Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Гордеевой О.В., Кирпиковой Н.С., при секретаре Кулик Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В., административное дело N2а-515/2020 по апелляционной жалобе и дополнениям к ней административного истца Леонова Д.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 июля 2020 года, которым постановлено:
Отказать Леонову Дмитрию Викторовичу в удовлетворении требований к ФСИН России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве о признании действий, решений незаконными, взыскании компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛА:
Административный истец Леонов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России о признании действий должностных лиц администрации ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве незаконными, нарушающими конституционные и конвенционные права, причинившие моральный вред в размере 500 000 руб, взыскании морального вреда в указанном размере.
В обоснование требований Леонов Д.В. указал, что в период с 24.04.2019 г. по 20.09.2019 г. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве, где условия содержания являлись недостойными. Камера N67 находится в аварийном состоянии, сочилась вода, побелка отваливалась кусками. Жилого пространства менее 4 кв.м. Ощущалась нехватка свежего воздуха. В камере мужчины курили, что усугубляло положение. Камера N65 также находилась в аварийном состоянии, отсутствовала принудительная вентиляция, окно было заблокировано; имелась протечка в туалете, стены были влажными; администрация на просьбы и жалобы не реагировала. Камера N71 также находится в антисанитарном состоянии из-за повышенной влажности. Камера N76 очень маленькая, сырая, имелась на стенах плесень, в туалете жили мыши и крысы, отсутствовала принудительная вентиляция; в туалете сломана раковина. В камерах отсутствовали телевизоры, радиоточки; вода грязная, еда плохого качества, помывка только один раз в неделю, прогулка осуществляется на крыше, накрытой сплошным металлическим листом. Такие условия нарушают Приказ Минюста России от 16.12.2016 г, УИК РФ, Конституцию Российской Федерации.
По результатам рассмотрения административного дела судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, полагая, что судом дана неправильная оценка всем собранным по делу доказательствам, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав с использованием средств видеоконференц-связи объяснения административного истца Леонова Д.В, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая спор, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что условия содержания под стражей Леонова Д.В. соответствуют требованиям закона и нормативно-правовым актам, регламентирующих деятельность следственных изоляторов. Вместе с тем, суд пришел к выводу, что основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют; истец не привел относимых, допустимых, достаточных и достоверных доказательств противоправности действий (бездействия) сотрудников ФСИН России и причинно-следственной связи между такими действиями (бездействием).
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решения, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", согласно статье 4 которого содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
В соответствии со статьей 23 Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, которые регламентируют внутренний распорядок работы следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, а также порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В силу пунктов 17, 40 Приказа Минюста РФ от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", все лица по прибытию в учреждение в обязательном порядке обеспечиваются постельными принадлежностями, проходят санитарную обработку и обеспечиваются индивидуальными средствами гигиены при прохождении санитарной обработки в банном отделении учреждения.
Положениями главы 5 Правил внутреннего распорядка СИЗО УИС определено материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 N 189, установлены требования к оборудованию камер СИЗО, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (пункт 43).
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (пункт 44).
Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Для женщин и несовершеннолетних возможность помывки в душе предоставляется не менее двух раз в неделю продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе (пункт 45).
В силу п.1 Правил спецконтингент обязан соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел), подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питьевой воды; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения.
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарная обработка в камерах, проводится не реже одного раза в неделю, а так же по мере необходимости и которая предусматривает комплекс процедур, нацеленных на создание неблагоприятных условий для появления, развития и размножения на объекте насекомых и клещей, как правило, заключается в систематической стирке и смене постельного белья, частой уборке помещений, очистке канализационных труб и плановой уборке окружающей территории.
Из материалов дела следует, что Леонов Д.В. содержался в СИЗО-2 в период с 24.04.2019 по 20.09.2019 в следующих камерах:
- камера N 67 с 24.04.2019 по 24.05.2019 (площадь камеры 8, 78 количество спальных мест - 2).
- камера N 65 с 24.05.2019 по 16.07.2019 (площадь камеры 9, 17 количество спальных мест - 2).
- камера N 71 с 16.07.2019 по 05.08.2019 (площадь камеры 11, 65 количество спальных мест - 2).
- камера N 76 с 05.08.2019 по 20.09.2019 (площадь камеры 11, 12 количество спальных мест - 2).
Из представленных доказательств следует, что размещение по камерам подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО-2 осуществляется в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также на основании плана размещения по камерам подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Камеры N N 67, 65, 71, 76, в которых содержался заявитель, были оборудованы в соответствии с требованиями ст. 42 приказа Минюста России от 14.10.2005 года N 189 "Об утверждении правил внутреннего распорядка СИЗО УИС" (далее - Правила) двухярусными кроватями, столом и скамейкой с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом вмонтированном в стену, бачком для питьевой воды, подставкой под бачок для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, напольной чашей (унитазом), умывальником, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией. Горячее и холодное водоснабжение для стирки, гигиенических целей и кипячения воды для питья выдаются ежедневно с учетом потребностей. Телевизор (тумбочка под телевизор или кронштейн для крепления телевизора), холодильник оборудуется при наличии возможности.
В камерах имеются оконные проемы размером 85 см х 110 см, которые оборудованы металлической решеткой (размер ячейки отсечной решетки 50 мм х 50 мм) и деревянными рамами.
Все камеры оборудованы естественной приточно-вытяжной и принудительной вентиляцией. Проветривание помещений камер осуществляется дополнительно при выводе спецконтингента ежедневно на прогулку не менее одного часа, кроме того, в случае необходимости, поступление свежего воздуха осуществляется через форточку оконных проемов.
Все камеры в СИЗО- 2 оборудованы радиаторами отопления. Отопление в камеры в осеннее - зимний период подается согласно графику отопительного сезона (с октября месяца по апрель месяц), температура в камерах составляет 18, 0-23 градусов по Цельсию.
В силу ст.23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии с п. 45 Правил санитарная обработка подозреваемых и обвиняемых проводится в соответствии с графиком санитарной обработки, не реже одного раза в 7 дней не менее 15 минут. Оборудование душевых помещений находится в технически исправном состоянии. Санитарная обработка камерного помещения производится в случае выявлении инфекционных болезней в камере, по предписанию санитарного врача раствором дезинфекционного средства сотрудниками медицинской части.
В силу п.1 Правил спецконтингент обязан соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел), подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки; мыть бачок для питьевой воды; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих, что не является обязательным требованием для администрации СИЗО и никаким образом не нарушает права Леонова Д.В.
Истцу предоставлялась ежедневная прогулка в светлое время суток продолжительностью не менее одного часа в соответствии с Правилами.
Ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными толщиной не менее 38 см, высотой не менее 3, 0 м. По верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка с ячейками не более 170 x 170 мм. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50 x 50 мм. В середине каждого прогулочного двора устанавливается скамейка, над прогулочными дворами, вдоль стен, противоположных помосту для младшего инспектора, устраиваются навесы для укрытия от атмосферных осадков шириной до 1, 2 м. Двери прогулочных дворов устраиваются по типу камерных.
Питание предоставлялось ежедневно бесплатно три раза в соответствии с суточными нормами, утвержденными приказами Минюста России от 02.08.2005 N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в СИЗО".
Ввиду того, что Леонов Д. В, состоит на профилактическом учете как склонен к совершению побега, изучающей, пропагандирующей, исповедующей либо распространяющей экстремистскую идеологию; склонный к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, склонен к захвату заложников, склонен к совершению суицида и членовредительству, к нему для конвоирования могли применяться наручники.
Согласно пункту 43.6 главы 43 и пунктом 44.20 главы 44 приказа Минюста России от 03.11.2005 N 204-дсп "Об утверждении инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы" при сопровождении особо опасных преступников, если имеются данные о намерениях ими совершить побег или нападение на администрацию, а также причинить вред себе или окружающим к ним могут быть применены наручники. Кроме того, наручники применяются и для пресечения попыток совершения побега из места содержания под стражей или из-под конвоя, попыток причинения вреда себе или окружающим, неправомерных действий, а также при оказании неповиновения законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей.
Сотрудниками СИЗО-2 ежедневно, два раза в день проводится количественная проверка спецконтингента. Сотрудниками дежурной смены ежедневно производится осмотр и проверка состояния камерного и сантехнического оборудования, а также целостности оконных проемов. При выявлении неисправностей работоспособности камерного и сантехнического оборудования и нарушений целостности оконных проемов в кратчайшие сроки производится их ремонт или замена.
Как следует из журнала от 04.10.2017 N 1224 т.1 "Журнал учёта предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащиеся в камерах специального блока N 1 в СИЗО-2" в период содержания в СИЗО-2 от Леонова Д.В. по условиям содержания поступали следующие заявления: 28.05.2019, 29.05.2019 - заменить водопроводный кран; 30.05.2019 - заменить кран в раковине. Заявления отработаны, была проведена замена водопроводного крана, крана в раковине. 01.07.2019 заявление о переводе на одиночное содержание; 15.07.2019, 16.07.2019 заявление о переводе в другую камеру СИЗО. Заявление рассмотрено, Леонов Д.В. переведен в другую камеру (камера N 71). Обращения Леонова Д.В. о сломанной раковине и не работающего сливного бачка в камере в камере N 76, протечкой воды из труб по стенам камеры N 65 отсутствуют. В вышеуказанных камерах в период нахождения Леонова Д.В. в СИЗО-2 водопроводные трубы, раковины и сливные бачки находились в исправном состоянии.
Согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 28 сентября 2001 г. N 276 "Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно -исполнительной системы" в СИЗО-2 обеспечивается сохранность надлежащего технического состояния и постоянной эксплуатационной пригодности строительных конструкций зданий и сооружений, их санитарно-технического оборудования и систем энергообеспечения.
Ежегодно проводятся текущие ремонты камерных помещений во всём учреждении, согласно плану текущих ремонтов, утвержденных на год.
В 2019 г. камеры капитальным и текущим ремонтам не подвергались, так как находились в удовлетворительном состоянии.
Все камеры режимных корпусов СИЗО-2 оборудованы постоянным горячим и холодным водоснабжением, находящимся в технически исправном состоянии. Водоснабжение осуществляется АО "Мосводоканал". Подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в камерах учреждения имеют круглосуточный доступ к источникам водоснабжения.
СИЗО-2 заключены договоры на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации (в 2019 году ГК с ООО "Дезконтроль" N26, ООО "Дезлайн" N119, ООО "Дезлайн" N232). При этом исполнитель обязался проводить обслуживание объектов по профилактике и борьбе переносчиками инфекционных заболеваний (синантропными грызунами и насекомыми) в строгом соответствии с действующими нормами и инструкциями, утвержденными Госсанэпиднадзором РФ. Производится ежеквартально. Также заключаются государственные контракты на поставку дезинфицирующих средств для обработки корпусов (в 2019 году ГК с ООО "Дезконтроль" N240).
Согласно положениям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарная обработка в камерах, проводится не реже одного раза в неделю, а так же по мере необходимости и которая предусматривает комплекс процедур, нацеленных на создание неблагоприятных условий для появления, развития и размножения на объекте насекомых и клещей, как правило, заключается в систематической стирке и смене постельного белья, частой уборке помещений, очистке канализационных труб и плановой уборке окружающей территории.
Истец в период содержания в ФКУ СИЗО-2 к администрации учреждения с жалобами/заявлениями не обращался.
Кроме того, ранее истец также содержался в СИЗО-2 в периоды с 02.11.2016 по 07.11.2016, с 30.01.2017 по 03.02.2018, на тот момент вопросов и жалоб на условия содержания, унижающие его честь и достоинство, у него не возникало.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции находит обоснованными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению, и постановилзаконное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы Леонова Д.В. не могут быть приняты во внимание, поскольку по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Вопреки доводам жалобы оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Ссылки на нарушение судом норм процессуального права являются несостоятельными, поскольку представленные в материалы дела доказательства были исследованы непосредственно в судебном заседании, в котором принимал участие административный истец; в соответствии с требованиями закона в судебном заседании 23 июля 2020 года велось аудиопротоколирование и к материалам дела приобщен электронный носитель информации.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.