Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио
судей фио и фио
при помощнике фио
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело N 2-657/20 по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества адрес на заочное решение Троицкого районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Исковые требования фио к Росимуществу, Департаменту городского имущества адрес об исправлении реестровой ошибки - удовлетворить.
Установить наличие реестровой ошибки при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110 по адресу: адрес, адрес, КВ.56 (выдел 3) Малинского адрес лесхоза Подольского ОМУЛХ.
Внести изменения в сведения ЕГРН о координатах характерных точек и поворотных углов земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, по адресу: адрес, адрес, КВ.56 (выдел 3) Малинского адрес лесхоза Подольского ОМУЛХ, согласно схеме 2 досудебного заключения землеустроительной экспертизы:
характерные точки границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:186, в которые следует внести изменения, имеют следующие координаты по сведениям ЕГРН:
NN точек
Координаты поворотных точек границ земельного участка
КN 50:27:0020118:186
(по сведениям ЕГРН) Площадью 900 кв. м (СК Московская)
Средняя квадратическая
погрешность положения
характерной точки
Х
У
(Мt), м
1
-23026, 69
-15099, 03
0.10
2
-22999, 14
-15104, 46
0.10
3
-23003, 97
-15121, 57
0.30
4
-23009, 86
-15137, 70
0.30
5
-23035, 28
-15127, 03
0.30
После внесения соответствующих изменений, координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:186
будут в следующей редакции:
NN точек
Координаты поворотных точек границ земельного участка
КN 50:27:0020118:186
Площадью 990 кв. м (СК Московская)
Горизонтальные проложения
Средняя квадратическая
погрешность положения
характерной точки
Х
У
S, м
(Мt), м
1
-23006, 48
-15137, 09
16, 29
0.10
2
-23000, 81
-15121, 82
14, 82
0.10
3
-22996, 87
-15107, 53
35, 12
0.10
4
-23031, 32
-15100, 72
24, 99
0.10
5
-23038, 09
-15124, 78
33, 77
0.10
6
-23006, 98
-15137, 91
0, 96
0.10
Внести изменения в сведения ЕГРН о координатах характерных точек и поворотных углов земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:110, по адресу: адрес, адрес, кв.56 (выдел 3) Малинского адрес лесхоза Подольского ОМУЛХ, согласно схеме 2 досудебного заключения землеустроительной экспертизы:
характерные точки границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:110, в которые следует внести изменения, имеют следующие координаты по сведениям ЕГРН:
NN точек
Координаты поворотных точек границ земельного участка
КN 50:27:0020118:110
(по сведениям ЕГРН) Площадью 2000 кв. м (СК Московская)
Средняя квадратическая
погрешность положения
характерной точки
Х
У
(Мt), м
1
-22985, 51
-15050, 72
0.10
2
-23007, 37
-15049, 89
0.10
3
-23006, 82
-15045, 02
0.10
4
-23028, 73
-15043, 30
0.10
5
-23030, 26
-15051, 16
0.10
6
-23026, 69
-15099, 03
0.10
7
-22999, 14
-15104, 46
0.10
После внесения соответствующих изменений, координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:110
будут в следующей редакции:
NN точек
Координаты поворотных точек границ земельного участка
КN 50:27:0020118:110
Площадью 2200 кв. м (СК Московская)
Горизонтальные проложения
Средняя квадратическая
погрешность положения
характерной точки
Х
У
S, м
(Мt), м
3
-22996, 87
-15107, 53
38, 02
0.10
7
-22986, 75
-15070, 88
14, 96
0.10
8
-22982, 77
-15056, 46
4, 12
0.10
9
-22986, 83
-15055, 78
14, 45
0.10
10
-23001, 14
-15053, 78
1, 47
0.10
11
-23002, 60
-15053, 65
4, 34
0.10
12
-23006, 88
-15052, 94
1, 87
0.10
13
-23008, 75
-15052, 89
6, 39
0.10
14
-23007, 35
-15046, 66
3, 31
0.10
15
-23010, 62
-15046, 18
2, 28
0.10
16
-23012, 90
-15046, 03
14, 91
0.10
17
-23027, 80
-15045, 43
55, 40
0.10
4
-23031, 32
-15100, 72
35, 12
0.10
Разъяснить, что данное решение является для Управления Росреестра по Москве основанием для внесения соответствующих изменений в реестровые записи о вышеуказанных земельных участках.
УСТАНОВИЛА:
фио, обратился в суд с иском к Росимуществу, Департаменту городского имущества адрес об исправлении реестровой ошибки в соответствии с заключением специалиста фио, мотивируя заявленные требования тем, что на основании договоров аренды пользуется земельными участками с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110, которые отнесены к федеральной собственности. При проведении землеустроительной экспертизы было установлено, что границы данных земельных участков по сведениям ЕГРН не соответствуют их фактическим границам. Причиной несоответствия является наличие реестровой ошибки при постановке на кадастровый учет границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110.
Истец, фио, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его представители по доверенности в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам и основания, указанным в иске.
Представитель ответчика Росимущества адрес в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента городского имущества адрес в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
С учетом мнения представителей истца, суд счел возможным рассмотреть дело на основании ст. 233 ГПК РФ.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика Росимущества адрес и третьего лица Управления Росреестра по Москве не явились, извещены, причины неявки не обосновали, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие по ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца фио по доверенности фио, представителя ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ст.1 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (в ред. Федерального закона от дата N 315-ФЗ).
Согласно ст.14 настоящего Федерального закона снованиями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на адрес кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на адрес номером регистрации.
Согласно п.2 ст.8 настоящего Федерального Закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с п.1 ст.14 ФЗ N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ст.43 Федеральному закону N218 "О Государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с п.3 ст.61 Федерального закона N218 "О Государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В силу п.4 ст.61 Федерального закона N218 "О Государственной регистрации недвижимости", в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
В соответствии с п.6 ст.61 Федерального закона N218 "О Государственной регистрации недвижимости", Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения, ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ч.1 ст.25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ч.1 ст.26 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с адрес закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п.7 ст.1 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ст. 22 указанного Федерального закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии со ст.22 п.10 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При разрешении спора судом установлено, что фио является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:186 площадью 900 кв.м, расположенного по адресу: адрес, адрес, кв. 56 (выдел 3) Малинского лесничества, Краснопахорского лесхоза Подольского ОМУЛХ, на основании Договора аренды лесного участка oт дата N130, заключенного с наименование организации, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата.
адрес принадлежит на праве собственности Российской Федерации (N 50-50-98/009/2010-313 от дата).
В судебном заседании установлено, что фио является арендатором земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 50:27:0020118:110 площадью 2000 кв.м, на основании Договора аренды лесного участка oт дата N74, заключенного с наименование организации, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от дата.
адрес принадлежит на праве собственности Российской Федерации N 50-01/27-12/2004-102 от дата.
В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110.
В материалы дела истцом представлено заключение специалиста фио по определению фактических границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110 по правоустанавливающим документам и сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Специалистом при сопоставлении фактических границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110 и их кадастровых границ, по сведениям ЕГРН, установлено, что фактические границы (местоположение существующих на местности ограждений) не соответствуют сведениям о границах указанных земельных участков, внесенным в ЕГРН.
В результате сопоставления границ специалистом было установлено, что часть исследуемого земельного участка, находящегося в фактическом пользовании фио площадью 282 кв. м расположена за пределами кадастровых границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110; часть исследуемого земельного участка площадью 26 кв.м. с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:186, фактически не используемого фио, находится в границах кадастрового учета, находящегося в его аренде земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:186; часть исследуемого земельного участка площадью 130 кв.м. с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:110, фактически не используемого фио, находится в границах кадастрового учета, находящегося в его аренде земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:110.
Из представленных в заключение фотоматериалов видно, что с дата местоположение исследуемых земельных участков, а также расположение строений в границах указанных земельных участков, соответствовали их фактическому местоположению в настоящее время. На момент заключения договоров аренды на указанные земельные участки с фио местоположение строений в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110 также соответствовали их фактическому местоположению в настоящее время.
Специалистом сделан вывод с учетом местоположения существующих ограждений, расположения строений на земельных участках, вышеуказанное несоответствие границ земельных участков обусловлено наличием реестровой или технической ошибки, допущенной при постановке земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110 на кадастровый учет.
На рассмотрение суда специалистом на схеме 2 представлен вариант внесения изменений в координаты поворотных (характерных) точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110, расположенных по адресу: адрес, адрес, кв. 56 (выдел 3) Малинского лесничества, Краснопахорского лесхоза Подольского ОМУЛХ, без изменения размера площади земельных участков.
Допрошенная в судебном заседании специалист фио, выводы, изложенные в заключении, поддержала в полном объеме.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд, установив наличие реестровой ошибки при постановки на кадастровый учет спорных земельных участков, пришел к выводу, что для ее устранения подлежат внесению изменения в сведения ЕГРН о координатах характерных точек и поворотных углов земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186; 50:27:0020118:110по адресу: адрес, адрес, кв.56 (выдел 3) Малинского адрес лесхоза Подольского ОМУЛХ, согласно схеме 2 досудебного заключения землеустроительной экспертизы, разработанной специалистом фио, исходя из фактического землепользования (существующих на местности ограждений), расположенных на земельных участках строений и сооружений, ранее учтенных кадастровых границ смежного земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:66286, площадей указанных земельных участков по правоустанавливающим документам и сведениям, содержащимся в ЕГРН.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам ст. 67 ГПК РФ.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Департамента городского имущества адрес просит решение отменить, поскольку судом первой инстанции обстоятельства дела установлены неправильно без получения и исследования доказательств наличия реестровой ошибки в результате неправильного применения норм материального права - части 1 статьи 3, частей 1, 3 статьи 61 Федерального закона от дата "О государственной регистрации недвижимости".
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены и признаются судебной коллегией необоснованными.
Руководствуясь положениями ст. ст. 1, 5, 8, 10, 14, 15, 22, 43, 61 Федерального закона N218 "О Государственной регистрации недвижимости", ст. ст. 25, 26, 60 Земельного Кодекса РФ, оценив представленные сторонами доказательства, выводы заключения специалиста фио, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исходя из сведений о границах спорных земельных участков, находящихся в правоустанавливающих документах, а также сложившегося землепользования имевшего место на момент заключения первоначальных договоров аренды и сложившегося на протяжении 15 и более лет, границы этих земельных участков должны иметь иное описание, чем то, которое содержится в ЕГРН. При этом содержащиеся на момент рассмотрения дела судом первой инстанции в ЕГРН сведения о координатах характерных поворотных точек границ этих земельных участков не соответствуют тем, которые были установлены специалистом фио Сведения о координатах характерных поворотных точек спорных объектов недвижимости внесены в ЕГРН таким образом, что часть исследуемого земельного участка, находящегося в фактическом пользовании фио площадью 282 кв.м. расположена за пределами кадастровых границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110; часть исследуемого земельного участка площадью 26 кв.м. с юго-западной стороны земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:186, фактически не используемого фио, находится в границах кадастрового учета, находящегося в его аренде земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:186; часть исследуемого земельного участка площадью 130 кв.м. с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:110, фактически не используемого фио, находится в границах кадастрового учета, находящегося в его аренде земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020118:110.
Тогда как из представленных в заключение фотоматериалов видно, что с дата местоположение исследуемых земельных участков, а также расположение строений в границах указанных земельных участков, соответствовали их фактическому местоположению в настоящее время. На момент заключения Договоров аренды на указанные земельные участки с фио местоположение строений в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020118:186, 50:27:0020118:110 также соответствовали их фактическому местоположению в настоящее время.
Поскольку землепользование на местности сложилось более 15 лет, вышеназванные земельные участки имеют искусственные границы и спора по фактическому землепользованию у смежных владельцев земельных участков не имеется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при внесении в ЕГРН сведений об описании границ спорных земельных участков допущена реестровая ошибка, подлежащая исправлению в судебном порядке.
Вопреки доводам представителя Департамента городского имущества адрес, выводы суда не противоречат нормам материального права, поскольку в силу дефиниции и правил части 3 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, относится к понятию реестровой ошибки, и подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Поскольку обстоятельство несоответствия фактических границ спорных земельных участков на местности с их описанием в ЕГРН достоверно установлено судом первой инстанции, устранение указанного несоответствия в порядке исправления реестровой ошибки в судебном порядке посредством исключения из ЕГРН не соответствующих действительности сведений об описании границ таких земельных участков не противоречит вышеприведенным правилам. При этом необходимости в установлении причины возникновения реестровой ошибки у суда не имелось, поскольку данное обстоятельство находится за пределами целей и принципов судебной защиты по делам данной категории.
По смыслу ст. 34 ГПК РФ лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 настоящего Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ предусмотрено, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований.
Как указано в ч. 1 ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле кадастрового инженера, который мог допустить ошибку при межевании, воспроизведенную впоследствии в ЕГРН, судебная коллегия не принимает, поскольку постановленное решение суда у прав и законных интересов кадастрового инженера не нарушают, так как указано выше, необходимости в установлении причины возникновения реестровой ошибки у суда первой инстанции по данному спору не имелось.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что исходя из принципов состязательного гражданского судопроизводства, не могут иметь юридического значения доводы апеллятора о предполагаемых им процессуальных нарушениях, допущенных в отношении других лиц, если у последнего отсутствуют полномочия выступать в защиту интересов таких лиц. Тогда как следует из материалов дела и положений законодательства, у Департамента городского имущества адрес полномочий выступать в суде в защиту интересов кадастровых инженеров не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Троицкого районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества адрес - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.