Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей О.В. Гордеевой, А.В. Тиханской, при секретаре Т.В. Черевичной, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе В.В. Яковлева на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 8 октября 2020 года по административному исковому заявлению В.В. Яковлева к начальнику Управления Минюста России по Московской области фио, Управлению Минюста России по Московской области о признании распоряжения незаконным и его отмене, обязании предоставить возможность возврата имущества организации, УСТАНОВИЛА:
В.В. Яковлев обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику Управления Минюста России по Московской области фио, Управлению Минюста России по Московской области о признании распоряжения незаконным и его отмене, обязании предоставить возможность возврата имущества организации, мотивируя свои требования тем, что Управлением Минюста России по Московской области принято решение о ликвидации Общественной организации воспитанников детских домов, интернатов и инвалидов (ООВДДИиИ) на основании документов, поданных ликвидатором фио, которую учредители ликвидатором не выбирали.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит В.В. Яковлев.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия на основании ст. ст. 150 и 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело без их участия, отклоняя ходатайство истца об участии в рассмотрении дела посредством видеоконференц связи, поскольку он, проживая в Московском регионе, имеет возможность лично участвовать в рассмотрении дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что 15 ноября 2017 года в Управление Минюста России по Московской области поступило уведомление по форме N Р15001 о принятии решения о ликвидации ООВДДИиИ и назначении ликвидатора в лице фио. Из протокола N 2 от 13 ноября 2017 года следует, что конференция правомочна, кворум соблюден.
Распоряжением Управления Минюста России по Московской области N 2817-Р от 12 декабря 2017 года в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2175000122317 от 26 декабря 2017 года о принятии решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
31 июля 2018 года в Управление Минюста России по Московской области представлено уведомление по форме N Р15001 о составлении и утверждении промежуточного ликвидационного баланса, утвержденного протоколом N 3 от 10 июля 2018 года конференции. Согласно протоколу, конференция правомочна, кворум соблюден.
Распоряжением Управления Минюста России по Московской области N 1743-Р от 23 августа 2018 года в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2185000194950 от 6 сентября 2018 года о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
15 октября 2018 года в Управление Минюста России по Московской области представлено заявление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 и утверждении окончательного ликвидационного баланса. Согласно протоколу N 4 от 14 сентября 2018 года, конференция правомочна, кворум соблюден.
Распоряжением Управления Минюста России по Московской области N 2154-Р от 18 октября 2018 года в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2185000208039 от 29 октября 2018 года о ликвидации юридического лица.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд исходил из того, что представленные ООВДДИиИ документы соответствовали требованиям действующего законодательства и положениям устава организации, сведения о запрете регистрационных действий в отношении организации в управление не поступало, основания для отказа, предусмотренные ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", отсутствовали.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Порядок ликвидации организации устанавливается ст.22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Пункт 1 статьи 25 этого Федерального закона устанавливает, что за представление недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские обязанности возникают вследствие иных, не поименованных прямо в статье, действий граждан и юридических лиц.
Пункт 1 статьи 63 ГК РФ вменяет ликвидационной комиссии в обязанность известить кредиторов, и в соответствии с п.6 указанной статьи после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно статье 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право, без доверенности, действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица, уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N82-ФЗ наименование организации является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Согласно статье 50 ГК РФ, абз.1 статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях", учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Учредители после государственной регистрации организации приобретают статус ее членов, которые осуществляют соответствующие функции по управлению общественного объединения и обладают корпоративными правами и обязанностями, предусмотренными п.п.1 и 4 статьи 65.2 ГК РФ. После государственной регистрации общественного объединения в состав его членов могут быть приняты иные лица, объединенные общим предметом (сферой) деятельности и интересами, при этом действующее законодательство предусматривает равный правовой статус всех членов общественного объединения.
Согласно статье 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6.1 Устава Общественной организации воспитанников детских домов, интернатов и инвалидов (ООВДДИиИ) от 19 декабря 1996 года, высшим органом управления, уполномоченным принимать решения по вопросу ликвидации Организации, является конференция, которая правомочна при участии в ней большинства членов Организации; решения по вопросу ликвидации Организации принимается квалицированным большинством в две трети голосов от числа присутствующих членов Организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральными информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации; правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации; функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок принятия Министерством юстиции Российской Федерации решения о государственной регистрации некоммерческих организаций регулируется Административным регламентом, утвержденным приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года N 155.
Как обоснованно указано судом, представленные для государственной регистрации изменений ООВДДИиИ документы соответствовали требованиям действующего законодательства и положениям устава организации, сведения о запрете регистрационных действий в отношении организации в управление не поступало, основания для отказа, предусмотренные ст.23.1 Федерального закона от 12 января 1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", отсутствовали, в связи с чем, было принято решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.
Судебная коллегия отмечает также, что наличие между членами общественной организации разногласий относительно вопросов управления юридическим лицом, не может быть разрешен посредством оспаривания действий (решений) Управления Минюста России по Московской области и должностных лиц, поскольку такой спор подлежит разрешению в порядке искового производства с иным субъектным составом сторон.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения судебном первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые решение, действие (бездействия) совершено в рамках предоставленной законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемых решения, совершенных оспариваемых действий (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Напротив, В.В. Яковлев не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 8 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.