Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Масленниковой Л.В.
и судей Заскалько О.В, Мызниковой Н.В, при помощнике судьи Филатовой Н.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Заскалько О.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика фио на решение Кунцевского районного суда города Москвы от 25 июня 2020 года, которым постановлено:
Исковые требования фио к ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о признании права на пенсию, назначении пенсии - удовлетворить.
Признать за фио право на пенсию по старости, предусмотренную для граждан, пострадавших в результате радиационных и иных катастроф.
Обязать ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить фио досрочную трудовую пенсию по старости в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом с дата по дата, с дата;
установила:
фио обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику к ГУ-Главному управлению ПФР N 2 по Москве и Московской области о признании за ней права на пенсию по старости, предусмотренную для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф и обязании ГУ-Главного управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с момента катастрофы до дата, с дата.
В обоснование своих требований фио указала, что она обратилась в ГУ - Главное управление ПФР N 2 по Москве и Московской области дата с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в период от момента катастрофы до дата
в г. Белая церковь, Киевского района, Украинская ССР. Решением Комиссии
от дата N 190000012465/3569377/18 фио было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30-37 Закона Российской Федерации от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с тем, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность, предоставления прав на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины и Республики Беларусь, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств. Полагая свои права нарушенными, истец обратилась с данным иском в суд.
В судебное заседание истец фио не явилась, для представления своих интересов направила представителя по доверенности фио, которая исковые требования поддержала в полном объёме, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-Главное управление ПФР N 2 по Москве и Московской области по доверенности фио в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление поддержала в полном объеме, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что в соответствии с представленной справкой от дата N 05-49 фио проживала в зоне усиленного радиоэкологического контроля, в связи с чем, назначение досрочной пенсии не предусмотрено Законом РФ от дата N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поэтому отказ Управления в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с вышеназванным Законом является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, полагая возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие надлежаще извещённого истца и представителя ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца фио, которая доводы апелляционной жалобы не признала, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 49 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, а при таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения.
В соответствии со ст. 10 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсии по старости гражданам, проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначаются при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (с дата - "О страховых пенсиях") в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в дата и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
на которых начиная с дата среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с дата плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В силу ст.13 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - дата участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - дата службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - дата в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с дата по дата лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - дата участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - дата службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в дата из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в дата и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в дата и в последующие годы;
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В силу ст. 34 Закона РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на дата и дополнительно на дата за каждые дата проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на дата в общей сложности.
Согласно ст.35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по дата, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Судом установлено и следует из материалов дела, дата фио,... паспортные данные обратилась в ГУ-Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30-37 Закона Российской Федерации от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ГУ-Главного управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости N 190000012465/3569377/18 от дата.
В качестве оснований отказа в назначении пенсии фио в решении указано, что законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и переселившимся с территории Украины и Республики Белоруссии, при условии предъявления соответствующих документов, в том числе удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других выбывших республик СССР, или при подтверждении их статуса в соответствии с требованиями российского законодательства и оформлении ими удостоверения установленного образца. В следствии чего законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность, предоставления прав на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины и Республики Беларусь, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств.
Как отражено в решении пенсионного органа об отказе в назначении пенсии фио следует, что в соответствии с представленной справкой от дата N 05-49 истец проживала в зоне усиленного радиоэкологического контроля, что не предусмотрено Законом Российской Федерации от дата
N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшийся воздействию радиации вследствие с катастрофой на Чернобыльской АЭС". В совокупности вышеуказанных причин фио было отказано в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста.
Согласно представленным в материалы дела справкам, выданными Коммунальным предприятием Белоцерковского городского Совета Жилищно-эксплуатационная контора N 1 и Управлением административных услуг Белоцерковского городского совета следует, что фио была зарегистрирована и постоянно проживала в г. Белая Церковь:
в период с дата по дата по адрес (л.д.16-18, 28);
в период с дата по дата по адрес (л.д. 19-21, 29);
в период с дата по дата по адрес (л.д. 22-24, 26).
Как следует из представленной в материалы дела трудовой книжки БT-II N 0738534 фио (до смены фамилии Юрковец) Г.Ф.... паспортные данные, дата была принята на работу в цех металлокерамических корпусов учеником глазуровщика ЭКИ на Белоцерковском заводе "Электроконденсатор", дата истцу присвоен I разряд глазуровщика и переведена в цехе глазуровщиком I разряда; дата присвоено и переведена глазуровщиков 2 разряда ЭКИ, дата переведена в ОТК учеником контролера керамических изделий, дата присвоен III разряд контролера-приемщика керамических изделий, дата переведена в цех N2 глазуровщиком ЭКИ III разряда, дата переведена в АТС и ОПС электромонтером связи по 4 разряду, дата уволена с работы по ст. 38 КЗОТ Украины по собственному желанию, с дата по дата работала на наименование организации Белоцерковского района Киевской области в должности снабженца, была уволена с работы по ст. 38 КЗОТ Украины по собственному желанию.
Также, согласно справке председателя правления наименование организации N4 от дата на базе Белоцерковского завода "Электроконденсатор" согласно приказа Министра МЭТП N85 от дата создано ПО "Электрокерамика", которое согласно приказа N327 от дата переименовано на завод "Электроконденсатор", который, в свою очередь, переименован в наименование организации согласно приказа N22 от дата (л.д.25).
Согласно справке от дата N 05-49 выданной Управлением социальной защиты населения Белоцерковского городского совета Киевской области выданной фио (до смены фамилии Юрковец) Г.Ф. о том, что в соответствии с дополнением N1 к постановлению Кабинета Министров Украины от дата N 106 город Белая Церковь по дата относился к зоне усиленного радиоэкологического контроля с плотностью загрязнения грунта изотопами цезия от 1, 0 до 5.0 Ки/кв.км, или стронция от 0.02 до 0.15 Ки/кв.км, или плутония от 0, 005 до 0, 01Ки/кв.км, а также территории с грунтами, содействующими высокой миграциирадионуклидов в растения, с плотностью загрязнения изотопами цезия от 0, 2 до 1, 0 Ки/кв.км, где эффективная эквивалентная доза облучения человека не должна превышать 1, 0 мЗв (0, 1 бэр) за год сверх дозы, полученной ним ы доаварийный период (п7 4 ст. 2 "О статусе и социальной защите граждан6 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы") (л.д. 56-58).
Постановлением Кабинета Министров Украины от дата N 106 г. Белая Церковь отнесен к зоне усиленного радиоэкологического контроля, что соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации согласно Закону Российской Федерации от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу статьи 49 Закона Российской Федерации от дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 3 договора об основах отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой (подписан в г. Киеве дата, прекратил свое действие со дня вступления в силу договора от дата), каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам другой Стороны, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными.
Статьей 27 договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной (подписан в г. Киеве дата), прекратившего свое действие с дата, предусмотрено, что высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан. Они заключат специальные соглашения с целью решения вопросов трудовых отношений, трудоустройства, социальной защиты, возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с несчастными случаями на производстве, социального обеспечения граждан одной Стороны, осуществляющих трудовую деятельность или приобретших трудовой стаж на территории другой Стороны, и по другим вопросам в этой области, требующим согласованных решений.
Стороны обеспечат свободный и своевременный перевод пенсий, пособий, алиментов, средств по возмещению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, и других социально значимых платежей гражданам одной из Сторон, постоянно проживающим или временно пребывающим на территории другой Стороны.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 3 Постановления Пленума от дата N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении судом гражданских дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая решение об удовлетворения заявленных требований о признании за фио право на пенсию по старости, предусмотренную для граждан, пострадавших в результате радиационных и иных катастроф и возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции руководствовался приведенными положениями закона, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходил из того, что зона радиоактивного загрязнения на территории Украины, с которой выехала истец в дата, по своим характеристикам идентична зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации. В законодательстве Украины применены критерии зонирования, аналогичные показателям зон радиоактивного загрязнения, установленные ст. 6 - 11 Закона РФ N 1244-1 от дата, что позволяет сопоставлять зоны на территории Украины и Российской Федерации на основании положений вышеуказанного Закона и перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения и отнести зону усиленного радиоэкологического контроля (IV категория) по законодательству Украины к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.
Суд первой инстанции принял во внимание, что имеющаяся в материалах дела справка, выданная Белоцерковским городским советом киевской области Управление Социальной защиты Населения от дата N б/н в подтверждение периода проживания истца на территории, отнесенной к зоне усиленного радиоэкологического контроля (IV категория), соответствует порядку подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, изложенным в письме Госкомчернобыля РФ от дата N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ дата N 253).
Рассматривая требования истца о признании права на пенсию по старости с дата, предусмотренную для граждан, пострадавших в результате радиационных и иных катастроф, суд пришел к обоснованному выводу о том, что они подлежат удовлетворению, поскольку факт проживания истца в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и работы в г. Белая церковь Киевской области Украинской ССР в юридически значимый период доказан, фио проживала и работала в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 13лет, то она приобрела право на пенсию со снижением возраста выхода на пенсию, с учетом первоначальной величины снижения пенсионного возраста и дополнительно, но не более 3 лет, что дает истцу право на получение пенсионного обеспечения с возраста дата, которого истец... паспортные данные достигла на заявленную в иске дату - дата согласно обращению с заявлением в пенсионный орган от дата
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они обоснованы, соответствуют приведенным положениям закона, подлежащим применению к спорным правоотношениям, подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика, по сути, повторяют позицию, изложенную им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, не являются основанием для отмены решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кунцевского районного суда города Москвы от 25 июня 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.