судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего наименование организации, судей фио, фио, при помощнике фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований фио к ФСИН России о компенсации морального вреда - отказать,
установила:
фио обратился в суд с иском к ФСИН России о взыскании в свою пользу компенсации морального вреда в размере сумма
Требования мотивированы тем, что дата фио был осужден Чертковским районным судом адрес за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ, к дата лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В период времени с дата по дата фио содержался в ФКУ СИЗО-1 (адрес, с дата по дата), СИЗО-4 (адрес, с дата по дата), СИЗО-3 (адрес, с дата по дата) и СИЗО-5 (адрес, с дата по дата) ГУФСИН России по адрес. дата истец был этапирован тюремным автофургоном в СИЗО-1 в ИВС адрес на судебное заседание, а дата этапирован в СИЗО-4. Из СИЗО-4 на судебные заседания в ИВС адрес и обратно истец этапировался 6 раз. дата истец был этапирован из СИЗО-4 в СИЗО-3. дата истец был этапирован из СИЗО-3 в СИЗО-5 железной дорогой в тюремном вагоне. С дата истец был этапирован из СИЗО-5 в направлении исправительной колонии тюремными вагонами. При этапировании фио из ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по адрес к месту отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по адрес, он находился в условиях, унижающих его человеческое достоинство. Так, в отдельном отсеке тюремного автофургона истец не имел возможности даже пошевелиться, поскольку этого не позволяло пространство отсека, было жарко и душно, в тюремном вагоне отсутствовало внутреннее и естественное освещение, отсутствовали матрацы и постельные принадлежности, отсутствовали места для хранения багажа заключенных, не работала вентиляция, в туалет выводили не чаще, чем раз в пять часов, в качестве питьевой воды использовалась вода из слива бачка в туалете, которая была ржавая и имела отвратительный запах, а после ее употребления болел живот, ночью надзиратели заставляли менять положение каждые 2 часа и при этом нарушали сон, кроме того, в одном из купе, которое было рассчитано на 6 человек, находилось одновременно 13 человек, в связи с чем, мест для сидения всем не хватало и люди вынуждены были стоять.
Кроме того, из-за того, что в других купе постоянно курили, а окна были закрыты, истец был вынужден страдать от табачного дыма, поскольку является некурящим. В связи с перечисленными бесчеловечными условиями содержания, унижающими человеческое достоинство, истцу были причинены физические и нравственные страдания.
Истец фио в заседание суда первой инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, находится в местах лишения свободы.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности фио в заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица Минфина России в заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица УФСИН России по адрес в заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит истец фио по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ФСИН России по доверенности фио, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что дата фио был осужден Чертковским районным судом адрес за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ, к дата лишения свободы со штрафом в размере сумма, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий, сроком на дата.
Конвоирование фио осуществлялось следующим образом:
дата из ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по адрес до адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, истец конвоировался один в одиночной камере. Время в пути составило 20 минут.
дата от адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Ростов-Морозовская-Волгоград", назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по адрес, в специальном вагоне истец размещался в большой камере один. Время в пути составило 23 минуты. В период конвоирования у истца имелась возможность разместиться для отдыха на одной из 6 полок камеры спецвагона.
дата от адрес до ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля истец размещался один в одиночной камере. Время в пути составило 22 минуты.
дата из ФКУ СИЗО-З ГУФСИН России по адрес до ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по адрес плановым караулом по автодорожному маршруту, назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля истец размещался один в одиночной камере. Время в пути составило 3 часа.
В пути следования караул осуществлял прием (сдачу) осужденных в ФКУ СИЗО-1, ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по адрес, где конвоируемым лицам предлагалось воспользоваться туалетом, однако истец такого желания не изъявил.
дата из ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по адрес до адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где истец размещался в большой камере совместно с 2 осужденными. Время в пути составило 20 минут.
Со дата по дата от адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Ростов-Воронеж", назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по адрес, в специальном вагоне, где истец размещался в большой камере совместно с 3 осужденными. Время в пути составило 34 время. В период конвоирования у истца имелась возможность разместиться для отдыха на одной из 6 полок камеры спецвагона.
дата от адрес до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где истец размещался в большой камере совместно с 3 осужденными. Время в пути составило 2 часа.
дата из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес до адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где истец размещался в большой камере совместно с 3 осужденными. Время в пути составило 85 минут.
С дата по дата от адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Ростов-Воронеж", назначенным от ФКУ УК ГУФСИН России по адрес, в специальном вагоне, где истец размещался в большой камере совместно с 2 осужденными. Время в пути составило время. В период конвоирования у истца имелась возможность разместиться для отдыха на одной из 6 полок камеры спецвагона.
дата от адрес до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где истец размещался в большой камере совместно с 3 осужденными. Время в пути составило 15 минут.
дата из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес до адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где истец размещался в большой камере совместно с 3 осужденными. Время в пути составило 20 минут.
С дата по дата от адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Ярославль-Воронеж", назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном вагоне, где истец размещался в большой камере совместно с 3 осужденными. Время в пути составило 76 часов. В период конвоирования у истца имелась возможность разместиться для отдыха на одной из 6 полок камеры спецвагона.
дата от адрес до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где истец размещался в большой камере совместно с 3 осужденными. Время в пути составило 30 минут.
дата из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Ярославль-Соликамск", назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где истец размещался в большой камере совместно с 3 осужденными. Время в пути составило 20 минут.
С дата по дата от адрес до адрес плановым караулом по железнодорожному маршруту "Ярославль-Соликамск", назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном вагоне, где истец размещался в большой камере совместно с 11 осужденными. Время в пути составило 13 часов. В период конвоирования у истца имелась возможность разместиться для отдыха на одной из 4 верхних полок камеры спецвагона.
дата от адрес до ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес встречным караулом, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где истец размещался в большой камере совместно с 11 осужденными. Время в пути составило 45 минут.
дата из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес до ФКУ ИК-5 УФСИН России по адрес плановым караулом по автодорожному маршруту, назначенным от ФКУ УК УФСИН России по адрес, в специальном автомобиле марки марка автомобиля, где истец размещался в большой камере совместно с 12 осужденными. Время в пути составило время. В пути следования караул осуществлял прием (сдачу) осужденных в ФКУ СИЗО-2, КП-21, ЛИУ-12 УФСИН России по адрес, где конвоируемым лицам предлагалось воспользоваться туалетом, однако истец такого желания не изъявил.
Конвоирование фио из следственных изоляторов ГУФСИН России по адрес в изоляторы временного содержания отделов МВД России по адрес, а также в залы судебных заседаний и обратно в период с дата по дата осуществлялось силами охранно-конвойных подразделений ГУ МВД России по адрес.
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно п. 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от дата N 199дсп/369дсп (далее - Инструкция), нормы размещения конвоируемых лиц определены в соответствии с техническими характеристиками специальных вагонов и предусматривают наличие в каждой камере сидячих или лежачих (спальных) мест для конвоируемых лиц, в зависимости от длительности нахождения в спецвагоне.
Конструкция специальных вагонов, в которых конвоировался заявитель, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата N 12.
Общее освещение специальных вагонов состоит из 8 (10) комбинированных светильников, каждый из которых оснащен лампой накаливания мощностью 20 Ватт и люминесцентной лампой дневного света мощностью 40 Ватт, светильники расположены в коридоре специального вагона напротив каждой камеры.
В коридорах специальных вагонов имеются по 7 (8) застекленных оконных проемов. Стекла в окнах используются матовые, пропускающие солнечный свет, но непрозрачные для человеческого взгляда.
В камерах специальных вагонов непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство.
Большая камера спецвагона (размеры: ширина - 163 (165) см, длина - 214 (205) см, высота - 287 (290) см) оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения (по 4 человека на каждую из 2 нижних полок), нижние полки могут быть использованы как спальные места.
Малая камера спецвагона (размеры: ширина - 100 см, длина - 214 (205) см, высота - 287 (290) см) оборудована 3 полками, рассчитанными на 2 места для лежания и 3 места для сидения (на нижней полке), нижняя полка может быть использована как спальное место.
В пути следования конвоируемые имеют возможность разместить свои личные вещи под нижним ярусом полок камер специальных вагонов (габариты свободного пространства для размещения личных вещей конвоируемых лиц составляют: длина - 214 (205) см, высота - 40 см, ширина - 60 см, в больших камерах с каждой стороны камеры).
Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Кроме того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда в коридоре специальных вагонов периодически открываются окна для проветривания, за исключением времени нахождения специальных вагонов на обменных пунктах (п. 214 Инструкции).
Оборудование туалета специальных вагонов полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц в туалет по прибытию в специальные вагоны и в пути следования производился по требованию, без ограничений, в порядке очередности по одному человеку, за исключением случаев осуществления посадки (высадки) конвоируемых лиц в (из) специальные вагоны и их нахождения в санитарных зонах железнодорожных станций. Выдача питьевой воды осуществлялась по требованию без ограничений. Конвоируемые лица также могли набрать питьевой воды из баков, изготовленных из нержавеющей стали и установленных в малом коридоре (баки промываются и дезинфицируются в пункте формирования поезда в соответствии с технологическим процессом подготовки спецвагона), при посещении туалета. Спецвагоны заправлялись водой, в том числе и питьевой, сотрудниками инфраструктуры железных дорог при подготовке к рейсу, а также в пути следования на станциях совместно с пассажирскими вагонами, следующими в составе поезда.
Выдача горячей воды в специальных вагонах осуществлялась не менее 3 раз в сутки согласного графикам выдачи, утвержденным начальниками территориальных органов ФСИН России, от которых назначались караулы по конвоированию.
Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей, при этом пользоваться личными спальными принадлежностями не запрещается.
В пути следования, в соответствии с требованиями п. 225 Инструкции, часовым поста у камер с осужденными перед заступлением на пост (каждые 2 часа) проводился осмотр камер специального вагона. В ночное время осмотр камер проводился без перемещения конвоируемых лиц.
Специальные автомобили, предназначенные для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, марок:
марка автомобиля оборудованы двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 1(2) малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой;
марка автомобиля оборудованы двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой;
марка автомобиля оборудованы двумя большими камерами вместимостью по 5 человек в каждой и 5 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.
Размеры больших камер спецавтомобилей марок:
марка автомобиля длина - 360 см, ширина - 120 см, высота - 174 см;
марка автомобиля длина - 364 см, ширина - 120 см, высота - 174 см;
марка автомобиля длина - 135 см, ширина - 115 см, высота - 174 см.
Размеры малых камер спецавтомобилей марки марка автомобиля и марка автомобиля, в которых этапировался фио одинаковы и составляют: длина - 70 см, ширина - 50 см, высота - 174 см. Истец при перемещении в камерах спецавтомобилей мог разместить свои личные вещи в свободном пространстве под скамейками, представляющими металлический каркас с прикрученными к нему сиденьями из фанеры, покрашенной серой краской.
Кузова специальных автомобилей изготавливаются многослойными (металл, утеплитель, металл), что исключает нагрев камеры солнечными лучами в теплое время года или переохлаждение в зимний период. Камеры дополнительно оборудованы системами принудительной вентиляции, предназначенными для регулируемого обдува помещений ограниченного объема автотранспортных средств при температурах окружающего воздуха от - 50 до +50°С. Кроме того, при необходимости приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционный люк в крыше кузова спецавтомобиля.
Освещение больших камер специальных автомобилей марок марка автомобиля, марка автомобиля осуществляется за счет трех светодиодных ламп эквивалентной мощностью 36 Ватт, марки марка автомобиля за счет двух светодиодных ламп эквивалентной мощностью 30 Ватт.
Весь специальный транспорт для перевозки спецконтингента, используемый в уголовно-исполнительной системе, проходит процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации. По результатам испытаний выдаются одобрения типа транспортного средства на каждый вид транспорта.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от дата N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", указаний ФСИН России от дата N исх-07-35148, от дата N исх-08-851 курение в специальном транспорте для перевозки осужденных запрещено. В камерах спецавтомобилей и спецвагонов размещены знаки о запрете курения. При убытии из учреждений УИС осужденные информируются администрацией о запрете курения табака в спецтранспорте и об административной ответственности за указанные нарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации под роспись. Кроме того, конвоируемые лица при размещении в спецтранспорте повторно информируются о запрете курения табака начальниками караулов по конвоированию.
На лиц, нарушающих установленный режим содержания, начальники караулов составляют акт о нарушении режима содержания. За период конвоирования истца фактов нарушения режима содержания не зафиксировано, акты о нарушении режима содержания не составлялись.
Жалоб и заявлений от фио на условия содержания в камерах специальных вагонов и специальных автомобилей в адрес начальников караулов по конвоированию, должностных лиц территориальных органов ФСИН России, проверявших караулы, ни в устной, ни в письменной форме не поступало.
Разрешая спор, суд руководствовался приведенными нормами закона, а также ст. ст. 151, 1069, 1100 ГК РФ, ст. ст. 56, 67 ГПК РФ и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, указав, что истцом не представлено доказательств в обоснование заявленных требований, исходя из которых можно сделать вывод о причинении ему физических и нравственных страданий, наличии незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов уголовно-исполнительной системы, повлекших причинение истцу морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые исследованы судом, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение требований законодательства ни судом первой инстанции, ни ответчиком не направлены истцу возражения относительно исковых требований, не могут повлечь отмену решения, поскольку ненаправление возражений на исковое заявление в адрес истца не привело к принятию неправильного судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не направлялись истцу сведения о привлечении к участию в деле третьих лиц, также не влекут за собой отмену решения суда, поскольку привлечение к участию в деле УФСИН России по адрес и Министерство финансов РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не нарушило прав истца, в связи с чем, поводом для отмены решения суда не является, так как на правильность выводов суда, изложенных в решении, не влияет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат указания на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от дата N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.