Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В., при секретаре Сангаджиевой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-384/2020 по апелляционной жалобе административного истца Кадыровой Т.Ю. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года, которым постановлено:
Кадыровой Татьяне Юрьевне в удовлетворении требований к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании отказа незаконным, обязании произвести регистрационные действия - отказать, УСТАНОВИЛА:
Кадырова Т.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Москве, в котором просила признать незаконным отказ административного ответчика в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета, содержащийся в Уведомлении от 13.11.2019 N 77/19-156048, обязать произвести регистрационные действия по заявлению истца от 12.04.2019.
В обоснование требований административный истец Кадырова Т.Ю. указала, что является собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: адрес. Истцом было принято решение о разделе принадлежащего ей объекта на три новых, в связи с чем, она обратилась в специализированную организацию, для совершения регистрационных действий по кадастровому учету трех новых объектов, образуемых в результате раздела, с одновременной перепланировкой, специалистами были подготовлены соответствующие документы. 12.03.2019 через МФЦ района Северное Медведково, СВАО, представители истца обратились в Управление Росреестра по городу Москве с заявлениями, с приложением Технического плана и иных требуемых документов, о государственной регистрации постановки на учет трех объектов и прекращении регистрации на старый объект. Решением административного ответчика осуществление кадастрового учета было приостановлено. Административный истец в период до ноября 2019 года неоднократно обращалась с соответствующим заявлениями к административному ответчику, представляя дополнительные документы, однако 13.11.2019 ответчиком выдано уведомление Кадыровой Т.Ю. об отказе в снятии приостановления. С указанным отказом административный истец не согласна, что и послужило основанием обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, об отмене которого просит административный истец по доводам апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Дрижак И.В, который поддержал доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд, оценив представленные в материалах дела доказательства, пришел к выводу об обоснованности отказа в снятии приостановления государственного кадастрового учета, отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, при этом исходил из того, что после проведения правовой экспертизы дополнительно представленных документов выявлено, что они не устраняют обстоятельства, препятствующие в осуществлении государственного кадастрового учета; включенные в состав приложения к техническому плану документы свидетельствуют об изменении фасада здания, тогда как, в соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 01.07.1996 N 22 "О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы", ремонт фасадов зданий и сооружений проводится по согласованию с Москомархитектурой с соблюдением действующих стандартов в сроки, установленные нормативами и договорами. Представленные истцом Кадыровой Т.Ю. проект и техническое заключение не содержат отметки о согласовании их соответствующими компетентными органами.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска согласиться не может.
Так, в соответствии с части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ административный иск, рассматриваемый в порядке главы 22 КАС РФ, подлежит удовлетворению, если установлено, что обжалуемое решение, действия (бездействие) административного ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права административного истца. При этом, заявитель обязан доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, соблюсти срок обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Часть 7 статьи 1 названного Федерального закона определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются (статья 2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ).
Как предусмотрено частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" кадастр недвижимости представляет собой составную часть Единого государственного реестра недвижимости.
Как определено в статье 8 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений). В кадастр недвижимости вносятся среди прочих такие сведения об объекте недвижимости как его кадастровый номер и дата его присвоения, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии со статьей 13 названного Федерального закона внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Положениями ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии с пунктами 5, 7, 34 части 1 статьи 26 названного Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).
Согласно ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Кадырова Татьяна Юрьевна является собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: адрес.
12.03.2019 Кадырова Т.Ю. (в лице представителя), через МФЦ района Северное Медведково, СВАО, обратилась в Управление Росреестра по Москве с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет, в соответствии с прилагаемыми документами, помещений, расположенных по адресу: адрес. К заявлению были приложены доверенность, опись от 12.03.2019, технический план помещения N б/н от 12.03.2019, выданный ООО "ЭНКОТ" (л.д. 61-62).
Решением от 26.03.2019 N 77-0-1-71/3075/2019-84 Управление уведомило административного истца о приостановлении осуществлений государственного кадастрового учета объектов в соответствии с п.п. 5, 7, 34 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) (л.д. 9-11).
Согласно решению от 26.03.2019 административному истцу было разъяснено о несоответствии представленного технического плана требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем графическая часть приведена некорректно, представленный технический план оформлен в нарушении п. 52 Требований к подготовке технического плана; графическая часть, содержащаяся в проектной документации "до перепланировки" не соответствует сведениям ЕГРН; в соответствии с п. 2 Требований кадастровый учет осуществляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких смежных изолированных и (или) обособленных помещений, которые, в том числе, могут располагаться на нескольких смежных этажах здания либо сооружения один над другим и имеют доступ друг к другу без использования иных помещений в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с законодательством РФ изолировано и (или) обособленно от других помещений в здании или сооружении. Однако помещение, заявленное к кадастровому учету, не соответствует вышеназванным требованиям действующего законодательства; отсутствует графическая часть части 2 этажа, в нарушении пункта 21 Требований, Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве.
Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi.
Для устранения указанных замечаний административный истец неоднократно обращалась с соответствующими заявлениями к административному ответчику, представляя дополнительные документы, однако в снятии приостановления было отказано.
Так, уведомлением от 18.04.2019 отказано в снятии приостановления со ссылкой на нарушение п. 42 Требований, в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем некорректно приведены сведения об адресе (описании местоположения) объекта недвижимости, представленного к кадастровому учету.
Кроме того, статьей 1 ГрК РФ установлено, что реконструкцией является - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
При сопоставлении реестровых сведений об объекте недвижимости (помещение) имеющихся в государственном реестре недвижимости, и сведений указанных в техническом плане, выявлено, что изменяется не только сведения о помещении (его характеристики), а также сведения границах застройки родительского объекта (здание), в виде пристройки к 1 этажу.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 ГрК РФ.
Во исполнение статьи 51 ГрК РФ принято Постановление Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", которое устанавливает требования к видам работ, а также к порядку выполнения работ, не требующих получения разрешения на строительство на территории города Москвы.
Представленное для кадастрового учета изменений помещения не относится к перечню объектов, в отношении которых не требуется разработка проектной документации, получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию в связи с его реконструкцией.
Однако, документы, предусмотренные вышеназванными нормами действующего законодательства не представлены.
Уведомлениями от 24.09.2019, 10.10.2019 и 22.10.2019 отказано в снятии приостановления со ссылкой на нарушение п. 42 Требований, в представленном техническом плане, оформленном в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем некорректно приведены сведения об адресе (описании местоположения) объекта недвижимости, представленного к кадастровому учету.
Впоследствии представителем заявителя были представлены документы дополнительно к заявке N 77-0-1-71/3075/2019-328, после проведения правовой экспертизы которых, было принято оспариваемое решение об отказе в снятии приостановления (учетное дело N 77-0-1-71/3075/2019-84) от 13.11.2019, с указанием на то, что представленные документы не устраняют обстоятельства, препятствующие в осуществлении государственного кадастрового учёта.
Включённые в состав приложения к техническому плану документы (поэтажные планы, письма Москомархитектуры от 17.01.2019, от 18.12.2018, письмо МосГорБТИ 14.03.2019) свидетельствуют об изменении фасада здания, который проводится по согласованию с Москомархитектурой с соблюдение действующих стандартов в сроки, установленные нормативами и договорами. Проект, техническое заключение не содержат отметки о согласовании соответствующими компетентными органами.
Вместе с тем, согласно пункту 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущества, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления. Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Уведомлением о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 26.03.2019 административному истцу было разъяснено о несоответствии представленного технического плана требованиям законодательства Российской Федерации, с указанием причин послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, которые были устранены административным истцом, однако, уведомлениями от 24.09.2019, 10.10.2019 и 22.10.2019 отказано в снятии приостановления со ссылкой на нарушение п. 42 Требований, которые также были устранены.
Оспариваемое решение об отказе в снятии приостановления от 13.11.2019 не соответствует требованиям пункта 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, поскольку в решении отсутствует указание на то, где именно, по мнению регистрирующего органа, в здании имеются изменения фасада, а также на основании чего регистрирующий орган пришел к такому выводу, принимая во внимание, что в целях устранения причин приостановления, заявителем был представлен пакет документов с устранением тех причин, которые были указаны в решении от 26.03.2019 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
Исходя из изложенного, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ полагает, что административным ответчиком не доказаны законность оспариваемого решения, соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения; напротив, административным истцом представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов как собственника объекта недвижимости.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции сделал неверный вывод об отказе в удовлетворении административного иска, в связи с чем решение на основании части 2 статьи 310 КАС РФ, подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска, признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве, изложенного в уведомлении от 13.11.2019 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *, общей площадью * кв.м, расположенного по адресу: адрес; возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности повторно рассмотреть заявление Кадыровой Т.Ю. от 12.04.2019 года N 77-0-1-71/3075/2019-84 в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 177, 311, п.п. 1, 3, 4 части 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным отказ в снятии приостановления (учетное дело N *) Управления Росреестра по Москве от 13.11.2019.
Обязать Управление Росреестра по Москве повторно рассмотреть заявление Кадыровой Т.Ю. от 12.04.2019 года N 77-0-1-71/3075/2019-84.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.