 руб. 55 коп, где базовая часть пенсии - 1035 руб. 09 коп, страховая часть - 1 725 руб. 46 коп, общий трудовой стаж на 01.01.2002 г.- 37 лет 1 месяц 24 дня.
Согласно пп. 4 п. 6 ст. 17 Федерального Закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" р азмер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца) индексируются в следующем порядке: коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.
С 01.06.2008 г. был осуществлен перерасчет по суммам начисленных страховых взносов и беззаявительные корректировки размеров страховой части пенсии с 01.08.2009 г.
С 01.01.2010 г. в соответствии со ст.30.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со ст.30 данного закона, подлежала валоризации.
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Произведена валоризация расчетного пенсионного капитала при продолжительности страхового стажа ? 37 лет 1 месяц 24 дня; общего трудового стажа на 01.01.1991 г. - 27 лет 4 месяца 8 дней; стажевого коэффициента ? 0, 67 (ограничение 0, 75 - согласно п. 3 ст. 30 Закона от 17.12.2001г.); отношение средней заработной платы за период с апреля 1997 г. по март 1999 г. ? 1, 293 (ограничение 1, 2 - согласно п. 3 ст. 30 Закона от 17.12.2001 г.); ожидаемый период (Т) ? 144 мес.
Таким образом, размер трудовой пенсии по старости с 01.01.2010 г. составил 9156, 77 руб, где фиксированный базовый размер - 2562 руб, страховая часть ? 6594, 77 руб.
С 01.08.2010 г, 01.08.2011 г, 01.08.2012 г, 01.08.2013 г, 01.08.2014 г. осуществлялись беззаявительные корректировки размеров страховой части пенсии.
С 01.01.2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" пенсионный капитал был переведен в Индивидуальный Пенсионный Коэффициент (ИПК) с целью дальнейшего проведения перерасчетов и увеличения страховой пенсии, при этом все заработанные пенсионные права сохранились в полном объеме.
Исходя из положений ст.15 ФЗ "О страховых пенсиях" размер ИПКн (индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01.01.2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия) имеет значение для определения величины ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент).
Порядок определения величины индивидуального пенсионного коэффициента предусмотрен положениями ст.15 ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размеры страховых пенсий лиц, которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, с 1 января 2015 года подлежат уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на 31 декабря 2014 года в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исходя из указанного, индивидуальный пенсионный коэффициент истцу установлен 149, 701 баллов; индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года (ИПКс до 01.01.2015 г.) - 140, 701 баллов; индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года (ИПКн с 01.01.2015г.) - 9, 0 баллов
Размер страховой пенсии по старости с 01.01.2015 г. составил 12954 руб, где фиксированная выплата к страховой пенсии - 3 935 руб, страховая пенсия - 9 019 руб.
Поскольку по состоянию на 30.09.2015 г. истец осуществлял трудовую деятельность, с учетом положений ст.26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия с 01.02.2016 г. не подлежала индексации.
В связи с тем, что данных о продолжении истцом трудовой деятельности за апрель 2016 года не были загружены в программный комплекс ПТК НВП с 01.07.2016 г. осуществлена индексация размера страховой пенсии и составил с 01.07.2016 г 15 008, 79, где фиксированная выплата к страховой пенсии- 4 558, 93 руб, страховая пенсия- 10 672, 67 руб.
С 01.02.2017 г. размер страховой пенсии о старости составил 16054, 02 руб, из которых фиксированная выплата е страховой пенсии - 4805, 11 руб, страховая пенсия- 11 248, 91 руб.
С 01.04.2017 г. размер страховой пенсии по старости составил 16 097, 13 руб, где фиксированная выплата к страховой пенсии - 4805, 11 руб, страховая пенсия-11 292, 02 руб.
С марта 2017 года по сентябрь 2018 года истец осуществлял трудовую деятельность, при осуществлении перерасчета размера страховой пенсии по данным от работодателей размер пенсии составил 16 054, 02 руб, из которых фиксированная выплата к страховой пенсии- 4 805, 11 руб, страховая пенсия - 11 248, 91руб.
Также, поскольку истцом не осуществлялась трудовая деятельность с 01.08.2017 г. не осуществлялась беззаявительная корректировка размера страховой пенсии.
С 01.01.2018 г. размер страховой пенсии по старости составил 16 054, 02 руб, где фиксированная выплата к страховой пенсии - 4805, 11 руб, страховая пенсия- 11 248, 91 руб.
С 01.08.2018 г. размер страховой пенсии по старости составил 16 288, 86 руб, где фиксированная выплата к страховой пенсии- 4805, 11 руб, страховая пенсия- 11 483, 75 руб.
При проверке пенсионного дела пенсионным органом установлено, что в автоматическом режиме не осуществлена доплата за период с 01.10.2018 г. по 31.01.2019 г. за счет осуществления индексации размера страховой пенсии в связи с прекращением трудовой деятельности истцом, так с 01.10.2018 г. размер страховой пенсии по старости составил 16 937, 56 руб, где фиксированная выплата к страховой пенсии - 4 982, 90 руб, страховая пенсия 11954, 66 руб.
С 01.01.2019 г. размер страховой пенсии по старости составил 18 132, 39 руб, где фиксированная выплата к страховой пенсии- 5 3334, 19 руб, страховая пенсия 12 798, 20 руб.
С 01.08.2019 г. страховая пенсия по старости составила 18 394, 11 руб, из который фиксированная выплата - 5 334, 19 руб, страховая пенсия - 13 059, 92 руб.
С 01.01.2020 г. размер страховой пенсии по старости составил 19 608, 44 руб, из которых фиксированная выплата к страховой пенсии - 5686, 25 руб, страховая пенсия - 13 922, 19 руб.
Также из материалов дела следует, что, являясь лауреатом Премии Советов Министров СССР, Балыков А.В. с 29.09.2018 г. является получателем дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
С 01.01.2005 г. истцу была установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по категории "инвалид 2 группы" в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Проверяя периоды включенные, в страховой стаж истца, судом первой инстанции установлено, что при назначении пенсии были учтены периоды учебы с 01.09.1958 г. по 21.06.1963 г, периоды работы с 22.08.1963 г. по 16.05.1980 г, с 19.05.1980 г. по 30.06.1992 г, с 01.07.1992 г. по 28.05.1993 г, с 31.05.1993 г. по 14.02.1996 г, с 15.02.1996 г. по 31.03.1999 г, с 01.04.1999 г. по 17.10.2000 г. При этом требования истца о включении в стаж периодов работы после назначения пенсии противоречат ст.2 ФЗ N400- ФЗ от 28.12.2013 г.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", положениями ФЗ "О страховых пенсиях", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований для обязания ответчика произвести перерасчет выплачиваемой истцу пенсии не имеется; размер пенсии, выплачиваемой истцу исчислен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доказательств, подтверждающих неправильное исчисление трудового стажа истца, неверного расчета пенсии, неверную индексацию пенсии, истцом не представлено.
При этом, требования истца об индексации размера страховой пенсии по старости с 01.02.2016 г. не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. N 385- ФЗ
"О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация страховых пенсий распространяется только на пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность.
В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N 400-ФЗ выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности производиться: п енсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
При этом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Балыков А.В. с заявлением о перерасчете пенсии в установленной форме к ответчику не обращался, а пенсионный орган не выносил положительного или отрицательного решения, право истца на перерасчет пенсии на момент подачи искового заявления нарушено не было, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований истца провести перерасчет страховой пенсии не имелось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Учитывая, что судом не установлено оснований для перерасчета размера пенсии, оснований для удовлетворения требования об обязании ответчика произвести выплату денежных средств, также не имелось.
Не установив в действиях ответчика каких-либо нарушений прав истца, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании судебных расходов.
Представленное истцом Финансово-аналитическое исследование N ЭП-21/20 по определению размера пенсии Балыкова А.В, выполненное Экспертно - правовой организации "ЭПОЛА", судебная коллегия оценивает критически, поскольку оно не отвечает требованиям, предъявляемым к заключению эксперта, не содержит соответствующих реквизитов; согласно представленному сертификату судебный эксперт А.В. Яцик
соответствует требованиям системы и органа сертификации, предъявляемым к судебному эксперту по направлению: исследование записей бухгалтерского учета с целью установления наличия или отсутствия в них искаженных данных; исследование показателей финансового состояния и финансово - экономической деятельности хозяйствующего субъекта, и не является компетентным специалистом в области оценки пенсионных прав граждан и пенсионного законодательства.
Исходя из указанного доводы апелляционной жалобы, в том числе со ссылкой на то, что в настоящее время истцу назначена и выплачивается пенсия в меньшем размере, чем установлено законом, и он имеет право на перерасчет пенсии, судебная коллегия находит несостоятельными.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Балыкова А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.