Судья Московского городского судья Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кормилициной Л.А. на постановление N 077/04/14.9-4732/2020 заместителя руководителя УФАС по г.Москве от 20.03.2020, и на решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 13.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы администрации муниципального округа Пресненский г.Москвы Кормилициной Л.А., УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Московского УФАС России N 077/04/14.9-4732/2020 от 20.03.2020 должностное лицо - глава администрации муниципального округа Пресненский г.Москвы Кормилицина Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Пресненского районного суда города Москвы от 13.10.2020 данное постановление оставлено без изменения, жалоба Кормилициной Л.А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Кормилицина Л.А. просит обжалуемые постановление должностного лица и решение суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Кормилицина Л.А. надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, направила защитника Шуптырова В.А, который доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы рассматриваемого дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Шуптырова В.А, прихожу к выводу о наличии отсутствии оснований для отмены решения судьи районного суда и направления дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Административная ответственность по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ наступает за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Признавая Кормилицину Л.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ должностное лицо административного органа и суд первой инстанции указали, что ею допущены нарушения требований п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Административным органом было установлено, что Администрация муниципального округа Пресненский г.Москвы постановлением от 31.10.2018 N 229-П "О проведении конкурса на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальной программы (проекта) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилом помещении, находящемся в безвозмездном пользовании Администрации" объявила Конкурс N 1 и утвердила состав Комиссии N 1. При этом, заявки на участие в Конкурсе N 1 принимались до 03.12.2018.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 04.12.2018 N 1 на участие в Конкурсе N 1 по 10 лотам было подано 24 заявки. Согласно информации, представленной Администрацией, по итогам заседания Комиссии N 1 был составлен и размещен на официальном сайте Администрации протокол анализа и сопоставления заявок на участие в открытом Конкурсе N 1 от 11.12.2018 N 3, который Комиссией N 1 был направлен в адрес Совета депутатов для определения победителей в Конкурсе N 1 на очередном Заседании.
При этом, упомянутый протокол содержит решение Комиссии N 1 о присвоении номеров предпочтительности заявок Участников Конкурса N 1, а также итоговую таблицу распределения голосов Комиссии N 1.
Согласно письменным пояснениям Администрации муниципального округа Пресненский г.Москвы критериями оценки заявок Участников Конкурса N 1 являлись: 1. Общее число жителей, привлекаемых к участию в основных формах работы, в расчете на месяц и год. 2. Общее число жителей, привлекаемых к участию в основных формах работы на платной основе, но не более 80% от общего числа жителей, привлекаемых к участию в основных формах работы. 3. Общее число жителей, привлекаемых к участию в дополнительных формах работы, в расчете на год. 4. Число мероприятий основных форм работы. 5. Число мероприятий дополнительных форм работы. 6. Кадровые ресурсы, с указанием опыта работы. 7. Материальные ресурсы. 8. Расписание занятий. 9. Календарный план на год с указанием примерного количества участников. 10. Количество мероприятий в год. 11. Ожидаемые результаты. 12. Финансово-экономическое обоснование социального проекта (программы).
В свою очередь, Советом депутатов было проведено заседание, на котором приняты соответствующие решения о победителях Конкурса N 1. В соответствии с решением Совета депутатов N 22/4/322-СД от 16.01.2019 по лотам N 1 и N 6 победители Конкурса N 1 признаны не были.
Кроме того, Администрация муниципального округа Пресненский г.Москвы Постановлением от 11.02.2019 N 34-П "О проведении конкурса на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальной программы (проекта) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилом помещении, находящемся в безвозмездном пользовании Администрации" объявила Конкурс N 2.
Согласно протоколу анализа и сопоставления заявок на участие в открытом Конкурсе N 2, принятие рекомендаций по определению победителя Конкурса N 2 от 04.04.2019 по адресу г. Москва, Новинский б-р, д. 25-27, стр. 16 (лот N 1) первый номер присвоен РОО "Художественный центр "Дети Марии", второй номер - АНО "СПЦ" На Пресне", по адресу Пресненский вал ул, д. 7, стр. 1 (лот N 2) первый номер присвоен АНО "Спортивное развитие "Родина".
Протокол анализа и сопоставления заявок на участие в открытом Конкурсе N 2 содержит 55 критериев, по которым Администрацией были оценены и сопоставлены заявки участников Конкурса N 2. Согласно пункту 7 указанного протокола программа Участника Конкурса N 2, имеющая наименьшее отрицательное значение в таблице "Ранжирование проектов социальных программ участников открытого конкурса" по итоговой строке считается наиболее соответствующей критериям (требованиям), установленным действующим Порядком.
При этом, в Порядке и документации к Конкурсу N 2 не содержались критерии оценок заявок, величина значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок, указанная информация появилась только в протоколе анализа и сопоставления заявок на участие в открытом Конкурсе N 2.
Кроме того, указанные в протоколе критерии и порядок оценки заявок содержат недостатки, а именно, Администрация предоставила преимущества тем организациям, которые предложили меньшее количество форм работы.
Преимущество выразилось в том, что при предложенной методике подсчета недостатков, отсутствие предложений о формах работы влечет те же последствия для Участников Конкурса N 2, как и предложения с полным отсутствием недостатков.
Решением Совета депутатов от 10.04.2019 N 25/1/360-СД выбран победитель по лоту N 1 Конкурса N 2, по лоту N 2 (Пресненский вал ул, д. 7 стр. 1) Конкурса N 2 решение о победителе не принято.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства административным органом было установлено, что на помещение по адресу: Пресненский вал ул, д. 7 стр. 1, а также на новые помещения, находящиеся в безвозмездном пользовании Администрации, постановлением от 15.04.2019 N 145-П объявлен очередной конкурс на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях.
Согласно протоколу анализа и сопоставления заявок на участие в упомянутом конкурсе от 06.06.2019 Администрацией были проанализированы и сопоставлены заявки Участников Конкурса N 3 по 19 критериям, перечисленным в оспариваемом решении контрольного органа.
Таким образом, в соответствии с Порядком Администрацией муниципального округа Пресненский г.Москвы было проведено 3 конкурса на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в безвозмездном пользовании Администрации. При объявлении вышеуказанных конкурсов создавались отдельные комиссии, которые анализировали и сопоставляли поданные на участие в конкурсах заявки. Критерии заявок по трем конкурсам были различными и впервые публиковались в протоколах анализа и сопоставления заявок на участие в конкурсах, то есть уже по окончании рассмотрения и оценки заявок, о чем участники торгов заранее не предупреждались и что объективно невозможно администрировать на предмет объективности и обоснованности.
При этом, как установлено антимонопольным органом и что не оспаривается заявителем в тексте поданной в суд жалобы, комиссии по всем трем конкурсам после тщательного изучения программ каждым ее членом оценивали заявки участников по внутреннему убеждению путем выставления баллов по критериям, указанным в протоколах анализа и сопоставления заявок.
С учетом изложенного административный орган пришел к выводу об отсутствии критериев и порядка оценки заявок на момент объявления Конкурсов N 1 2, 3. При этом критерии оценки и сопоставления заявок впервые указаны в протоколах анализа и сопоставления заявок. На момент подачи заявок на участие в Конкурсах N 1, 2, 3 критерии оценки и сопоставления заявок не были известны участникам. Отсутствие сведений на момент подачи заявок на участие в Конкурсах N 1, 2, 3 относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Комиссиями N 1, 2, 3 по всем критериям и составляющих их показателях, не позволяет участникам подготавливать заявки надлежащим образом в соответствии с критериями оценки с тем, чтобы повысить предпочтительность своих заявок для организатора закупки.
Поскольку Кормилицина Л.А. является должностным лицом - главой администрации ВМО Пресненский г.Москвы и согласно Уставу ВМО Пресненский г.Москвы организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации по решению вопросов местного значения, ее действия квалифицированы по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, так как она не обеспечила своевременную подготовку Администрацией изменений, соответствующих требованиям антимонопольного законодательства РФ, в Порядок организации и проведении конкурса и не внесла эти изменения на утверждение Совета депутатов ВМО Пресненский г.Москвы.
В жалобе, поданной в Пресненский районный суд г. Москвы Кормилицина Л.А. оспаривала свою вину в совершении вмененного правонарушения, указывая на то, что Решение об утверждении Порядка организации и проведения конкурса социальных программ было утверждено Советом депутатов муниципального округа 11.07.2018, следовательно, решение вопроса о критериях и сопоставлении оценок заявок участников конкурсов члены Комиссий обоснованно решают по внутреннему убеждению путем выставления баллов, по критериям, указанным в протоколах анализа и сопоставления заявок.
Суд первой инстанции ходе рассмотрения жалобы пришел к выводу о законности вынесенного административным органом постановления, поскольку, по мнению суда, обстоятельства совершения Кормилициной Л.А. правонарушения и ее вина, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, в т.ч. протоколом об административном правонарушении от 13.03.2020 и другими материалами дела.
Вместе с тем данный вывод суда не основан на материалах дела.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст.ст.26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В суде второй инстанции защитник Кормилициной Л.А. Шуптыров В.А. пояснил, что организатором Конкурсов, нарушение проведения которых вменено Кормилициной Л.А, является Администрация муниципального округа Пресненский г.Москвы. В Администрации создана конкурсная комиссия, в полномочия которой входит в т.ч.: ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе; рассмотрение заявок на участие в конкурсе; принятие решений о допуске к участию в конкурсе, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе; анализ и сопоставление заявок на участие в конкурсе, принятия рекомендаций по определению победителя конкурса; принятие решения об отстранении участника конкурса от участия в конкурсе. При этом члены комиссии, при определении победителя конкурса строго руководствуются требованиями Решения Совета Депутатов МО Пресненский г.Москвы от 11.07.2018. Иных решений по данному вопросу Советом Депутатов МО Пресненский г.Москвы не принималось.
При изучении материалов дела судом второй инстанции установлено, что районным судом истребовался в ФАС России административный материал по настоящему делу, при этом суду были представлены копии: постановления об административном правонарушении, вынесенного УФАС по г. Москве 22.03.2020 в отношение Кормилициной Л.А.; решения МО Пресненское в г.Москве о внесение дополнений в Устав ВМО Пресненское в г.Москве; устава МО Пресненское в г.Москве; контракта главы администрации; протокола об административном правонарушении; решения Совета депутатов ВМО Пресненское в г.Москве о назначении Кормилициной Л.А. на должность главы администрации; решения Совета депутатов ВМО Пресненское в г.Москве об утверждении порядка организации и проведения конкурса; решения комиссии Московского УФАС от 24.01.2020;
Установлено, что указанная документация не содержит в себе приложений, содержание которых послужило основанием для установления вины Кормилициной Л.А. в совершении вмененного ей правонарушения. В т.ч. не представлены документы о создании и составе комиссий, принимавших решения по итогам конкурсов, заявки и анкеты участников конкурсов и др. документы, перечисленные в приложениях к Порядку организации и проведении конкурсов социальных программ ВМО Пресненское в г.Москве ; документы Комиссии, послужившие основанием для принятия соответствующих решений по конкурсам, в т.ч. протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе; протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе; протоколы анализа и сопоставления заявок на участие в упомянутом конкурсе.
Оригинал м атериала по административному производству в отношении Кормилициной Л.А. судом первой инстанции затребован не был.
Вместе с тем указанные документы имеют значение для правильного разрешения дела, поскольку содержание протокола об административном правонарушении и постановление ФАС России основано на данных, имеющихся в т.ч. в Приложениях к конкурсной документации и документах, составленных Комиссиями при поведении итогов конкурсов.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 статьи 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей районного суда не выполнены.
Так в поданной в районный суд жалобе Кормилицина Л.А. сослалась в качестве доводов на то, что ей необоснованно вменено нарушение п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" поскольку Администрация ВМО Пресненское г.Москвы при организации и проведении вышеназванных конкурсов руководствовалась требованиями Приказа ДТОИВ г. Москвы от 29.01.2015 N 6 (ред. от 31.10.2016) "Об утверждении Типового порядка организации и проведения конкурсов на право заключения на безвозмездной основе договоров на реализацию социальных программ (проектов) по организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства в нежилых помещениях, находящихся в собственности города Москвы", а также разработанном на его основе Решением Совета депутатов N15/8/231-СД от 11.07.2018 "Об утверждении Порядка организации и проведения конкурса социальных программ (проектов) по организации досуговой и др. работой в нежилых помещениях, находящихся в безвозмездном пользовании Администрации муниципального округа Пресненский". При этом заявитель сослалась на решение Комиссии УФАС России от 24.01.2020, согласно которому на отношения, связанные с проведением вышеназванных конкурсов не распространяются требования п.3 ч.1 ст.17.1 Закона о конкуренции, поскольку права на нежилые помещения предоставлялись социально ориентированным некоммерческим организациям.
Вместе с тем судом первой инстанции при рассмотрении дела ни один из указанных доводов проверен не был, оценка им не дана, в судебном решении выводы суда относительно данных доводов не приведены, не проверено нарушение каких положений Закона о конкуренции имело место со стороны Кормилициной Л.А, что не соответствует требованиям статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное нарушение является существенным, влияющим на исход дела.
Таким образом, следует признать, что жалоба на постановление заместителя руководителя Управления ФАС России по г. Москве N 077/04/14.9-4732/2020 от 20.03.2020 рассмотрена судьей районного суда не полно, а указанные выше обстоятельства в совокупности являются существенными нарушениями процессуальных норм, установленных КоАП РФ, что не позволило судье районного суда всесторонне и объективно рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на решение по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Пресненского районного суда Москвы от 13.10.2020 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Решение судьи Пресненского районного суда города Москвы от 13.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы администрации муниципального округа Пресненский г.Москвы Кормилициной Л.А. отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.