Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника наименование организации фио на постановление судьи Нагатинского районного суда Москвы от 16 ноября 2020 года, которым наименование организации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 т. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма, УСТАНОВИЛ
01 октября 2020 года заместителем главы управы района адрес в отношении наименование организации (далее - наименование организации) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник наименование организации фио просит судебное постановление изменить, ссылаясь на то, что при назначении наказания, судья не учел обстоятельства, что ранее Общество к административной ответственности не привлекалось.
Законный представитель наименование организации, защитник в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель управы адрес начальник отдела по вопросам торговли и услуг фио против удовлетворения жалобы возражал, пояснил, что 07 сентября 2020 г. в 13 час. 36 мин. в рамках исполнения служебных обязанностей проведен осмотр торгового объекта наименование организации по адресу: адрес, магазина при АЗС " Ека Маркет". В ходе осмотра выявлено, что сотрудник общества - продавец в помещении магазина, где имелись покупатели находился без средств индивидуальной защиты маски и перчаток, маска не была надета надлежащим образом, в нарушение положений Указа Мэра г. Москвы от 05 марта 2020 г. N12-УМ, о чем был составлен протокол с участием понятых, произведена фото и видеозапись. По факту правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ был составлен протокол 01 октября 2020 г. с участием защитника наименование организации. Данное предприятие проверялось не в первый раз и устно они предупреждались о недопустимости нарушений правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя Управы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до сумма прописью; на должностных лиц - от десяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от ста тысяч до сумма прописью.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы, введён режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ).
Пунктом 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020г. N 12-УМ, в редакции действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г. (Приложение 6 к настоящему указу).
В соответствии с пп.2.2.1 и 2.2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей (Приложение N 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в редакции от 22.06.2020), с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны соблюдать следующие требования: использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц; использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, 07 сентября 2020 года в 13 час. 36 мин. по адресу: адрес, наименование организации допустило нахождение в помещении, в котором осуществляется торговая деятельность (магазин при АЗС "Ека Маркет") сотрудника, у которого отсутствовали средства индивидуальной защиты, обязательные к использованию на рабочих местах и (или) на территории работодателя, в соответствии с требованиями п. 2.2-2.2.2 Приложения 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Действия наименование организации квалифицированы по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина наименование организации в совершении административного правонарушения подтверждаются: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу - наименование организации помещений по адресу: Москва, адрес от 07 сентября 2020 г, составленном с участием понятых; определением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении наименование организации по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ от 07 сентября 2020 г.; протоколом об административном правонарушении от 01 октября 2020 г. в отношении наименование организации по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в котором изложено существо правонарушения; фото и видеоматериалом, на котором зафиксирован факт отсутствия у работника Общества в период режима повышенной готовности средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочем месте, маска приспущена; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица наименование организации, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении наименование организации, составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, составлен с участием защитника, в связи с чем, протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия наименование организации правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", Общество не обеспечило соблюдение работниками магазина на рабочих местах режима использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и рук, не были приняты надлежащие и достаточные меры, позволяющие обеспечить требование об использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у наименование организации имелась возможность для соблюдения режима повышенной готовности, установленного положениями Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", за нарушение которого ч.1 ст.20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное правонарушение выявлено в рамках проверки исполнения требования Указа Мэра Москвы N 12-УМ от 05 марта 2020 г. о принятии мер, в том числе юридическими лицами, по недопущению распространения коронавирусной инфекции.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины наименование организации, в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность постановления.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма назначено наименование организации в пределах санкции ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьей с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Основания и совокупность условий, необходимых в соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ для замены назначенного Обществу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение отсутствуют, поскольку допущенные нарушения, невыполнение требований режима повышенной готовности, предусмотренные Указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N12-УМ создают угрозу причинения вреда здоровью людей. Довод о замене назначенного наказания не предупреждение подлежит отклонению.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного Обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Нагатинского районного суда Москвы от 16 ноября 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении наименование организации оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.