Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием генерального директора ЗАО "Очаково-Лоджистик" Штолина М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО "Очаково-Лоджистик" Штолина М.Ю. на постановление ... заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 18 февраля 2020 года и решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 19 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.36 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении закрытого акционерного общества "Очаково-Лоджистик", УСТАНОВИЛ:
постановлением N... заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 18 февраля 2020 года ЗАО "Очаково-Лоджистик" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.36 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Никулинского районного суда города Москвы от 19 июня 2020 года постановление N... ЗАО заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 18 февраля 2020 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ЗАО "Очаково-Лоджистик" Штолина М.Ю. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ЗАО "Очаково-Лоджистик" Штолин М.Ю. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда и прекратить производство по делу, ссылается на то, что имеются основания для признания вменённого Обществу административного правонарушения малозначительным, поскольку непредставление ЗАО "Очаково-Лоджистик" данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы за 2018 год, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда и не создало угрозы возникновения причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде и иные неблагоприятные последствия; сведения об образующихся отходах в результате деятельности Общества, а также об организациях, с которыми у него заключены договоры на переработку, транспортировку и размещение отходов, подавались Обществом хотя и не в составе отчёта для Сводного кадастра отходов, но в составе другой экологической отчётности.
Генеральный директор ЗАО "Очаково-Лоджистик" Штолин М.Ю. в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводами.
Изучив доводы жалобы, выслушав генерального директора ЗАО "Очаково-Лоджистик" Штолина М.Ю, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы наступает за непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 18 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" (далее - Закон города Москвы от 30 ноября 2005 года N 68) сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы включает в себя классификационный каталог отходов, реестр объектов размещения отходов, а также систематизированный банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов.
Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы ведется на основе государственных классификаторов, технико-экономической и социальной информации в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Порядок предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации, необходимой для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, определяется нормативными правовыми актами города Москвы.
Ведение Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, ведение Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы осуществляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы".
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14 октября 2003 года N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" основными задачами ведения Кадастра являются сбор, накопление и систематизация данных в области обращения с отходами; выявление на основании комплексного анализа представленной информации закономерностей для разработки природоохранных мероприятий и принятия решений в целях совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления на территории города Москвы; анализ состояния и оценка эффективности управления в области обращения с отходами.
На основании п. 2.10 Порядка формирования и ведения сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы (далее - Порядок) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления либо деятельность которых связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (в том числе сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением (далее - природопользователи), представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в составе и порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего Порядка.
В силу п. 3.2 Порядка природопользователи, указанные в пункте 2.10 настоящего Порядка, до 1 сентября года, следующего за отчетным годом, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в следующем составе:
- сопроводительное письмо (в двух экземплярах) о представлении в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данных об отходах производства и потребления по форме, установленной приложением 1 к настоящему Порядку;
- информационные формы (таблицы 1, 2, 3 настоящего раздела) на электронном (в одном экземпляре) и бумажном (в одном экземпляре) носителях;
- электронная версия оформления информационных форм и программное обеспечение для заполнения информационных форм размещаются на официальном сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- информационные формы (таблицы 1, 2, 3 настоящего раздела) на бумажном носителе представляются прошитыми, пронумерованными и скрепленными печатью природопользователя;
- документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя);
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для субъектов малого и среднего бизнеса - уведомление о количестве образовавшихся отходов производства и потребления за отчетный период с отметкой уполномоченного федерального органа исполнительной власти о принятии уведомления);
- документы, подтверждающие неизменность производственного процесса в отчетном периоде, с отметкой уполномоченного федерального органа исполнительной власти о принятии данных документов;
- расчет платы за размещение отходов за отчетный период с отметкой уполномоченного федерального органа исполнительной власти о принятии данного документа;
- отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы).
- несоблюдение экологических требований, установленных правовыми актами города Москвы, по обустройству мест временного хранения отходов субъектами хозяйственной и иной деятельности на занимаемых земельных участках.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в 30-дневный срок осуществляет рассмотрение представленных природопользователями документов, предусмотренных настоящим разделом, на предмет полноты, достоверности и непротиворечивости содержащихся в них сведений (п. 3.8 Порядка).
Согласно материалам дела, ЗАО "Очаково-Лоджистик", находящееся по адресу: город Москва, улица Рябиновая, дом 63, в срок до 1 сентября 2019 года в нарушение п. 3.2 Порядка не предоставило в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления за 2018 год для формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы.
Факт совершения ЗАО "Очаково-Лоджистик" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 28 января 2020 года; декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также другими материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ЗАО "Очаково-Лоджистик" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы.
Довод заявителя о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, признания вменённого ЗАО "Очаково-Лоджистик" административного правонарушения малозначительным, не влечёт удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.36 КоАП города Москвы, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории города Москвы, сбора, накопления и систематизации данных в указанной области; выявления на основании комплексного анализа представленной информации закономерностей для разработки природоохранных мероприятий и принятия решений в целях совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления; анализа состояния и оценки эффективности управления в области обращения с отходами.
Ссылка жалобе на то, что сведения об образующихся отходах в результате деятельности Общества, а также об организациях, с которыми у него заключены договоры на переработку, транспортировку и размещение отходов, подавались им хотя и не в составе отчёта для Сводного кадастра отходов, но в составе другой экологической отчётности, не может быть принята во внимание и не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности, поскольку Порядком установлены формы и перечень документов, подаваемые в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления либо деятельность которых связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления, именно для формирования Сводного кадастра отходов. Указанная информация не была предоставлена Обществом в установленном порядке, в связи с чем своевременно не была включена в Сводный кадастр и учтена компетентным органом, что указывает на большую степени общественной опасности.
С учётом обстоятельств и характера совершённого ЗАО "Очаково-Лоджистик" административного правонарушения основания для признания его малозначительным отсутствуют.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям ЗАО "Очаково-Лоджистик" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы, и виновности юридического лица в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Общества, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы, назначено ЗАО "Очаково-Лоджистик" соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 0... заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 18 февраля 2020 года и решение судьи Никулинского районного суда города Москвы от 19 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.36 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении закрытого акционерного общества "Очаково-Лоджистик" оставить без изменения, жалобу генерального директора ЗАО "Очаково-Лоджистик" Штолина М.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда
Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.