Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при помощнике судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к ФСИН России о признании решения незаконным, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты - отказать, установила:
фио обратилcя в суд с иском к ФСИН России и просит признать решение комиссии ФСИН России от дата (протокол N 42) в части снятия его составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты на основании п.п. "г" п. 15 Правил незаконным, обязать комиссию ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека, мотивируя свои требования тем, что решением комиссии ФСИН России от дата (протокол N 32) был поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительств жилого помещения составом семьи 4 человека (заявитель, супруга заявителя, сын и дочь) с дата. Решением Комиссии ФСИН России от дата (протокол N 42) истец был снят с учета на основании п.п. "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 369, а именно в связи с тем, что истцом не предоставлены сведения о том что истец и члены его семьи ранее получили социальную выплату. Данное решение истец считает незаконным.
Истец фио в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ФСИН России в ранее предоставленных возражениях просил отказать в удовлетворении исковых требований истца со ссылкой на несостоятельность указанных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие истца фио, уведомленного о времени и месте судебного разбирательства, выслушав представителя ответчика ФСИН России по доверенности фио, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что фио является лейтенантом внутренней службы, проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности начальника кинологического отделения отдела охраны ФКУ ИК-1ё8 ГУФСИН России по адрес, продолжительность службы в календарном исчислении составляет более 10 лет.
С дата фио в составе семьи из 4-х человек (он, супруга фио, сын фио, дочь фио) состоял на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной систему, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданами Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от дата (оформленным протоколом N 42) фио снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании пп. "г" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 369 (в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанных в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты).
Из данного решения следует, что при постановке на учет фио была представлена справка о составе семьи на 4 человека: заявитель, супруга фио, паспортные данные, сын - фио, паспортные данные (9 лет), дочь - фио, паспортные данные (дата).
Решением комиссии ФСИН России от дата (протокол N 10) было принято решение поставить фио составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с дата.
В соответствии с ответом ГУФСИН России по адрес, истец участвовал в программе "Обеспечение жильем молодых семей" в количестве 3 человек по финансированию дата
На основании представленных документов комиссия ФСИН России приняла решение о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты, на основании пп. "г" п. 15 Правил - решение комиссии ФСИН России дата (протокол N 42).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом уже было реализовано право на участие в целевой программе по обеспечению жильем молодых семей, оснований для приема его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты не имелось.
С указанными выводами коллегия согласиться не может.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 этого закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
На основании части 5 статьи 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ и пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Подпунктом "г" пункта 15 указанных выше Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник имеет право один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, получить единовременную социальную выплату, предоставленную ему в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, и при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты должен информировать о непредоставлении ему ранее во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждения и органах, единовременных выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец воспользовался правом получения социальной выплаты в дата, однако в представленных сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности сотруднику (пенсионеру УИС) и членам его семьи истец сообщил, что он и члены его семьи субсидии в виде БФП и ГЖС не получали.
При этом суд не учел следующее.
Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральных целевых программ "Жилище", реализация которых осуществлялась в разные периоды (2002 - дата, 2011 - дата, 2015 - дата), в настоящее время вошли в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1050.
В соответствии с положениями подпрограмм целью их реализации является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, в первую очередь многодетных, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Предоставление молодым семьям - участникам подпрограмм социальных выплат на приобретение жилья или строительство жилого дома осуществляется путем выдачи свидетельств о праве на получение социальной выплаты.
Исходя из цели и задач подпрограмм, требований к их участникам, а также положений о ресурсном обеспечении подпрограмм предоставление социальной выплаты в рамках подпрограмм не связано с прохождением государственной службы, основными источниками финансирования подпрограмм являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограмм, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, личные денежные средства граждан.
Положениями Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам.." не предусмотрено предоставление сотрудником сведений о ранее полученных им либо членами его семьи социальных выплатах для приобретения жилого помещения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и не связанных с прохождением ими государственной службы, в том числе в рамках подпрограмм, как и не предусмотрена проверка комиссией информации о том, что сотрудник получал выплату для приобретения жилого помещения, не связанную с прохождением государственной службы.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются наличие либо отсутствие необходимого стажа службы, обеспеченность истца и членов его семьи жилым помещением или отсутствие таковой, а также нахождение истца на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти (абзацы 3 и 5 подпункта "а" пункта 5 Правил) и наличие ранее реализованного ими права на улучшение жилищных условий по прежним местам прохождения государственной службы.
Указанные обстоятельства в решении надлежащую правовую оценку не получили.
Как указано выше, разрешая спор, суд сослался лишь на невозможность получения истцом единовременной социальной выплаты в связи с несообщением сведений о получении в дата социальной выплаты по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Из материалов дела усматривается, что в дата при получении субсидии по программе "Жилище на 2002-2010 гг." подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" семья фиоА, состояла из 3 человек (заявитель, супруга фио, сын фио). На момент возникновения права на получение единовременной субсидии в дата семья фио состояла из 4 человек (заявитель, супруга фио, сын фио и дочь фио, паспортные данные), статусом "молодая семья" не обладала и по сравнению с дата стала нуждаться в улучшении жилищных условий, так как на одного члена семьи приходится менее 15 кв. адрес на улучшение жилищных условий по прежним местам прохождения государственной службы фио реализовано не было.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что решение комиссии ФСИН России от дата (протокол N 42) в части снятия фио с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании п.п. "г" п. 15 Правил является незаконным и комиссия ФСИН России обязана восстановить фио на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 4 человека, с дата.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать решение комиссии ФСИН России от дата (протокол N 42) в части снятия фио с учета для получения единовременной социальной выплаты незаконным.
Обязать ФСИН России восстановить фио на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с дата.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.