Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Казаковой А.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе *** на решение Люблинского районного суда города Москвы от 11 августа 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска *** к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области о признании решений незаконными, обязании возобновить выплату дополнительного материального обеспечения и взыскании денежных средств отказать.
УСТАНОВИЛА:
*** обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 4 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N4 по г. Москве и Московской области) о признании незаконными решений ответчика о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения от 15 мая 2017 года и 03 августа 2017 г. о взыскании переплаты, обязании возобновить выплату ДМО с 01.06.2017г. и взыскании задолженности в сумме 531616 руб, взыскании штрафа в сумме 512 000 руб, возврате страховых взносов в сумме 117367 руб. за 2011-2016 годы, мотивируя обращение тем, что является лауреатом премии Совета Министров СССР 1984 года, присужденной постановлением Совета Министров СССР от 28.04.1984 года за повышение эффективности производства гранулированных фосфорных удобрений, в связи с чем в 2005 года обратился к ответчику с заявлением о назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерацией за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", и данная выплата производилась до 01.06.2017г, однако с 01.06.2017года выплата прекращена по причине того, что он производит отчисление страховых взносов, а следовательно работает, что истец полагает незаконным, нарушающим его право на получение мер социальной поддержки.
В судебном заседании истец требования поддержал, представитель ответчика иск не признал.
11.08.2020 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам своей апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец *** доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений поддержал, представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 4 не явился, о рассмотрении дела извещен.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ***, *** года рождения, с 04.11.1999 года является получателем трудовой пенсии по старости и лауреатом премии Совета Министров СССР, присужденной постановлением Совета Министров СССР 28.04.1984 года за повышение эффективности производства гранулированных фосфорных удобрений.
На основании распоряжения ответчика N 1501007 от 10 декабря 2005 года истцу как лауреату премии Совета Министров СССР было назначено ДМО.
Решением N 1 от 15 мая 2017 года выплата ДМО истцу прекращена с 01 июня 2017 года в размере 16613.03 руб. (л.д. 50).
Протоколом ГУ-ГУ ПФР N 4 от 03 августа 2017 года N 204-14-06-1 выявлена переплата истцу ДМО за период с 01 февраля 2011 года по 31 мая 2017 года в сумме 1024442 рубля и решением от 03 августа 2017 года N 204-14-06-13/91 постановлено взыскать с истца указанную сумму переплаты.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, *** с 31 января 2011 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности - сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.
На заседании комиссии ответчика по пенсионным вопросам (протокол N 5743 от 08 августа 2017 года) был рассмотрен вопрос дополнительного материального обеспечения истца, и установив образовавшуюся переплату по вине *** вследствие осуществления им трудовой деятельности (работы) в качестве индивидуального предпринимателя с 31 января 2011 года, в возобновлении выплат ДМО отказано, предложено возвратить излишне полученные денежные средства.
Вместе с тем, ответчиком к истцу требований о взыскании денежных средств предъявлено не было, спор в данной части иска отсутствует и подлежит разрешению при рассмотрении иска судом о взыскании сумм неосновательного обогащения, при этом правомерность прекращения выплат ДМО и переплаты истцом в суде опровергнута не была, пенсия выплачивается истцу без удержаний, поэтому в данной части вывод суда об отказе в иске о признании незаконным решения от 15.05.2017г. о приостановлении выплат и 08.08.2017г. в части установлении суммы переплаты и прекращении выплаты ДМО, сделан судом правильно.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (п. 1).
Дополнительное материальное обеспечение назначается: 1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации; 2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного; 3) гражданам, награжденным орденом Ленина; 4) гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени, гражданам, награжденным орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени; 5) гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней; 6) Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации; 7) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней; 8) лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР); 9) гражданам, награжденным орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней; 10) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр (п. 2).
Таким образом, по смыслу норм Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ к числу особо заслуженных лиц могут быть отнесены лауреаты лишь тех премий, которые присуждались за особые заслуги и (или) выдающиеся достижения в соответствующей области, при этом к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и (или) выдающиеся достижения, на дополнительное материальное обеспечение, относятся премии, которые имеют статус Государственной в соответствии с актом, учредившим их, и положением о них, а субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР (соответствующей), лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Такими премиями являются государственные премии Российской Федерации, учрежденные (учреждавшиеся) от имени Российской Федерации в системе государственного премирования и имеющие (имевшие) статус "Государственной премии" в соответствии с актом, учредившим соответствующую премию, и положением о ней (ранее - государственные премии СССР). При этом полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации Правительство РФ не наделено (ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") и в отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства РФ учреждаются от имени Правительства РФ в системе премирования (не государственного) и, как правило, носят стимулирующий, поощрительный характер.
Также Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.02.1967 N 158 были утверждены Положения о Ленинских и Государственных премиях СССР и о Комитетах по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете Министров СССР.
Так, Ленинские премии присуждаются за особо выдающиеся научные исследования, открывающие новые направления в науке и технике и превышающие мировые достижения в данной области знания; за принципиально новые технические решения, вносящие крупный вклад в народное хозяйство и оборону СССР и по своему уровню превосходящие достижения других стран; за выдающиеся исследования по актуальным вопросам государственного и хозяйственного строительства, марксистско-ленинской науки и современной общественной жизни; за особо выдающиеся произведения литературы и искусства социалистического реализма и архитектуры, которые вносят большой вклад в формирование коммунистической культуры, обогащают духовную жизнь нашего общества, обладают художественным совершенством, имеют общенародное признание и укрепляют мировое значение советского искусства (п. 1 Положения о Ленинских премиях); Ленинские премии присуждаются каждый четный год в количестве 30 премий, в том числе 24 премии за работы в области науки и техники и 6 премий за работы в области литературы, искусства и архитектуры, из них 1 - за произведения литературы и искусства для детей, их размер премий - 10 тыс. руб. каждая (п. 6 Положения); решения Комитетов о присуждении Ленинских премий вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР и Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о присуждении Ленинских премий публикуются в печати ко дню рождения В.И. Ленина, а лицам, получившим Ленинские премии, присваивается звание "Лауреат Ленинской премии", вручается диплом, почетный знак и удостоверение (п.п.7, 8).
Государственные премии СССР присуждаются за научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечественной науки; за работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводительные технологические процессы; за внедрение передового производственно-технического опыта, имеющего большое народнохозяйственное значение, а также за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, за оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; за глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства; за создание выдающихся учебников для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы, профессионально-технических учебных заведений и для системы партийной учебы и экономического образования (п. 1 Положения о Государственных премиях СССР); Государственные премии СССР присуждаются ежегодно в количестве до 75 премий за работы в области науки и техники, до 15 премий за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, до 8 премий за учебники, в том числе 3 - для высших учебных заведений, 2 - для средних специальных учебных заведений, 1 - для средней школы, 1 - для профессионально-технических учебных заведений и 1 - для системы партийной учебы и экономического образования, до 18 премий за работы в области литературы, искусства и архитектуры, в том числе 1 - за произведения литературы и искусства для детей; размер премий - 5 тыс. рублей каждая (п. 7 Положения); решения Комитетов о присуждении Государственных премий СССР вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР.
Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о присуждении Государственных премий СССР публикуются в печати к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, а лицам, получившим Государственные премии СССР, присваивается звание "Лауреат Государственной премии СССР", вручается диплом и почетный знак с указанием года присуждения премии (п.п. 8, 9 Положения).
Вместе с тем премии Совета Министров СССР учреждены Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.03.1977 N 211 "О совершенствовании порядка премирования руководящих, инженерно-технических работников и служащих производственных объединений, предприятий и организаций производственных отраслей народного хозяйства" для присуждения ежегодно коллективам работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений, предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ, которые выплачиваются за счет средств централизованного фонда премирования за создание и внедрение новой техники.
В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР от 18.10.1979 N 950 "О премиях Совета Министров СССР", изданного во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15.03.1977 N 211, установлены 50 премий Совета Министров СССР в следующих размерах: 5 премий - от 30 до 50 тыс. рублей, 20 премий - от 15 до 20 тыс. рублей и 25 премий - от 3 до 12 тыс. рублей для присуждения коллективам работников научно - исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций, производственных и научно-производственных объединений и предприятий за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ); указанные премии присуждаются ежегодно, начиная с 1981 года, ко Дню советской науки, а лицам, которым присуждаются премии Совета Министров СССР, вручаются диплом и нагрудный знак "Лауреат премии Совета Министров СССР".
С учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерацией за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований истца в части возобновления выплат дополнительного материального обеспечения с 01 июня 2017 и взыскании задолженности по выплатам, страховых взносов и штрафа с ответчика, поскольку основания для назначения истцу дополнительного материального обеспечения отсутствуют, учитывая, что в 1984 году *** присуждена премия Совета Министров СССР, а не Государственная премия СССР, поэтому право независимо от основания прекращения выплат в 2017 году ДМО, на возобновление спорных выплат у истца не возникло.
Указанная правовая позиция подтверждается также решением Верховного Суда РФ от 31.01.2019 N АКПИ18-1245 и апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N АПЛ19-113, в связи с чем доводы жалобы истца в этой части не основаны на законе.
Кроме того, на момент приостановления выплаты ДМО с 01 июня 2017 года пенсионным фондом установлена переплата, поскольку ДМО не может устанавливаться и выплачиваться физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, вплоть до момента прекращения ими предпринимательской деятельности, о чем свидетельствует запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и соответствующая выписка из реестра, выданная на ее основе. Гражданин, зарегистрированный в данном качестве, считается работающим (занятым) со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями для установления выплаты ДМО, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имелось.
Отказывая в удовлетворении требований в части обязания ответчика возвратить истцу взысканные страховые взносы за период 2011-2016 годы, суд верно исходил из того, что в спорный период *** осуществлял предпринимательскую деятельность являясь индивидуальным предпринимателем, в связи с чем оснований к возврату оплаченных страховых взносов истцу у ответчика не возникло.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, а потому не могут быть основанием к отмене решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люблинского районного суда города Москвы от 11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.