Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника АО "Тандер" Ильина Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО "Тандер" Ильина Д.В. на постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 17 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Тандер", УСТАНОВИЛ :
7 августа 2020 года заместителем главы управы района Царицыно города Москвы в отношении акционерного общества "Тандер" (далее - АО "Тандер", Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 17 сентября 2020 года АО "Тандер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник АО "Тандер" Ильин Д.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения; проверка АО "Тандер" проведена не в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), доказательства получены не в рамках проведения административного расследования; административным органом не установлена вина Общества в совершении административного правонарушения; протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, так как о месте и времени его составления АО "Тандер" не извещалось в установленном порядке; Обществом предприняты исчерпывающие меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Защитник АО "Тандер" Ильин Д.В. в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО "Тандер" Ильина Д.В, исследовав материалы дела, прихожу к следующему
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, должны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
На основании 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г, согласно приложению 6 к настоящему указу (далее - Требования).
В соответствии с п. 2.2 Требований с 12 мая 2020 года работодатели обязаны обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
Согласно материалам дела, 16 июля 2020 года в 13 часов 27 минут по адресу: город Москва, улица Ереванская, дом 26, корпус 1 АО "Тандер" в нарушение п. 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, п. 2.2 Требований в помещениях магазина "Магнит", в котором осуществляется торговая деятельность, то есть деятельность, связанная с совместным пребыванием граждан, не обеспечило соблюдение работниками указанного объекта режима использования средств индивидуальной защиты: работники магазина находились в торговом зале без средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок или респираторов) и рук (перчаток).
Действия АО "Тандер" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 7 августа 2020 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 16 июля 2020 года, видеозаписью, фотоматериалом.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям АО "Тандер" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что процессуальные документы, приобщённые к материалам дела, являются недопустимыми доказательствами, поскольку в отношении Общества не проводилась поверка в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, указанные документы получены не в ходе административного расследования, несостоятелен, поскольку из материалов дела следует, что в отношении Общества не проводились проверочные мероприятия в порядке, регламентированном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, а административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, выявлено должностным лицом управы района Царицыно города Москвы на основании п. 1.2 указа Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве", уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями требований в части обеспечения использования работниками и посетителями средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в которых осуществляется торговая деятельность, в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, проведённого в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ.
Осмотр принадлежащего АО "Тандер" помещения магазина "Магнит" по адресу: город Москва, улица Ереванская, дом 26, корпус 1 проведён в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ в присутствии сотрудника магазина (заместителя директора магазина), понятых с применением видеозаписи.
Довод жалобы о том, что Обществом принято достаточно мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции в период режима повышенной готовности, введённого в городе Москве, в том числе путём обеспечения работников Общества всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, является несостоятельным.
Пунктом 5 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 года.
Согласно п. 2.2 Приложения 6 к указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны обеспечить использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц (п. 2.2.1 Приложения 6), а также использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами (п. 2.2.2 Приложения 6).
Обеспечение соблюдения гражданами (в том числе работниками) специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) пунктом 12.2 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан.
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 16 июля 2020 года, видеозаписи и фотоматериалу, при осмотре помещения торгового объекта - магазина "Магнит", расположенного по адресу: город Москва, улица Ереванская, дом 26, корпус 1 установлено, что при осуществлении торговой деятельности работниками магазина не соблюдается режим использования средств индивидуальной защиты (у сотрудников магазина "Магнит", находящихся за кассой в торговом зале, отсутствуют маски и перчатки), что свидетельствует о нарушении Обществом п. 2.2 Требований.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нахождение работников магазина без средств индивидуальной защиты в момент осмотра свидетельствует о том, что Обществом не принимаются достаточные и необходимые меры, направленные на обеспечение соблюдения требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, в том числе путём проведения с работниками разъяснительных бесед, осуществления надлежащего контроля за ношением ими средств индивидуальной защиты, реагирования в случае нарушения ими установленных правил.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у АО "Тандер" имелась возможность для соблюдения указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N12-УМ, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Вопреки утверждению заявителя, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, назначенном на 7 августа 2020 года, АО "Тандер" извелось надлежащим образом по месту его нахождения (юридическому адресу: г. Краснодар, ул. Им. Леваневского, д. 185) и месту нахождения управляющей организации ПАО "Магнит" (г. Краснодар, ул. Солнечная, д. 15, корп. 5) путём направления копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, содержащего сведения о месте и времени составления протокола (л.д. 4, 5-6, 8-9). Согласно сведениям с официального сайта АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интрнет" извещения по указанным адресам получены адресатами 22 июля 2020 года (л.д. 7, 10). При таких обстоятельствах, располагая данными о надлежащем извещении АО "Тандер", в связи с неявкой его законного представителя или защитника и не поступления от них ходатайства об отложении названного процессуального действия, должностным лицом обоснованно принято решение о составлении протокола в их отсутствие.
Копия протокола об административном правонарушении также в установленном порядке направлена по месту нахождения юридического лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей.
Материалы дела свидетельствуют о том, что административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, назначено АО "Тандер", в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру указанное наказание соответствует обстоятельствам и тяжести содеянного, данным о юридическом лице. В данном случае непринятие Обществом надлежащих и достаточных мер для обеспечения соблюдения работниками использования средств индивидуальной защиты в продуктовом магазине, то есть мер, направленных на недопущение распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), создало опасность причинения вреда их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью покупателей.
Назначение более мягкого вида наказания в виде предупреждения в данном случае не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Постановление судьи в части назначения АО "Тандер" наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Исключительные обстоятельства, связанные с характером совершённого административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которые могут являться основанием для применения ч. 32 и 33 ст. 4.1 КоАП РФ, также отсутствуют.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения АО "Тандер" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Нагатинского районного суда города Москвы от 17 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении акционерного общества "Тандер" оставить без изменения, жалобу защитника АО "Тандер" Ильина Д.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.