Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника РОО "МСХ" Куликова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника РОО "МСХ" Куликова А.В. на постановление N ... заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 30 марта 2020 года и решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 23 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), в отношении региональной общественной организации "Московский союз художников", УСТАНОВИЛ :
постановлением N... заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) от 30 марта 2020 года региональная общественная организация "Московский союз художников" (далее - РОО "МСХ", Организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 23 сентября 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника РОО "МСХ" Куликова А.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник РОО "МСХ" Куликов А.В. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылается на то, что проверка проведена должностным лицом Госинспекции по недвижимости с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" без уведомления юридического лица, при проведении проверки не присутствовал его представитель, акт проверки не составлялся; бытовка и газонакопительный резервуар из металлоконструкций не является временным строением: по своим техническим, конструктивным и физическим характеристикам данная вещь относится к движимому имуществу, не являющемся временным зданием или сооружением, что подтверждается Заключением эксперта N 100919-45 от 10 сентября 2019 года, приобщённым к материалам дела и получившим ненадлежащую правовую оценку суда; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, установленного в ст. 28.5 КоАП РФ; должностным лицом и судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебном заседании защитник РОО "МСХ" Куликов А.В. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, также добавил, что деревянная бытовка и газонакопительный резервуар из металлических конструкций демонтированы, что подтверждается протоколом осмотра доказательств от 23 июля 2020 года.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника РОО "МСХ" Куликова А.В, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы наступает за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, сервитутами.
В силу ч. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании) все земли в городе Москве относятся к категории земель населённых пунктов.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о землепользовании в решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешённых градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о землепользовании установлено, что при предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду, безвозмездное пользование устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешённых градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешённого использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком.
Согласно п.1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ цель предоставления земельного участка является существенным условием договора аренды земельного участка.
Учитывая положения ч. 1 ст. 452, ч. 3 ст. 453 Гражданского кодекса РФ изменение (дополнение) цели предоставления земельного участка осуществляется в виде дополнительного соглашения к договору аренды.
На основании п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, то есть в соответствии с тем целевым назначением земельного участка, которое указано в договоре аренды земельного участка.
На основании ч. 1 ст. 28 Закона о землепользовании собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешённым использованием.
В соответствии с требованиями ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Согласно материалам дела, 4 февраля 2020 года на основании поручения начальника управления Госинспекции по недвижимости от 29.01.2020 N... планового (рейдового) обследования земельного участка главным инспектором Госинспекции по недвижимости проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка с кадастровым номером.., общей площадью 18513 кв.м. по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, владение 3, предоставленного РОО "МСХ" на основании договора аренды N... сроком до 15 июня 2064 года для эксплуатации зданий производственной организации. В нарушение п. 4.3 Договора аренды от 24 июля 2015 года N... на части земельного участка площадью около 200 кв.м РОО "МСХ" организован пункт газовой автозаправочной станции, состоящей из временного сооружения площадью около 8 кв.м и газонакопительного резервуара из металлических конструкций. Разрешительная документация на возведение указанных объектов не оформлялась, дополнительное соглашение к Договору аренды не заключалось.
Указанные действия РОО "МСХ" квалифицированы по ч. 1 ст. 6.7 КоАП города Москвы.
Факт совершения РОО "МСХ" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: поручением на проведение планового рейдового обследования от 29 января 2020 N... ; рапортом о результатах планового (рейдового) обследования от 4 февраля 2020 года; актом обмера площади земельного участка N... от 4 февраля 2020 года; схематическим чертежом земельного участка; фототаблицей; данными ДГИ; копией договора аренды земельного участка N... от 24 июля 2015 года; протоколом об административном правонарушении от 18 февраля 2020 года, а также другими доказательствами.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела и жалобы должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям РОО "МСХ" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, и виновности РОО "МСХ" в его совершении.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях РОО "МСХ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, так как земельный участок используется Организацией в соответствии с целью и условиями его предоставления, бытовка и газонакопительный резервуар из металлоконструкций не является временным строением: по своим техническим, конструктивным и физическим характеристикам данная вещь относится к движимому имуществу, не относящемуся к временным зданиям или сооружениям, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и опровергаются приведёнными выше доказательствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о землепользовании при предоставлении органами исполнительной власти города Москвы земельного участка в аренду, безвозмездное пользование устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешённых градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешённого использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка, договор безвозмездного пользования земельным участком.
Согласно п. 4.3 Договора аренды земельного участка N... от 24 июля 2015 года Участок предоставляется без права возведения на нём временных и капитальных зданий и сооружений.
Арендатор обязан использовать Участок в соответствии с целью и условиями его предоставления и надлежащим образом исполнять все условия Договора (п. 5.6 Договора).
В ходе проведения планового (рейдового) обследования земельного участка с кадастровым номером.., общей площадью 18513 кв.м. по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, владение 3, предоставленного РОО "МСХ" на основании договора аренды N... сроком до 15 июня 2064 года для эксплуатации зданий производственной организации, установлено, что в нарушение п. 4.3 Договора на части земельного участка площадью около 200 кв.м РОО "МСХ" организован пункт газовой автозаправочной станции, состоящей из временного сооружения площадью около 8 кв.м и газонакопительного резервуара из металлических конструкций.
При этом дополнительное соглашение к договору не заключалось.
В соответствии с п. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Вопреки утверждению заявителя, из фототаблицы следует, что временное сооружение (бытовка) площадью около 8 кв.м, имеющая отдельный вход и окно, от которой протянут шланг к газонакопительному резервуару из металлических конструкций, размещённая на земельном участке, арендуемым РОО "МСХ", является некапитальным сооружением, которое не имеет прочной связи с землёй и конструктивные характеристики которой позволяют осуществить её перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без изменения основных характеристик.
Выводы заключения эксперта N 100919-45 ООО "МНСЭ" о том, что бытовка и газонакопительный резервуар из металлоконструкций, расположенных на земельном участке по адресу: город Москва, Ярославское шоссе, владение 3, не являются временными зданиями и сооружениями, не могут быть приняты во внимание, поскольку они носят оценочный характер и сделаны по результатам только визуально-инструментального обследования бытовки и газонакопительного резервуара путём сопоставления терминов и определений без научного обоснования, измерительные материалы и соответствующие документы, использованные в ходе экспертизы не представлены.
Согласно ч. 6 ст. 7 Закона о землепользовании запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов города Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года N 636-ПП утверждён Порядок размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - Порядок), который определяет порядок размещения и установки на землях или земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства (некапитальных объектов), и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее также - объекты).
В силу п. 15 Порядка место размещения некапитальных объектов, указанных в пунктах 5.1, 5.3- 5.5, 5.7, 5.11, 5.14 настоящего порядка, определяется проектом размещения некапитального объекта, утвержденным в соответствии с порядком разработки, согласования и утверждения проекта размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства, установленным Правительством Москвы (далее - проект размещения некапитального объекта).
На основании п. 4.3 договора аренды земельного участка от 24 июля 2015 года N.., который является правоустанавливающим документом, определяющим требования и ограничения по использованию земельного участка с кадастровым номером.., запрещено возведение на участке временных и капитальных зданий и сооружений.
Таким образом, действия РОО "МСХ" правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 6.7 КоАП города Москвы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Равным образом утверждение заявителя о нарушении Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не влечёт удовлетворение жалобы.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями).
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Сроки и последовательность административных процедур (действий) по исполнению Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению муниципального земельного контроля устанавливаются Административным регламентом исполнения Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы государственных функций по осуществлению контроля за использованием земель и находящихся в собственности города Москвы объектов нежилого фонда, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 282-ПП (далее - Административный регламент).
Государственные функции осуществляются уполномоченными должностными лицами Госинспекции по недвижимости, помимо иных форм, в форме плановых (рейдовых) обследований территорий без взаимодействия с их пользователями (п. 1.6 Административного регламента).
Перед проведением планового (рейдового) обследования территории инспекторы по имеющимся в Госинспекции по недвижимости базам данных и иным доступным источникам информации, а также из общедоступных баз данных федеральных органов и органов государственной власти города Москвы получают необходимые сведения о территории, подлежащей обследованию, расположенных на ней объектах нежилого фонда. Плановое (рейдовое) обследование территорий проводится в соответствии с адресными ориентирами, указанными в плановом (рейдовом) задании (п.п. 3.3.4.3, 3.3.4.4. Административного регламента)
В соответствии с п. 3.3.4.5. Административного регламента инспекторами, указанными в поручении на проведение планового (рейдового) обследования территорий, проводятся следующие административные действия: визуальный осмотр территории, подлежащей обследованию, земельных участков и расположенных на них объектов нежилого фонда без взаимодействия с их пользователями; обмеры, фотографирование и видеосъемка территории, подлежащей обследованию, земельных участков и расположенных на них объектов нежилого фонда и их частей; рассмотрение и анализ документов и сведений из информационных баз данных государственных органов и иных организаций, полученных в ходе организации и проведения обследования и относящихся к объекту обследования; выявление признаков, указывающих на наличие нарушений соблюдения требований, указанных в пункте 1.5 настоящего Регламента.
По результатам планового (рейдового) обследования территорий составляется рапорт о результатах планового (рейдового) обследования территорий по форме, установленной Госинспекцией по недвижимости (п. 3.3.5.3. Административного регламента).
На основании п. 3.3.6.4(2). Административного регламента в случае выявления при проведении планового (рейдового) обследования наличия события административного правонарушения инспектором после составления рапорта о результатах планового (рейдового) обследования в течение одного рабочего дня с даты его составления лицу, привлекаемому к административной ответственности, вручается извещение о вызове в Госинспекцию по недвижимости для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что на основании п. 13 планового (рейдового) задания от 29 января 2020 года N 2077 начальником УКОН по СВАО Госинспекции по недвижимости главным инспекторам Пурескину В.Г. и Белиму К.Е. в период с 29 января 2020 года по 4 февраля 2020 года поручено провести плановое (рейдовое) обследование территории с адресным ориентиром: город Москва, Ярославское шоссе, владение 3 (л.д. 138).
По результатам проведения 4 февраля 2020 года планового (рейдового) обследования территории по адресу: город Москва, Ярославское шоссе, владение 3 главным инспектором УКОН по СВАО Госинспекции по недвижимости Пурескиным В.Г. составлен рапорт, из которого следует использование РОО "МСХ" земельного участка с кадастровым номером... с нарушением требований и ограничений по его использованию, установленных правоустанавливающим документом на землю.
В связи с выявлением при проведении планового (рейдового) обследования наличия события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы, инспектором Пурескиным В.Г. в отношении РОО "МСХ" в соответствии с п. 3.3.6.4(2). Административного регламента составлен протокол об административном правонарушении.
Равным образом ссылка заявителя на нарушение должностным лицом Госинспекции по недвижимости срока составления протокола об административном правонарушении, установленного ст. 28.5 КоАП РФ, не влечёт удовлетворение жалобы, поскольку указанный срок не является пресекательным, следовательно, его нарушение не препятствует производству по делу.
Административное наказание назначено Организации в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1, 3.5 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу РОО "МСХ", не усматривается.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судья районного суда при рассмотрении жалобы заявителя на постановление должностного лица Госинспекции по недвижимости проверил дело в полном объёме в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица Госинспекции по недвижимости и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения РОО "МСХ" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N... заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 30 марта 2020 года и решение судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 23 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.7 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении региональной общественной организации "Московский союз художников" оставить без изменения, жалобу защитника региональной общественной организации "Московский союз художников" Куликова А.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Скащенко Ю.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.