Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Рачиной К.А, Лобовой Л.В, при помощнике судьи Стебивко А.Ю, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе ГБУ МФЦ г. Москвы на решение Тверского районного суда города Москвы от 13 мая 2020 года, которым постановлено:
иск фио в интересах несовершеннолетней фио к ГБУ МФЦ г. Москвы, Департаменту труда и соцзащиты г. Москвы об обязании выдать социальную карту - удовлетворить, признать за фио, паспортные данные, право на бесплатный на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения, обязать ГБУ МФЦ города Москвы выдать фио, паспортные данные, социальную карту москвича, обеспечивающую ей право на бесплатный на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения, УСТАНОВИЛА:
Бетанова И.А, действуя в интересах подопечной Сеньковой П.А, паспортные данные, 21.01.2020 обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - ДТСЗН г. Москвы), ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ города Москвы), в котором просила о признании за подопечной права на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта, обязании выпустить и выдать Сеньковой П.А. социальную карту москвича, обеспечивающую указанное право, мотивируя обращение тем, что Сенькова П.А. является сиротой, передана истцу под опеку, проживает в городе Москве по месту жительства опекуна и стоит на учете в отделе опеки и попечительства ОСЗН Академического района УСЗН ЮЗАО г. Москвы, по достижении ребенком возраста 7 лет истцом подано заявление об оформлении Сеньковой П.А. социальной карты москвича, однако выданная карта права на бесплатный проезд карта не реализовывает, в предоставлении ребенку такого права ответчиками отказано ввиду отсутствия у ребенка места жительства в городе Москве, что истец полагает незаконным, нарушающим социальные права ее подопечной.
В судебное заседание стороны не явились, извещены (л.д. 27-32).
13.05.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГБУ МФЦ города Москвы по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней, подписанной представителем по доверенности Гумилевой В.И.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик ГБУ МФЦ города Москвы и истец Бетанова И.А. не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом вручением судебного уведомления истцу - 05.12.2020, ответчику - 07.12.2020 (л.д. 66-77); представитель ответчика ДТСЗН г. Москвы по доверенности Акчурин Т.Р. в судебном заседании полагал жалобу обоснованной.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам поданной апелляционной жалобы ГБУ МФЦ города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Бетанова И.А, паспортные данные, имеющая место жительства в городе Москве по адресу: адрес (л.д. 13), распоряжением управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкар от 20.10.2014 N 816 назначена опекуном несовершеннолетней Сеньковой П.А, паспортные данные, проживающей в г. Сыктывкар, где за ней будет сохранено право пользования жилым помещением, мать которой решением Эжвинского районного суда Республики Коми от 19.05.2014 лишена родительских прав, а сведения об отце отсутствуют; этим же распоряжением определено место пребывания подопечной с опекуном по адресу ее фактического места жительства в городе Москве (л.д. 10).
Распоряжением УСЗН Академического района г. Москвы от 07.11.2014 N 3157 малолетняя подопечная Сенькова П.А. поставлена на учет в отдел опеки и попечительства указанного управления и разрешено ее проживание и временная регистрация по месту жительства опекуна Бетановой И.А. в городе Москве, опекуну назначены ежемесячные выплаты на содержание подопечной (л.д. 11) и согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания Сенькова П.А, паспортные данные, зарегистрирована на срок с 30.01.2015 по 16.03.2030 (до достижения возраста 18 лет) по месту жительства Бетановой И.А. (л.д. 12).
Также из материалов дела следует, что с 03.09.2018 Сенькова П.А. обучается в ГБОУ г. Москвы "Школа N 625", с 30.10.2014 прикреплена на медицинское обслуживание к ГБУЗ ДГП N 69 ДЗМ (л.д. 14-15) и ввиду смерти матери 15.11.2016 (л.д. 9) является сиротой.
На имя Сеньковой П.А. в октябре 2018 года выдана социальная карта сроком действия по октябрь 2023 года (л.д. 16).
В ответе ДТСЗН г. Москвы от 01.11.2019 на обращение Бетановой И.А. по вопросу бесплатного проезда городским пассажирским транспортом указано, что реализация такой меры социальной поддержки как бесплатный проезд городским пассажирским транспортом осуществляется на основании социальной карты, пунктами выдачи которых являются Центры госуслуг "Мои документы", однако такие меры в городе Москве предоставлены детям, оставшимся без попечения родителей, местом жительства которых является город Москва, в то время как Сенькова П.А. зарегистрирована в городе Москве по месту пребывания (л.д. 17).
На обращение Бетановой И.А. в ГБУ МФЦ города Москвы в ответе от 24.12.2019 ей сообщено об отсутствии правовых оснований для оформления Сеньковой П.А. социальной карты ввиду отсутствия у нее места жительства в городе Москве (л.д. 19-20).
Разрешая заявленные требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, руководствуясь положениями Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", Постановления Правительства Москвы от 18.11.2014 N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении, поскольку, поставив несовершеннолетнюю Сенькову П.А. на учет в УСЗН Академического района г. Москвы, назначив опекуну Бетановой И.А. денежные средства на ее содержание, фактически было установлено, что местом жительства подопечной Сеньковой П.А. является город Москва, в связи с чем мотивы, по которым истцу отказано в выдаче социальной карты с предоставлением соответствующих мер социальной поддержки, судом признаны не основанными на законе.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" дополнительные гарантии по социальной поддержке, устанавливаемые данным законом, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, если иное не установлено федеральным законодательством, этим законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
В силу ст. 10 указанного Закона г. Москвы в редакции, действовавшей в спорный период, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пребывающие в государственных и негосударственных учреждениях города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся, студенты государственных образовательных учреждений города Москвы обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства, расположенному за пределами города Москвы, и обратно к месту учебы в порядке, установленном Правительством Москвы.
Порядок выпуска, выдачи и обслуживания социальных карт в городе Москве регулируется постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве".
Пунктом 1.3.7.1 указанного Порядка установлено, что держателем социальной карты признается гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве, а также обучающийся на территории города Москвы по очной форме обучения в имеющей государственную аккредитацию образовательной деятельности государственной, муниципальной образовательной организации или частной образовательной организации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в государственной или частной профессиональной образовательной организации, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры, независимо от места жительства, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ); социальная карта обеспечивает получение мер социальной поддержки в виде проезда по льготному тарифу на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения (п. 1.7.6 Порядка).
В Перечне категорий граждан, имеющих право на бесплатное оформление социальной карты, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 18.11.2014 N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве" (приложение 3), названы в том числе граждане, имеющие право на предоставление мер социальной поддержки, указанные в статье 10 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (пункт 2.8 перечня).
П. 1 ст. 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ), а в п. 2 ст. 36 ГК РФ установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными; раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи (в частности, ст. 10 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", п. 1.3.7.1 Порядка), право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, на оформление и получение социальной карты, обеспечивающей получение мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте, связано не с фактом постоянной регистрации в г. Москве, а с местом жительства этих детей. Эти нормативные положения соответствуют требованиям ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", устанавливающим, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" следует, что он направлен на создание условий для повышения уровня жизни и гарантий социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти г. Москвы комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Постановлении Конституционного Суда РФ в от 02.02.1998 N 4-П указано, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст.3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные правовые позиции содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, который утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, и определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27.08.2018 N 5-КГ18-174, от 17.09.2018 N 5-КГ18-176, от 12.02.2018 N 5-КГ17-213, от 02.07.2018 N 5-КГ18-107 и др.).
Доводы апелляционной жалобы ГБУ МФЦ города Москвы о необоснованности удовлетворения требований Бетановой И.А. ввиду того, что с заявлением в установленном порядке с приложением необходимых документов она не обращалась, в связи с чем ответ на ее обращение от 24.12.2019 носит информативный характер и не может рассматриваться как отказ в предоставлении государственной услуги, несостоятельны, поскольку указанный ответ содержит отказ истцу в оформлении социальной карты именно ввиду отсутствия у ее подопечной места жительства в городе Москве.
Иных доводов к отмене решения суда апелляционная жалоба ответчика не содержит, другими лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно, доводы апелляционной жалобы ГБУ МФЦ города Москвы не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда и основаны на неверном толковании законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда города Москвы от 13 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ МФЦ г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.