Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей А.В. Тиханской, О.В. Гордеевой, при секретаре М.В. Алексееве, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе адвоката фио, действующей в интересах административных истцов Л.Д. Евлановой, фио, Н.И. Бокова, В.А. Бокова на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2020 года по административному иску Л.Д. Евлановой, фио, Н.И. Бокова, В.А. Бокова к Префектуре СЗАО г. Москвы, Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, Управе района "Хорошево-Мневники" г. Москвы, ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО", Государственной инспекции по недвижимости города Москвы о признании незаконными действий по демонтажу некапитальных объектов, восстановлении нарушенного права, УСТАНОВИЛА:
Л.Д. Евланова, фио, Н.И. Боков, В.А. Боков обратились в суд с указанным выше административным иском к Префектуре СЗАО г. Москвы, Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, Управе района "Хорошево-Мневники" г. Москвы, ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО", Государственной инспекции по недвижимости города Москвы, ссылаясь на то, что они являются собственниками строений и сооружений, возведенных на земельном участке по адресу: г. Москва, адрес. Однако решением Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства постановлено демонтировать указанные некапитальные объекты, что были выполнено силами других ответчиков - Управе района "Хорошево-Мневники" г. Москвы, ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО". Это, по мнению административных истцов, нарушило их права.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе адвоката фио, действующей в интересах административных истцов Л.Д. Евлановой, фио, Н.И. Бокова, В.А. Бокова ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии административный истец Н.И. Боков и его представитель фио поддержали доводы жалобы.
Представитель Префектуры СЗАО г. Москвы по доверенности фио просил решение суда оставить без изменения.
Представители Управы района "Хорошево-Мневники" г. Москвы - фио и ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО" - фио также возражали против доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно рапорту от 9 декабря 2019 года Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы на земельном участке с кадастровым номером... по адресу: г. Москва, адрес расположен жилой дом 1928 года постройки, площадью 36, 3 кв.м, вблизи которых размещены некапитальные объекты (строения металлоконструкции) общей площадью застройки 80 кв.м, металлический забор, протяженностью 200 п.м. Это подтверждается актом проверки и приложенными к нему фотоматериалами.
Утвержденным Префектурой СЗАО г. Москвы решением окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории СЗАО г. Москвы от 29 января 2020 года, оформленным протоколом, признано, что указанные выше некапитальные строения, расположенные на земельном участке по с кадастровым номером... по адресу: г. Москва, адрес размещены без оформления земельно-правовых отношений и без наличия разрешительной документации.
29 января 2020 года спорные объекты демонтированы силами ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд правильно исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером... по адресу: г. Москва, адрес изъят для государственных нужд под размещение объектов, подлежащих жилищному строительству на основании постановления Правительства Москвы от 8 сентября 1998 года N690 "О сносе жилых домов адрес (Северо - Западный административный округ)".
Исходя из этого, суд пришел к выводу, что Окружная комиссия по пресечению незаконного строительства при Префектуре СЗАО г. Москвы, принимая оспариваемое решение по демонтажу некапитальных объектов, обоснованно исходила из отсутствия оформленных отношений по пользованию земельным участком.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N636-ПП, не допускает размещение на территории г. Москвы указанных некапитальных объектов.
При этом нормативными правовыми актами г. Москвы регламентировано выявление объектов некапитального строительства, включая элементы ограждения и прочие сооружения.
В соответствии с разделом 2.3 Приложения 1 к Постановлению Правительства г. Москвы от 24 февраля 2010 г. N157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" Префектура, в пределах своей компетенции, участвует в реализации городской политики в области землепользования, охраны окружающей среды и градостроительной деятельности на территории административного округа г. Москвы, принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы организует работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах.
Аналогичная норма установлена п. 2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (вместе с Перечнем объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению), утвержденным постановлением правительства Москвы от 2 ноября 2012 г. N614-ПП.
Пунктом 3.1 названного Положения определено, что незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Постановлением правительства Москвы от 31 мая 2011 г. N234-ПП (ред. от 11 декабря 2013 г.) "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" утверждено Положение о Городской комиссии по пресечению самовольного строительства, Положение об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, а также Регламент взаимодействия Городской и окружных комиссий по пресечению самовольного строительства в ходе работ по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы.
В соответствии с п. 1.1 Положения об Окружной комиссии Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия) является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства (далее - незаконно размещенные объекты), а также выработки предложений по совершенствованию механизмов выявления, профилактики и пресечения самовольного строительства на территории соответствующего административного округа города Москвы.
Окружная комиссия является постоянно действующим рабочим органом. Регламент работы Окружной комиссии определяется настоящим Положением. Состав Окружной комиссии утверждается префектом административного округа города Москвы (п. 1.2 того же Положения).
В силу п. 1.5, п. 1.6, п. 1.7 указанного Положения решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями и предприятиями города Москвы, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа (п. 1.5). Обжалование решений Окружной комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.6). Окружная комиссия подконтрольна и подотчетна в своей деятельности и несет ответственность за принимаемые решения перед префектом административного округа города Москвы и Городской комиссией (п. 1 7).
Согласно разделу 2 названного Положения основной задачей Окружной комиссии является рассмотрение фактов самовольного строительства (реконструкции) в соответствии с настоящим Положением.
Комиссия вправе принимать решения:
о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов.
о направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
Регламент Окружной комиссии, закреплен в разделе 4 Положения и предусматривает, что решения заседания Окружной комиссии оформляются протоколом заседания на бланках Окружной комиссии. Текст протокола должен содержать основания для каждого принятого Окружной комиссией решения. Протокол подписывается председателем и ответственным секретарем Окружной комиссии в течение семи рабочих дней после проведения заседания. Страницы протокола нумеруются, сшиваются и скрепляются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа города Москвы. Выписки из протокола заседания Окружной комиссии оформляются на бланках Окружной комиссии, заверяются подписью ответственного секретаря и печатью префектуры соответствующего административного округа города Москвы. Выписки рассылаются ответственным секретарем членам Окружной комиссии, органам исполнительной власти города Москвы и иным хозяйствующим субъектам, которым даны поручения, а также застройщикам, объекты которых являлись предметом рассмотрения Окружной комиссией. Протоколы заседаний Окружной комиссии хранятся постоянно. Решения Окружной комиссии вступают в силу с даты подписания протокола председателем или одним из заместителей председателя Окружной комиссии в его отсутствие.
Таким образом, достаточным условием принятия окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории СЗАО г. Москвы решения о демонтаже объектов некапитального строительства и, соответственно, его утверждения префектурой СЗАО г. Москвы, является отсутствие у владельцев объектов документов, подтверждающих возникновение у них применительно к конкретным нормам Земельного кодекса РФ права пользования земельным участком в соответствии с разрешенным видом землепользования.
Таких документов, подтверждающих оформление административными истцами отношений землепользования, в деле не имеется.
Судом правомерно установлено, что спорный земельный участок земельно-правовыми отношениями не обременен, более того, изъят для государственных нужд, а вопрос о выплате Правительством Москвы компенсаций за утраченное имущество к рассматриваемому спору отношения не имеет, поскольку подлежит разрешению в ином порядке.
Доводы апелляционной жалобы изложенного не учитывают.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административными ответчиками доказано, что обжалуемые действия совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок совершения оспариваемых действий соблюден, основания для совершения оспариваемого действий имелись.
Напротив, административные истцы не доказали факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов правовым актом органа государственной власти.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.