Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.А., судей Федерякиной Е.Ю., Полковникова С.В., при помощнике судьи Королевой А.И., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А. гражданское дело по апелляционному представлению Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 29 июня 2020 года, которым постановлено:
исковые требования Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконными бездействие ОАО "Российские железные дороги" по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в необеспечении защиты ОТИ - железнодорожной станции "Обь" подразделением транспортной безопасности, обязании ОАО "Российские железные дороги" устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем организации и привлечения подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ - железнодорожной станции "Обь", обязании утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договора, установить срок для совершения вышеуказанных действий в течении 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу - оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
Новосибирский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "РЖД", ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения законодательства на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции "Обь". В ходе проверки установлено, что мер, направленных на образование или привлечение подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ железнодорожной станции "Обь" от актов незаконного вмешательства, включая групп быстрого реагирования, специально оснащенных, мобильно круглосуточно выполняющих свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данном ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов не принято.; не утверждены положение (устав) о сформировании подразделения транспортной безопасности, копия договора.
Таким образом, несоблюдение требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде. В связи с изложенным истец просил признать незаконными бездействие ОАО "Российские железные дороги" по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в необеспечении защиты ОТИ - железнодорожной станции "Обь" подразделением транспортной безопасности, обязать ОАО "Российские железные дороги" устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем организации и привлечения подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ - железнодорожной станции "Обь", обязать утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договора, установить срок для совершения вышеуказанных действий в течении 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Представитель истца Логутов И.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" Еременко А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, представленном ранее.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Новосибирский транспортный прокурор по доводам апелляционного представления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на не разрешение судом ходатайства о передаче дела по подсудности.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения законодательства на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции "Обь".
Объект транспортной инфраструктуры железнодорожной станции "Обь" 12 сентября 2012 года включен в реестр категорированных ОТИ с присвоением второй категории и реестровым номером ЖСТ506438. Оценка уязвимости указного ОТИ утверждена 26 сентября 2016 г. Дополнительная оценка уязвимости указанного ОТИ утверждена 29 марта 2019 года, ведутся работы по разработке плана обеспечения транспортной безопасности. Однако план не утвержден в связи с изменением требований законодательства к защите ОТИ.
Указанные обстоятельства также подтверждаются представленной в письмах Минтранса N НЗ-26/1160 от 03.08.2017 г, N НЗ-26/18467 от 13.12.2017 г. информацией.
Отказывая в удовлетворении требований, суд, ссылаясь на положения ФЗ от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495, исходил из того, что план обеспечения транспортной безопасности утвержден до вступления в законную силу Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Доказательств того, что до вступления законную силу Требований ОАО "РЖД" образовало (сформировало) или привлекло подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ железнодорожной станции "Обь" от актов незаконного вмешательства до утверждения Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта истцом не представлено.
При этом образование или привлечение подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенных, мобильные круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности данном ОТИ и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, возможно только после проведения дополнительной оценки уязвимости вышеуказанного ОТИ (пп. 17 п. Требований), а также внесение изменений в существующий план обеспечения транспортной безопасности ОТИ (пп. 18 п. 5 Требований). Сведений о том, что такие изменения были внесены в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ истцом не представлены.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.4 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно основам гражданского процесса, деятельность суда должна заключаться в даче правовой оценки заявленным требованиям лица, обратившегося за судебной защитой, и в создании необходимых условий для объективного и полного рассмотрения дела.
Требованиям закона обжалуемое решение не отвечает, поскольку постановлено с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии сними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемым и в соответствии с ними и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 5 настоящего Федерального закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно ст. 9 указанного Федерального закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N495 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны, соответственно, в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств образовать и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутри объектового и пропускного режимов.
Согласно п.п. 5 указанного пункта субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Росжелдора в сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству). В силу подпункта 6 данного пункта на основании утвержденных результатов оценки уязвимости субъекты транспортной инфраструктуры должны разработать и представить на утверждение в Росжелдор план в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости. На основании подпункта 9 настоящего пункта субъекты транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану, в том числе положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры такого подразделения, в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности копия положения (устава) привлеченного подразделения и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно п.п. 9 и 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 N 495, в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры обязаны утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТО, заверенные Объектом транспортной инфраструктуры, копии которых являются приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. В случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства приложениями к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры являются копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, которые утверждаются в течение 2 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
При разрешении заявленных исковых требований судом первой инстанции не было учтено, что согласно подпунктам 9 и 5 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495, субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. Данная обязанность должна быть исполнена субъектом транспортной инфраструктуры в независимости от наличия утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ). Исполнение данной обязанности не может рассматриваться исключительно как мероприятие в рамках реализации плана обеспечения транспортной безопасности. Обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры указана также в подпункте 7 пункта 5 Постановления Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N 495.
Таким образом, обязанность по обеспечению объекта транспортной инфраструктуры охраной выделена из общего круга обязанностей по реализации плана, каждое из мероприятий по выполнению требований транспортной безопасности является состоятельным, выполнение требования, предусмотренного в подл. 3 п. 5, не ставится в зависимость от выполнения иных мероприятий и его выполнение является обязательным для всех субъектов транспортной инфраструктуры до утверждения плана транспортной безопасности. Иное толкование закона позволило бы субъектам транспортной инфраструктуры сколь угодно долгое время оставлять объекты транспортной инфраструктуры без специализированной охраны, ссылаясь на отсутствие утвержденных планов транспортной безопасности.
Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 16-ФЗ, п. 19 Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта о предоставлении государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 06 марта 2013 года N 74, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в виде утверждения плана обеспечения транспортной безопасности (утверждения вносимых изменений в план обеспечения транспортной безопасности) является несоответствие содержания плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности, установленным нормативными правовыми актами, в том числе отсутствие положения (устава) о сформированном подразделении транспортной безопасности в случае его формирования силами ОАО "РЖД", либо положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копии договора, в соответствии с которым привлечено указанное подразделение транспортной безопасности, в случае его привлечения ОАО "РЖД" для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства.
Таким образом, вышеназванными нормами предусмотрено, что к моменту составления плана и представления его на утверждение в компетентный орган ответчик обязан обеспечить реальное наличие на соответствующем ОТИ подразделения транспортной безопасности (создать собственное либо привлечь стороннее на основании договора). После этого состоявшийся факт исполненной обязанности должен быть отражен субъектом транспортной инфраструктуры в разработанном плане обеспечения транспортной безопасности с приложением подтверждающих его выполнение документов.
В силу прямого указания закона, в частности ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", пп. 7 п. 5 Постановления Правительства РФ N 495, в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной, инфраструктуры II категории на субъектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В целях поэтапной реализации субъектами транспортной инфраструктуры мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры законодателем установлены сроки для своевременного проведения оценки уязвимости, разработки и утверждения организационно-распорядительных документов, предполагающих выполнение иных мероприятий, срок которых отдельно не регламентирован Требованиями, а также представления на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности и последующей его реализации.
Таким образом, на ОАО "РЖД", как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежала обязанность исполнить все необходимые мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры в установленные сроки.
В связи изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что является основанием к отмене обжалуемого решения с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований истца.
Определяя срок, в течение которого следует исполнить решение суда, судебная коллегия полагает необходимым установить срок 3 месяца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 29 июня 2020 года отменить.
Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными бездействие ОАО "Российские железные дороги" по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившееся в необеспечении защиты ОТИ - железнодорожной станции "Обь" подразделением транспортной безопасности.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем организации и привлечения подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ - железнодорожной станции "Обь", утвердить приложения к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договора, в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.