Судья Московского городского суда Баталова И.С., изучив административное исковое заявление ООО "Меланж" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2016 года, УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания по состоянию на 01 января 2016 года, указывая на несоответствие кадастровой стоимости здания его рыночной стоимости. Одновременно административный истец указал на то, что за соблюдением досудебного порядка урегулирования спора он не обращался, полагает, что с 10 августа 2017 года он не является обязательным при оспаривании кадастровой стоимости на 01 января 2016 года.
Ознакомившись с заявлением, судья приходит к выводу о наличии оснований для его возвращения.
Частью 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен перечень документов, прилагаемых к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации помимо документов, указанных в статье 126 данного Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются в случаях, установленных федеральным законом, документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Исходя из содержания части 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и абзацев 1 - 3, 9 статьи 24.18 Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), для оспаривания юридическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости является обязательным.
Положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности закреплено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде по основаниям установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьёй срок.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", следует, что установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
Так, административный истец обратился в суд с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2016 года утверждённой постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года".
Проведение государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года, результаты которой оспариваются административным истцом, начато до дня вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", а в соответствии со статьями 22, 24 ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (вступившего в силу с 1 января 2017 года) оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводится в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Утверждение административного истца об отсутствии обязательного досудебного порядка в силу положений Федерального закона от 3 июня 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" при оспаривании кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2016 года основано на неверном толковании норм права.
В силу частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" разрешение спора о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 года осуществляется в соответствии с положениями Закона об оценочной деятельности, который предусматривает императивную необходимость соблюдения досудебного порядка обращения спора в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее - Комиссия). При этом положения Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", предусматривающие возможность альтернативного обращения в Комиссию либо в суд, не регулируют спорные правоотношения.
Административным истцом не представлены доказательства его обращения с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости именно в Комиссию при Управлении Росреестра и представление необходимых в этом случае документов, в том числе отчета об оценке рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года.
Доводы о том, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не рассматривает заявления об оспаривании кадастровой стоимости по причине давности проведения кадастровой стоимости, не могут быть приняты во внимание, так как вышеприведенными нормами права установлен обязательный предварительный порядок обращения именно в Комиссию для урегулирования спора, а административный истец туда не обращался.
В соответствии со ст.129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров. Поскольку административным истцом не представлены доказательства досудебного порядка разрешения спора, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить административное исковое заявление ООО "Меланж" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2016 года.
Определение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней.
Судья
Московского городского суда Баталова И.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.