Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Комаровой Е.Д., с участием прокурора Никитиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство представителя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы о передаче по подсудности в Арбитражный суд города Москвы административного дела N 3а-4601/20 по административному исковому заявлению ООО "Специализированный застройщик "ТИРОН" о признании недействующим в части Распоряжения Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 16.06.2020г. N 853 "О картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия", УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Распоряжения Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 16.06.2020г. N 853 "О картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия".
В судебном заседании административным ответчиком заявлено ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы, указывая, что оспариваемое Распоряжения Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 16.06.2020г. N 853 не является нормативным правовым актом.
Представитель административного истца возражал против удовлетворения ходатайства о передаче дела по подсудности.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, возражавшего против удовлетворения ходатайства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.27 КАС РФ административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду общей юрисдикции или арбитражному суду.
Суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Административное дело, направленное из одного суда общей юрисдикции или арбитражного суда в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.
Согласно п. 2 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Акт, в отношении которого заявлены административные исковые требования, по убеждению суда, является нормативным правовым, такой акт может быть проверен в судебном порядке Московским городским судом в качестве суда первой инстанции.
Градостроительное зонирование, согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ - это разделение территорий городов на зоны в целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных регламентов. К документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В правила землепользования и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта градостроительного зонирования, на которой отображаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты - нормативные ограничения градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности застройки (глава 4 ГрК РФ).
Таким образом, карты градостроительного зонирования, утвержденные распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, являются фактически составной частью - приложением к Правилам землепользования и застройки города Москвы, на что прямо указано в самом распоряжении.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 года N 10-П "По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" Правила землепользования и застройки, включая карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, по своей правовой природе и содержанию в большей мере относятся к нормативным актам исполнительно-распорядительного характера.
Оспариваемое административным истцом распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 16.06.2020г. N 853 "О картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия" подпадает под признаки, характеризующие нормативный правовой акт, в связи с чем в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы надлежит отказать.
Руководствуясь ст.27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в удовлетворении ходатайства представителя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы о передаче по подсудности в Арбитражный суд города Москвы административного дела N 3а-4601/20 по административному исковому заявлению ООО "Специализированный застройщик "ТИРОН" о признании недействующим в части Распоряжения Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 16.06.2020г. N 853 "О картах градостроительного зонирования, являющихся приложением к правилам землепользования и застройки города Москвы, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия".
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней в Первый апелляционный суд общей юрисдикции. Частная жалоба подается через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.