Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО "Промбытхимсервис" Луцко А.В. на постановление судьи Пресненского районного суда города Москвы от 12.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП города Москвы, в отношении ООО "Промбытхимсервис", УСТАНОВИЛ:
29.10.2020 заведующим сектором по вопросам торговли и услуг Управы Пресненского района г. Москвы в отношении ООО "Промбытхимсервис" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Пресненский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Пресненского районного суда города Москвы от 12.11.2020 ООО "Промбытхимсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, законный представитель ООО "Промбытхимсервис" Луцко А.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Законный представитель ООО "Промбытхимсервис" в судебное заседание, не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, направил защитника Шулико А.Г, который доводы жалобы поддержал. Шулико А.Г. возражал против выдвинутого в отношении ООО "Промбытхимсервис" обвинения, указав, что в деле отсутствуют допустимые доказательства вины организации в совершении правонарушения, просил исключить протокол осмотра из числа доказательств, так как сотрудниками управы нарушен порядок его составления, указал на излишнюю суровость назначенного наказания.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснение защитника Шуликов А.Г, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления, прекращении производства по делу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
В силу п. 12.1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ на граждан возложена обязанность соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказу, легковым такси.
Органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, должны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию) (п. 12.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ).
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда установлено, что 19.08.2020 в 16 часов 08 минут по адресу: г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 4/29, ООО "Промбытхимсервис" в нарушение п.п. 1.4, 2.1.1, 2.2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, утверждённых Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (вместе с "Перечнем непродовольственных товаров первой необходимости", "Перечнем парков культуры и отдыха, музеев-заповедников, музеев-усадеб, иных территорий общего пользования", "Перечнем заболеваний, требующих соблюдения режима самоизоляции") (редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения), осуществляло работу в магазине, т.е. деятельность, связанную с совместным пребыванием граждан, не обеспечив соблюдение работниками указанного объекта режима использования средств индивидуальной защиты (маски) в период режима повышенной готовности в помещениях в здании, в которых осуществляется торговая деятельность.
В обоснование вывода о совершении Обществом административного правонарушения положены следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 29.10.2020, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.08.2020; фотоматериал.
Вместе с тем судья районного суда не учёл следующее.
На основании ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных главой 27 КоАП РФ, является осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Порядок применения указанной обеспечительной меры определён в ст. 27.8 КоАП РФ.
На основании ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии понятых либо с применением видеозаписи.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что осмотр помещений юридического лица производился должностным лицом 12.10.2020 без участия понятых и применения видеозаписи.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, из которых следует, что 19.08.2020 в период с 16 часов 08 минут по 16 часов 20 минут должностным лицом Управы района Пресненского района г. Москвы проведён осмотр принадлежащих ООО "Промбытхимсервис" помещений магазина по адресу: г. Москва, ул. Пресненский Вал, д. 4/29, без участия понятых и без применения видеозаписи, которая отсутствует в материалах дела и не исследовалась судьёй районного суда, что является нарушением требования ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ. В протоколе указано на применение при осмотре фотосъёмки как способа фиксации вещественных доказательств.
Приведённое выше нарушение влечёт признание протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и находящихся там вещей и документов от 12.08.2020, а также приложений к нему (фотографий), в качестве недопустимых доказательств.
Имеющаяся в материалах дела объяснительная записка генерального директора ООО "Промбытхимсервис" Луцко А.В. от 29.10.2020 в которой тот сообщает о признании недопустимым нарушение сотрудниками ООО "Промбытхимсервис" масочного режима, не может являться доказательством по делу, поскольку при взятии объяснения Луцко А.В. не был предупрежден об ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, при этом, из материалов дела не усматривается, что 19.08.2020 он находился в помещении магазина и принимал участие в проверочных действиях, осуществляемых сотрудниками Управы района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного постановление судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 12.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Промбытхимсервис" нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Пресненского районного суда города Москвы от 12.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Промбытхимсервис" отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которого было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.