Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Крафт" фио на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 07.12.2020, которым ООО "Крафт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на 90 суток, УСТАНОВИЛ:
11.09.2020 ведущим специалистом-экспертом отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЦАО отношении ООО "Крафт" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.6 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Крафт" фио ставит вопрос об отмене судебного акта в связи с отсутствием в действиях ООО "Крафт" состава вмененного правонарушения. В жалобе заявитель ссылается на нарушение процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, а также на недопустимость положенных в основу постановления доказательств, в т.ч. протокола об административном правонарушении, акта проверки.
Законный представитель ООО "Крафт" фио и защитник фио в судебном заседании доводы жалобы поддержали.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения законного представителя ООО "Крафт" фио и защитника фио, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 14.08.2020 в 13 часов 00 минут по адресу: адрес, в ходе проведения проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановлении деятельности в отношении ООО "Крафт" по поручению о проведении выездной проверки от 11.08.2020 N-23-33910/8 должностными лицами отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г..Москве в ЦАО выявлены факты нарушения ООО "Крафт" санитарно-эпидемиологических требований к организации питания, а именно: в нарушение п.2.2 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ N 31 от 08.11.2001 (далее СП 2.3.6.1079-01) (документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32), (аналогичные требования предусмотрены пунктом 2.11 действующего с 01.01.2021 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы... "), прием пищевых продуктов осуществляется со стороны заднего двора здания под окнами жилых квартир; в нарушение п. 4.4 СП 2.3.6.1079-01, в помещении моечной столовой посуды имеется воздуховод с отверстием, не закрытым мелкоячеистой сеткой; в нарушение п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01, (аналогичные требования предусмотрены пунктом 2.13 действующего с 01.01.2021 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы... "), в помещении моечной посуды двухсекционной моечной ванной, являющейся источником повышенных выделений влаги, тепла не оборудована локальная вытяжная система с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения; в нарушение п. 3.11 СП 2.3.6.1079-01 система канализации объединена с канализацией жилого дома.
Вышеуказанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью населения: возникновение и распространение инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), ухудшают условия проживания, что является нарушением ст. 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ.
Действия ООО "Крафт" квалифицированы по ст.6.6 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ООО "Крафт" в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 11.09.2020 составленным в отношении ООО "Крафт" по ст.6.6 КоАП РФ; актом проверки N23-33910/8 от 28.08.2020; экспертным заключением от 20.08.2020; поручением на проведение экспертизы N23-08-01046; поручением о проведении проверки обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности от 11.08.2020; выпиской из ЕГРЮЛ; договором субаренды с приложением от 01.11.2019; договором аренды NСт/КС-5Д с приложением от 17.05.2016.
Оценив названные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ООО "Крафт" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Статьей 6.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
На момент выявления правонарушения действовали Санитарные правила - СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31, разработанные с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяющие основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (п. 1.1 Правил). Документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32) "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы... ")
Данные Санитарные правила распространялись на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (п. 1.2 Правил).
Вместе с тем в ходе проведенной проверки установлено нарушение ООО "Крафт" указанных требований СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологических требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
Действующее в настоящее время законодательство, в т.ч. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (вместе с "СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы... " содержит аналогичные требования, нарушение которых было вменено ООО "Крафт" по протоколу об административном правонарушении, следовательно, оснований для освобождения организации от административной ответственности, не имеется.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, фактические обстоятельства дела в совокупности с приведенными выше нормами, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Крафт" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.6 КоАП РФ.
Доказательства невозможности исполнения ООО "Крафт" санитарно-эпидемиологических требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных в ходе производства по делу, ничем не подтверждены.
Протокол об административном правонарушении и акт проверки были составлены должностным лицом административного органа по результатам проведенной проверки, при копии указанных процессуальных документов были вручены законному представителю ООО "Крафт".
При таких обстоятельствах суд второй инстанции приходит к выводу, что доводы жалобы о том, что суд при вынесении постановления в его основу положил недопустимые доказательства - протокол об административном правонарушении и акт проверки, составленные в нарушение требований КоАП РФ, являются необоснованными. Протокол об административном правонарушении составлен в отношении ООО "Крафт" уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано.
Акт проверки также составлен уполномоченным должностным лицом, в нем отражены основные сведения фиксации следов административного правонарушения, он подписан лицом, его составившим, и вручен должностному лицу ООО "Крафт".
Ставить под сомнение достоверность сведений о событии и обстоятельствах совершения ООО "Крафт" правонарушения, изложенных в собранных по делу доказательствах, оснований не имеется. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ООО "Крафт" в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Несогласие защитника и генерального директора ООО "Крафт" с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Довод жалобы о нарушении должностным лицом требований ст.ст.15, 16, 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в ходе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения.
Доводы жалобы о нарушении прав юридического лица при рассмотрении административного дела, в т.ч. о ненадлежащем извещении законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении проверены и не нашли своего подтверждения.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Учитывая, что КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных Приказом ФГУП "Почта России" от 05 декабря 2014 г. N 423-п.
Установлено, что законный представитель ООО "Крафт" уведомлялся должностным лицом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телеграммой, отправленной по юридическому адресу организации. Из текста уведомлений, усматривается, что телеграмма не была вручена связи с фактическим отсутствием получателя по юридическому адресу организации.
Таким образом, должностным лицом были предприняты необходимые и своевременные меры для извещения законного представителя ООО "Крафт" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Нарушения права юридического лица на защиту при производстве по делу не усматривается.
Вопреки доводам жалобы, наказание, назначенное ООО "Крафт", установлено судьей в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела, а также с учетом иных заслуживающих внимание обстоятельств. При этом судья, учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу здоровью людей, оказывают вредное воздействия на человека и окружающую среду, пришел к обоснованному выводу о необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности на срок, предусмотренный санкцией статьи 6.6 КоАП РФ.
Обстоятельства, которые могли бы послужить основанием для смягчения наказания, назначенного ООО "Крафт" по делу отсутствуют.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Крафт" к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 07.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Крафт" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Крафт" фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.