Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника ГБУ "Гормост" Зубковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГБУ "Гормост" Слабикова А.И. на постановление N ... начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по городу Москве от 10 августа 2020 года и решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 19 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост", УСТАНОВИЛ:
постановлением N... начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по городу Москве от 10 августа 2020 года ГБУ "Гормост" (далее также Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 19 октября 2020 года постановление N... начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по городу Москве от 10 августа 2020 года оставлено без изменения, жалоба защитника ГБУ "Гормост" Слабикова А.И. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ГБУ "Гормост" Слабиков А.И. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что ГБУ "Гормост" не проводило ремонтных работ на пешеходном мосту "Шлюзовой", работы велись на набережной "Шлюзовая" на основании заключения Росрыболовства N... о согласовании осуществления деятельности по проектной документации "Капитальный ремонт набережной Шлюзовая"; мост пешеходный "Шлюзовой" примыкает к набережной "Шлюзовой", данные объекты находятся в одинаковых земельных границах, в связи с чем водные биологические ресурсы и среда их обитания идентичны; зафиксированные на фотографиях, приобщённых к материалам дела, строительные материалы относятся исключительно к ремонту набережной "Шлюзовая"; ГБУ "Гормост" не производило на мосту "Шлюзовом" деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания; постановление должностного лица о назначении административного наказания не соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ; на проведение капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется согласование Федерального агентства по рыболовству; должностным лицом и судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
Защитник ГБУ "Гормост" Зубкова А.С. в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ГБУ "Гормост" Зубкову А.С, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ наступает за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 520-ФЗ "О Животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно материалам дела, 4 июня 2020 года в ходе рейдового мероприятия в городе Москве по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением гражданами и хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, выявлен факт нарушения природоохранного законодательства в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов при проведении ГБУ "Гормост" ремонтных работ на пешеходном мосту "Шлюзовой" в водоохранной зоне водного объекта реки Москвы (Водоотводной канал) в районе владения 2 по Шлюзовой набережной в городе Москве: а именно проведение ремонта пешеходного моста Шлюзовой-2 в нарушение ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при отсутствии согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства - Московско-Окского ТУ Росрыболовства.
Действия ГБУ "Гормост" квалифицированы по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.
Факт совершения ГБУ "Гормост" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 27 июля 2020 года; фототаблицей; заключением о согласовании осуществления деятельности по проектной документации "Капитальный ремонт набережной Шлюзовая" город Москва от 26 сентября 2019 года; показаниями заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по городу Москве Московско-Окского ТУ Росрыболовства Пилипенко П.Н, а также другими материалами дела.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ГБУ "Гормост" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались при рассмотрении дела и жалобы и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ГБУ "Гормост" не проводило ремонтных работ на пешеходном мосту "Шлюзовой", работы велись на набережной "Шлюзовая" на основании заключения Росрыболовства N 01-19/8988 о согласовании осуществления деятельности по проектной документации "Капитальный ремонт набережной Шлюзовая"; на проведение капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется согласование Федерального агентства по рыболовству, являются несостоятельными.
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, капитальный ремонт объектов капитального строительства, расположенных в водоохранной зоне водных объектов, в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно заключению о согласовании осуществления деятельности проектной документации "Капитальный ремонт набережной Шлюзовая" город Москвы от 26 сентября 2019 года N 01-19/8988, река Москва, в соответствии рыбохозяйственной характеристикой, выданной Центральным филиалом ФГБУ "Главрыбвод" от 29.07.2019 N Исх-ЦФ2019-1786, является водным объектом рыбохозяйственного значения высшей категории, приток р. Ока. Согласно Приложению N 6 "Перечень нерестовых участков, расположенных на водных объектах рыбохозяйственного значения Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна" (по г. Москве и Московской области) к Правилам рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утверждённым приказом Минсельхоза РФ от 18.11.2014 N 453, река Москва в границах ЦАО г. Москвы от дома 2 до дома 10 Шлюзовой набережной является местом массового нереста обитающих видов рыб (карася серебряного, густера).
Указанное заключение выдано только на капитальный ремонт набережной Шлюзовая, в заключении не указаны работы по капитальному ремонту Шлюзового моста, который является отдельным объектом капитального строительства, на капитальный ремонт которого требуется согласование Московско-Окского ТУ Росрыболовства.
В ходе рейдового мероприятия, проведённого 4 июня 2020 года, заместителем начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по городу Москве Московско-Окского ТУ Росрыболовства Пилипенко П.Н. установлено проведение ГБУ "Гормост" ремонтных работ (капитального ремонта) на пешеходном мосту Шлюзовой, расположенном в водоохранной зоне водного объекта реки Москвы (Водоотводный канал), без согласования с Московско-Окским ТУ Росрыболовства. Приведённые обстоятельства подтверждаются фотматериалом, на котором зафиксирован огороженный участок пешеходного Шлюзового моста с частично демонтированными перилами, снятой верхней поверхности (плиточного покрытия) лестничного марша, его складирование на участке ремонтных работ и другими данными, позволяющими сделать вывод о производстве капитального ремонта моста.
Из показаний Пилипенко П.Н, допрошенного судьёй районного суда при рассмотрении жалобы, следует, что мост является самостоятельным объектом, поэтому для его ремонта требуется отдельное согласование. ГБУ "Гормост" ранее получало согласование на ремонт набережной, но данные работы на момент проведения рейдового мероприятия были завершены, разрешение на ремонт моста не получено. В момент обследования работники проводили капитальный ремонт моста, на объекте находилось примерно 5-6 рабочих, пошёл дождь, поэтому они ушли в автобус и не зафиксированы на фотоматериале. Мастер ему пояснил, что работы ведёт ГБУ "Гормост".
Свидетель Пилипенко П.Н. предупреждался об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, объективных данных о наличии причин для оговора ГБУ "Гормост" с его стороны не имеется, в связи с чем суд обоснованно признал сообщённые им сведения, которые согласуются с другими доказательствами, достоверными.
Ссылка в жалобе на то, что ГБУ "Гормост" не производило на мосту "Шлюзовом" деятельность, оказавшую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания; доказательства, подтверждающие негативные последствия от деятельности Учреждения, в материалах дела отсутствуют, не влияет на законность постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов или осуществлении иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, является формальным, в связи с чем последствия, связанные с неблагоприятным воздействием на водные биологические ресурсы и среду их обитания от перечисленных видов деятельности без согласования с компетентным органом, не входит в предмет доказывания в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ.
Из системного толкования положений ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" следует, что территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности в границах водоохранной зоны водного объекта должны осуществляться только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, которое является одной из мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Осуществление юридическим лицом деятельности без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы, постановление должностного лица о назначении административного наказания соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ и содержит все необходимые данные.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ГБУ "Гормост" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств, включая доводы Учреждения, проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ГБУ "Гормост", не усматривается.
Административное наказание назначено ГБУ "Гормост" в соответствии с требованиями ст. ст. 4.1, 3.5 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N 105 начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по городу Москве от 10 августа 2020 года и решение судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 19 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" оставить без изменения, жалобу защитника ГБУ "Гормост" Слабиковой А.И. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Скащенко Ю.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.