Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика ДГИ адрес по доверенности фио и представителя ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности фио, на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"Исковое заявление Прокурора адрес в интересах фио удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 164).
Признать распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N341-Р в части исключения из списка фио незаконным.
Признать за фио, паспортные данные, паспортные данные, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда адрес для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
В удовлетворении иска в остальной части - отказать",
УСТАНОВИЛА:
Прокурор адрес, действуя в интересах фио, паспортные данные, обратился в суд с иском к адрес Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа о признании незаконным и отмене решения в форме заключения жилищной комиссии об отказе в предоставлении жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что фио, паспортные данные, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать фио, лишена родительских прав дата, отец фио умер дата Постановлением главы администрации адрес от дата N 355 над фио назначена опека со стороны бабушки фио, проживающей по адресу: адрес, за подопечным сохранена жилая площадь по адресу регистрации: адрес, собственником которой является адрес, нанимателем по договору социального найма - фио Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дата (протокол N 164), а также распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N 341-Р фио отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного фонда адрес, предназначенного для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений ввиду его обеспеченности жилой площадью. Прокурор считает оспариваемые решение Комиссии и распоряжение ДТСЗН адрес незаконными, нарушающими права фио на предоставление благоустроенного жилого помещения, поскольку последний не может проживать в помещении, в котором за ним сохранена жилая площадь в силу проживания в нем фио, лишенной родительских прав в отношении сына.
Представитель процессуального истца - Прокуратуры адрес - по доверенности фио, а также материальный истец фио в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержали в полном объёме.
Представитель ответчика ДГИ адрес в судебном заседании суда первой инстанции с заявленными исковыми требованиями не согласилась по доводам письменного отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 3-го лица, в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования не признала.
Представитель ответчика ДТСЗН адрес в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционных жалоб просят представители ответчиков.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статьи 3 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В пункте 8 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В адрес правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес".
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от дата N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в адрес".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержаться в части 1 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес".
Из вышеприведенных норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям законодательства субъектов Российской Федерации, в части 6 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, одного из следующих обстоятельств:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-"г");
общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 2).
В пункте 5 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации
Согласно части 7 статьи 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством Москвы.
В части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, является ведение общего хозяйства, под которым следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Согласно части 3 статьи 9 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" учетная норма в адрес устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. В части 3 статьи 20 Закона адрес от дата N 29 установлено, что в адрес норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 430-ПП (приложение 2), вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от дата N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В пункте 18 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, предусмотрено, что на заседании Комиссии рассматриваются документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения:
18.1. Выносится заключение о невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при наличии одного или нескольких обстоятельств, установленных статьей 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
18.2. Выносится заключение о возможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при отсутствии обстоятельств, установленных статьей 13 Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
18.3. Принимается решение о снятии вопроса с рассмотрения, если для вынесения заключений, указанных в пунктах 18.1, 18.2 настоящего Порядка, требуются дополнительные документы и (или) информация, в котором указывается о необходимости предоставления соответствующих документов и (или) информации, и срока их предоставления.
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что фио, паспортные данные, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать фио - фио решением Кораблинского районного суда адрес от дата лишена родительских прав в отношении истца.
Отец фио - фио умер дата
Постановлением главы администрации адрес от дата N 517 фио (фио) И.С. вместе со своими сестрами направлен в детское государственное учреждение, как оставшийся без родительского попечения.
Распоряжением главы Управы адрес от дата N ЧС-21-122/2 за несовершеннолетним фио (ныне - Макариковым) И.С. сохранена жилая площадь по адресу: адрес, в которой он зарегистрирован с дата
Постановлением главы администрации адрес от дата N 355 Макарикову (фио) И.С. назначен опекун - фио, проживающая по адресу: адрес.
На основании постановления главы администрации муниципального образования - городской округ адрес от дата N 31 опека над фио прекращена с дата, он передан в приемную семью фио (постановление от дата N 33).
Распоряжением начальника УСЗН адрес от дата N 55 возвращение несовершеннолетнего фио в ранее занимаемое жилое помещение по адресу: адрес признано невозможным; за несовершеннолетним признано право на однократное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Согласно единому жилищному документу фио с дата зарегистрирован в 3-х комнатной квартире общей площадью 62, 70 кв. м, жилой площадью 43, 30 кв. м, расположенной по адресу: адрес. В квартире также зарегистрированы фио (брат истца) с дата, фио (мать истца) с дата Квартира является муниципальной, нанимателем по договору социального найма является фио
Из акта обследования жилищно-бытовых условий от дата явствует, что фактически по названному выше адресу, являющемуся местом регистрации фио, проживают фио, которая занимает комнату площадью 15, 9 м 2, и ее сын фио, проживающий в комнате площадью 14, 5 м 2, комната площадью 12, 9 м 2 закрыта, используется как склад для старых вещей. Квартира находится в удовлетворительном санитарном состоянии. Отдел опеки, попечительства и патронажа УСЗН адрес заключил целесообразным предоставление фио отдельного жилого помещения.
Распоряжением ДСЗН адрес от дата N 109-Р фио включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Впоследствии, решением в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата (протокол N 164) фио отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда со ссылкой на обеспеченность истца жилой площадью в адрес, постоянное и преимущественное его проживание в указанном регионе.
На основании распоряжения ДТСЗН адрес от дата N 341-Р фио исключен из списка детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, поскольку из представленных суду доказательств не следует, что фио постоянно и преимущественно проживает на территории адрес, местом его регистрации с дата является адрес, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, каких-либо жилых помещений на праве собственности или в пользовании фио в данном регионе не имеет.
Из ответа Министерства образования и молодежной политики адрес следует, что жилое помещение для детей-сирот на территории адрес фио предоставлено не было, в соответствующий список в адрес он включен не был.
В связи с изложенным суд пришёл к верному выводу о том, что ссылка ответчиков на постоянное и преимущественное проживание фио в адрес, а потому право на получение отдельного жилого помещения на территории адрес он не имеет, является необоснованной.
При этом, в жилом помещении, являющемся местом регистрации фио проживает его мать фио, лишенная родительских прав, что в силу закона предполагает невозможным проживание ребенка, оставшегося без попечения родителей, на одной жилой площади.
Решением Чертановского районного суда адрес от дата фио выселена из жилого помещения по адресу: адрес без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от дата названное выше решение суда отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Чертановского межрайонного прокурора адрес, действующего в интересах фио, к фио о выселении.
В определении судебной коллегии Московского городского суда указано на то, что сам по себе факт лишения фио родительских прав в отношении фио, паспортные данные, в дата, не подтверждает невозможность их проживания в одной квартире.
Ссылаясь на указанный судебный акт второй инстанции, представители ответчика просили в удовлетворении настоящих заявленных исковых требований отказать.
Однако указанные доводы ответчика судом первой инстанции были отклонены, поскольку решением Комиссии от дата фио отказано в предоставлении жилого помещения лишь на основании постоянного и преимущественного проживания в адрес, что в ходе судебного заседания не нашло своего подтверждения.
Как установлено судом, по адресу: адрес зарегистрировано трое человек, то на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, будет приходиться 14, 43 м 2, что менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в адрес.
Квартира, расположенная по адресу: адрес, является единственным жилым помещением, право на которое имеет фио
При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу, что решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от дата, оформленное протоколом N 164 по жилищному вопросу фио, паспортные данные, а также последующее распоряжение ДТСЗН адрес от дата N 341-Р, нельзя признать законными и обоснованными.
В то же время суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований к Департаменту городского имущества адрес, поскольку доказательств нарушения жилищных прав фио со стороны Департамента городского имущества адрес в материалы дела не представлено, вопрос о предоставлении фио жилого помещения Департаментом городского имущества адрес не рассматривался, таким образом, заявленные к данному ответчику требования являются преждевременными.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее позицию, которая была предметом исследования, а также оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика адрес Москвы по доверенности фио и представителя ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по доверенности фио - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.