Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Тогубицкого В.А.
судей: Шендрикова И.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Гребневой В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица - начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" - Ценёвой О.С. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 15 октября 2020 г, которым частично удовлетворены заявленные требования сержанта запаса Герейханова Хайбулы Магомедовича о признании незаконными действий начальника 6отделения (финансово-расчетный пункт) Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" (далее - отделение управления финансового обеспечения), связанных с порядком выплаты истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Герейханов Х.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника отделения управления финансового обеспечения, связанные с несогласованием проекта приказа командира войсковой части N о выплате ему ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за 2020 год в размере 18469 руб. 20 коп. ежемесячно с учетом членов его семьи за период с 1 января по 12 марта 2020 г, и обязать вышеуказанное должностное лицо его согласовать.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд, признав незаконными оспоренные действия начальника отделения управления финансового обеспечения, обязал названное должностное лицо рассмотреть вопрос о согласовании проекта приказа командира войсковой части N о выплате Герейханову Х.М. денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за 2020 год с учетом членов его семьи. В удовлетворении требований истца обязать указанное должностное лицо согласовать проект данного приказа судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Автор жалобы приводит обстоятельства дела, отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и указывает на необходимость регистрации членов семьи военнослужащего по месту жительства в месте прохождения военнослужащим военной службы для включения в список на получение служебного жилого помещения. В обоснование также ссылается на п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 и разъяснения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 18 июля 2018 г, и указывает, что регистрация членов семьи военнослужащего по месту жительства в местах прохождения военной службы является обязательным условием для денежной компенсации за наем жилого помещения. При этом представление свидетельств о регистрации по месту пребывания данной Инструкцией не предусмотрено.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту, либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем 3600 руб. в городах и районных центрах, за исключением гг. Москвы и Санкт-Петербурга.
При этом размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов в случае совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, трех и более членов семьи.
Таким образом, содержание названной правовой нормы указывает на то, что одним из обязательных условий выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения в повышенном размере является совместное проживание с военнослужащим трех и более членов семьи.
В соответствии с пп. 2, 4, 18 и 19 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 (далее - Инструкция) выплата денежной компенсации осуществляется военнослужащему ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются, в том числе копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста.
Требование Инструкции о необходимости предоставления копий этих документов направлено на установление уполномоченными органами обстоятельств, связанных с местом фактического проживания военнослужащего и членов его семьи, а также с обеспеченностью их по месту службы жильем для постоянного проживания. Поэтому отсутствие регистрации по месту жительства в месте прохождения военной службы не является препятствием для выплаты денежной компенсации, поскольку право на ее получение имеют военнослужащие, не обеспеченные жилым помещением по месту прохождения ими военной службы.
По делу установлено, что истец, проходивший военную службу в войсковой части N до марта 2020 года, с 1 июня 2010 г. был включен в список на предоставление служебных жилых помещений составом семьи три человека.
Приказом командира войсковой части N от 10 марта 2020 г. N 68 ГерейхановХ.М, уволенный с военной службы на основании приказа этого же должностного лица от 20 мая 2019 г. N 41, исключен из списков личного состава воинской части с 12 марта 2020 г.
Согласно уведомлению начальника отделения (территориальное, г. Махачкала) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 10/243, с 28 июля 2015 г. в список на предоставление служебных жилых помещений внесены изменения, и в состав семьи Герейханова Х.М. включены еще два человека (всего 5 человек), которые признаны нуждающимися в предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения истцом военной службы, и имеющие регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес" то есть по месту прохождения военной службы Герейханова Х.М.
Регистрация детей истца А.Х, С.Х. и М.Х, соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения, по вышеуказанному адресу подтверждена свидетельствами о регистрации по месту жительства от 28 марта 2018 г. NN 837, 839 и 840.
Как видно из справки начальника штаба войсковой части N от 10 апреля 2020г. N 162 в личном деле истца записаны: жена и четверо детей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения.
В соответствии с договором от 20 декабря 2019 г. Герейханов Х.М. являлся нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" на срок 1 год, с 1 января по 31 декабря 2020 г, с ежемесячной оплатой в размере 20000 руб.
20 декабря 2019 г. истец обратился с рапортом к командиру воинской части о выплате ему за 2020 год денежной компенсации за наем жилого помещения с учетом членов семьи из пяти человек, приложив необходимые документы.
По результатам рассмотрения указанного рапорта командиром воинской части в адрес начальника отделения управления финансового обеспечения направлен проект приказа об установлении к выплате Герейханову Х.М. ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период с 1 января по 12 марта 2020 г. в размере 18469 руб. 20 коп. ежемесячно, при этом указанный размер рассчитан на пятерых человек без учета младшего сына истца - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку он отсутствовал в представленном Герейхановым Х.М. уведомлении от 8 сентября 2015 г. N 10/243 о внесении изменений в сведения военнослужащего в списке на предоставление служебных жилых помещений.
Указанный в данном проекте приказа размер компенсации за наем (поднаем) жилого помещения истцом не оспаривался. Согласно пояснениям к административному иску от 14 октября 2020 г. Герейханов Х.М. указал, что его младший сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не включен в список нуждающихся в служебном жилом помещении (л.д. 81).
Рассмотрев вышеуказанный проект приказа и приложенные в его обоснование документы, врио начальника отделения управления финансового обеспечения возвратил его командиру войсковой части N, согласовав денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в размере 7387 руб. 68 коп. без учета членов семьи истца, на том основании, что отсутствуют светокопии свидетельств об их регистрации по месту жительства, а младший сын Герейханова Х.М, 2017 года рождения, не включен в вышеуказанное уведомление.
3 июля 2020 г. командиром войсковой части N издан приказ о выплате истцу ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период с 1 января по 12 марта 2020 г. в размере 7387 руб. 68 коп. ежемесячно. При этом административный ответчик не оспаривал размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, указанные в проекте приказа.
Между тем, как видно из материалов дела, истец приложил к своему рапорту копии паспортов, свидетельств о рождении и свидетельств о регистрации по месту жительства всех членов своей семьи по адресу: "адрес" то есть по месту прохождения им военной службы. При этом сын Герейханова Х.М, 2017 года рождения, не был включен в проект приказа командиром войсковой части N, поскольку последний рассчитал компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения на пятерых человек в размере 18469 руб. 20 коп. ежемесячно, вместо шестерых человек, указанных в рапорте истца.
При таких обстоятельствах, поскольку денежная компенсация выплачивается военнослужащему, признанному нуждающимся в специализированном жилом помещении по месту прохождения военной службы, в случае невозможности обеспечения его служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что у начальника отделения управления финансового обеспечения отсутствовали основания для отказа в согласовании проекта приказа командира войсковой части N о выплате истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за 2020 год с учетом членов его семьи.
Ссылка в жалобе на п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, несостоятельна, поскольку положения данной Инструкции не регулируют спорные правоотношения.
Необоснованной является и ссылка представителя заинтересованного лица на разъяснения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 18 июля 2018 г, согласно которым для выплаты денежной компенсации требуется предоставление документов, подтверждающих регистрацию членов семьи военнослужащего по месту прохождения им военной службы, так как эти разъяснения не относятся к нормативным правовым актам.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 15 октября 2020 г. по административному исковому заявлению Герейханова Хайбулы Магомедовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.