Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В., судей Корепановой С.В., Кучьяновой Е.В., при секретаре Шинаковой М.В., с участием прокурора Мошниковой З.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело N по иску Тихоненковой Е.В. к администрации муниципального образования "Северодвинск" о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, с апелляционной жалобой администрации Городского округа Архангельской области "Северодвинск" на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 19 августа 2020 г.
Заслушав доклад судьи Корепановой С.В, судебная коллегия
установила:
Тихоненкова Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации Северодвинска о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Мотивировала требования тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N указанный многоквартирный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ N принято решение об изъятии для муниципальных нужд расположенного под указанным многоквартирным домом земельного участка с кадастровым номером N. Ею выбран способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным, однако до настоящего времени жилое помещение Администрацией Северодвинска ей не предоставлено, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец Тихоненкова Е.В. в судебное заседание не явилась. Ее представитель Докучаев Я.С. в суде иск поддержал и пояснил, что многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, угрожает обрушением и проживание в нем опасно для жизни и здоровья граждан, что подтверждено строительно-технической экспертизой и дает истцу право на предоставление в собственность без доплаты другого благоустроенного жилого помещения ранее срока переселения, установленного адресной программой Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы.
Представитель ответчика Ожигина Е.Р. в суде с заявленными требованиями не согласилась, указав, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение, включен в адресную программу Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы, срок реализации которой на момент рассмотрения гражданского дела не наступил. Кроме того, предоставление в собственность жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения без возмещения разницы в их стоимости действующим законодательством не предусмотрено.
Третьи лица - Правительство Архангельской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска, Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства своих представителей в суд не направили.
Суд принял решение, которым постановлено:
"исковые требования Тихоненковой Е.В. к администрации муниципального образования "Северодвинск" о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования "Северодвинск" обязанность предоставить Тихоненковой Е.В. в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, состоящей не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 58, 2 кв.м, находящееся в черте города Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску, взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", без возмещения разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями.
Взыскать с администрации муниципального образования "Северодвинск" в пользу Тихоненковой Е.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей.
Прекратить право собственности Тихоненковой Е.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" после предоставления администрацией муниципального образования "Северодвинск" Тихоненковой Е.В. в собственность благоустроенного жилого помещения в виде квартиры, состоящей не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 58, 2 кв.м, находящегося в черте города Северодвинска, отвечающего санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Северодвинску взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.".
С указанным решением не согласилась представитель Администрации Северодвинска Ожигина Е.Р, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В жалобе указала, что многоквартирный дом, в котором расположена квартира истца, включен в адресную программу Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019-2025 годы, планируемая дата окончания переселения многоквартирного дома - ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что срок реализации этапа 2022 г. программы переселения не наступил, мероприятия по изъятию жилых помещений, находящихся в собственности граждан в указанном доме, не проводились. Администрацией Северодвинска в рамках программы, в виду отсутствия вторичного рынка жилья, строятся новые многоквартирные дома. Судом не учтено, что на данный момент у Администрации Северодвинска фактически отсутствует возможность предоставления истцу во внеочередном порядке жилого помещения, поскольку таких жилых помещений не имеется. Указанная позиция подтверждается определением Третьего кассационного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N. Кроме того, истец не обращался в Администрацию Северодвинска с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда, несмотря на признание дома аварийным и подлежащим сносу, и проживает в данном доме до настоящего времени. Суд, удовлетворяя требования об обязании предоставить жилое помещение без доплаты, не принял во внимание п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14, раздел VI программы переселения. Указывает, что стоимость предоставляемого жилого помещения определяется исходя из фактических затрат на строительство и (или) приобретение жилых помещений.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Правительства Архангельской области Андреечев И.С. указал, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для неприменения положений, содержащихся в программе Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на них, изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика Администрации Северодвинска Ульянову И.В, представителя третьего лица Правительства Архангельской области Рябову Е.П, поддержавших доводы жалобы, возражения на жалобу представителя истца Докучаева Я.С. (участвовал до перерыва в судебном заседании суда апелляционной инстанции), заключение прокурора об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что истец Тихоненкова Е.В. является собственником жилого помещения - квартиры "адрес", общей площадью 58, 2 кв.м.
Заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации МО "Северодвинск" от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрены мероприятия в связи с признанием многоквартирного дома N 12 по ул. Полярная подлежащим сносу, в том числе по изъятию земельного участка для муниципальных нужд после предъявления собственникам требования о сносе дома; по информированию нанимателей о техническом состоянии дома и выполнению необходимых мероприятий по обеспечению безопасных условий для проживания граждан до расселения указанного многоквартирного дома; по включению в местный бюджет ассигнований на проведение сноса дома.
В соответствии с постановлением Администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ N земельный участок, общей площадью 1027 кв.м, с кадастровым номером N изъят для муниципальных нужд путем предоставления возмещения за помещения, находящиеся в многоквартирном доме по адресу: "адрес", в том числе изъята квартира за номером N в указанном доме.
Расселение многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" осуществляется путем предоставления Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
Во исполнение требований ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ для выполнения условий получения финансовой поддержки за счет средств Фонда постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. N 153-пп утверждена адресная программа Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы.
Многоквартирный дом "адрес" (1940 года постройки) включен в вышеуказанную адресную программу, согласно которой планируемая дата окончания переселения граждан из названного аварийного дома - до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом также установлено, что уполномоченным органом - Правительством Архангельской области принято решение по вопросу о переселении истца из аварийного дома путем реализации региональной адресной программы.
ДД.ММ.ГГГГ Тихоненкова Е.В. обратилась в Администрацию Северодвинска с заявлением о выборе способа обеспечения жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу - предоставление другого равнозначного по площади жилого помещения без доплаты.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проживание Тихоненковой Е.В. в принадлежащем ей жилом помещении сопряжено с угрозой жизни и здоровья, что является исключительным обстоятельством и дает ей право на получение жилого помещения ранее срока переселения, установленного программой.
Судебная коллегия данный вывод суда находит правильным.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 указанного закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Как указано выше, Тихоненковой Е.В. избран способ обеспечения жилищных прав путем предоставления другого равнозначного по площади жилого помещения.
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 г, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Следовательно, имеющим значение для дел указанной категории является наличие либо отсутствие обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья собственника жилого помещения и членов его семьи при дальнейшем проживании в принадлежащем жилом помещении.
Данные обстоятельства при разрешении настоящего спора судом первой инстанции учтены.
Как установлено судом, не оспаривается стороной ответчика, истец Тихоненкова Е.В. до настоящего времени проживает в доме "адрес".
Стороной истца представлено, а судом принято и положено в основу обжалуемого решения экспертное заключение ООО "Проектно-строительное предприятие "Эксперт" от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому пространственная жесткость и устойчивость объекта (жилого дома по вышеуказанному адресу) не обеспечена. Техническое состояние основных несущих и ограждающих строительных конструкций не обеспечивает надежность всего здания, создают угрозу жизни и здоровью граждан. Существует угроза одновременного обрушения здания.
При наличии названного доказательства, не опровергнутого стороной ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о реально существующей опасности для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном доме, в том числе для истца Тихоненковой Е.В, что исходя из разъяснений Верховного Суда РФ дает ей право требовать обеспечения жильем ранее наступления сроков переселения, установленных региональной адресной программой.
Тот факт, что истец не обратился к ответчику по вопросу обеспечения его жилой площадью маневренного жилищного фонда, на правильность выводов суда не влияет.
При такой ситуации, судебная коллегия считает, что решение суда в указанной части соответствует требованиям закона, фактическим обстоятельствам дела и представленным в него доказательствам, получившим у суда надлежащую оценку.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции относительно того, что в обязанности Администрации Северодвинска входит предоставление Тихоненковой Е.В. равноценного жилого помещения без доплаты разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилых помещений, поскольку ни федеральным законодательством, ни адресной программой Архангельской области не установлена такая обязанность граждан.
В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Исходя из разъяснений, изложенных в пп. "и" п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
В разделе VI региональной адресной программы переселения определено, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Таким образом, в региональной адресной программе воспроизведены положения ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ с учетом их разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ.
Законность нормативно-правового акта - постановления Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. N 153-пп "Об утверждении адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019-2025 годы" в части вышеизложенных положений раздела VI региональной адресной программы переселения была проверена в судебном порядке и установлено, что они не противоречат Жилищному кодексу РФ, Федеральному закону от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", иному федеральному законодательству, регулирующему спорные правоотношения (решение Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ N, оставленное без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N, кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N).
Следовательно, при предоставлении жилого помещения собственнику в рамках региональной адресной программы переселения правовое значение будет иметь стоимость предоставляемого и изымаемого жилых помещений в целях определения размера доплаты, которую, в случае превышения стоимости предоставляемого жилого помещения над выкупной ценой изымаемого жилого помещения, собственник должен возместить органу местного самоуправления. В случае недостижения между сторонами соглашения о доплате вопрос возмещения за изымаемое жилое помещение, подлежащее выплате его собственнику, должен быть разрешен в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Вопреки позиции суда первой инстанции, ни нормы федерального, ни нормы регионального законодательства не содержат такого требования к предоставляемому жилому помещению как равноценность, то есть его соответствия по стоимости изымаемому жилому помещению. Критерий равноценности, в силу положений ч. ч. 6, 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, в полной мере применим при выплате возмещения за изымаемое жилое помещение в денежной форме.
Вместе с тем, предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным изымаемому, соответствовать ему по общей площади, что предусмотрено ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, положения которой в силу ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса РФ могут быть применены к спорным правоотношениям по аналогии закона.
При такой ситуации, требование истца о возложении на ответчика обязанности предоставить другое жилое помещение взамен изымаемого без доплаты разницы в их стоимости (если такая будет) является необоснованным, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 19 августа 2020 г. отменить в части указания о доплате разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилыми помещениями, в остальной части - оставить без изменения.
Принять по делу новое решение.
исковые требования Тихоненковой Е.В. к администрации муниципального образования "Северодвинск" о возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания удовлетворить частично.
Возложить на администрацию муниципального образования "Северодвинск" обязанность предоставить Тихоненковой Е.В. в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, состоящей не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 58, 2 кв.м, находящееся в черте г. Северодвинска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Северодвинску, взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Взыскать с администрации муниципального образования "Северодвинск" в пользу Тихоненковой Е.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей.
Прекратить право собственности Тихоненковой Е.В. на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", после предоставления администрацией муниципального образования "Северодвинск" Тихоненковой Е.В. в собственность благоустроенного жилого помещения в виде квартиры, состоящей не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 58, 2 кв.м, находящегося в черте г. Северодвинска, отвечающего санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Северодвинску взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи С.В. Корепанова
Е.В. Кучьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.