Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Лесновой И.С, судей Ганченковой В.А, Штанова С.В, при секретаре Мирской Н.О, рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2021 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Кузнецовой Н.И. к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности включить в список очередников, нуждающихся в получении жилого помещения в первоочередном порядке и предоставить жилое помещение в первоочередном порядке по апелляционной жалобе Кузнецовой Н.И. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кузнецова Н.И. обратилась в суд с иском к администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности включить в список очередников, нуждающихся в получении жилого помещения в первоочередном порядке и предоставить жилое помещение в первоочередном порядке.
В обоснование исковых требований указано, что является дочерью политически репрессированного К.И.Ф, который был репрессирован в 1931 году и выслан в г. Караганда. В 2002 году она вернулась на прежнее место жительства в с. "адрес".
8 октября 2002 г. она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, на которое получила отказ со ссылкой на отсутствие средств в бюджете.
6 июня 2010 г. между ней и администрацией Старорябкинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия заключён договор социального найма на жилое помещение по адресу: "адрес", которое фактически является нежилым, стеновые конструкции пришли в негодность, крыша дома подтекает.
После неоднократных обращений к ответчику 18 июня 2018 г. её приняли на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
23 декабря 2019 г. Министерство внутренних дел по Республике Мордовия на основании решения суда от 10 сентября 2019 г. выдало ей справку о реабилитации N К-18, согласно которой она реабилитирована как лицо, находившееся вместе с репрессированным по политическим мотивам отцом на спецпоселении, признана подвергшейся политической репрессии.
18 февраля 2020 г. администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия ей отказано в постановке на учёт граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, с чем она не согласна, поскольку изначально она обращалась к ответчику в 2002 году.
В уточнение заявленных требований просила суд возложить на администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обязанность предоставить Кузнецовой Н.И. жилое помещение в первоочередном порядке и включить Кузнецову Н.И. в список очередников, нуждающихся в улучшении жилых помещений в первоочередном порядке.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2020 г. исковые требования Кузнецовой Н.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Кузнецова Н.И. просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым её требования удовлетворить. Указывает, что в 2002 году она имела право на первоочередное предоставление жилья, однако вместо постановки на учёт ей было рекомендовано обратиться в суд для установления факта реабилитации. Поэтому она была поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий только в 2018 году. Считает, что отсутствие законодательной определённости в части порядка предоставления мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, ставит её в неравное положение с репрессированными гражданами, принятыми на учёт до 1 марта 2005 г. и получившими жилое помещение в первоочередном порядке.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Горбылев А.Н. и представитель Государственного казённого учреждения "Социальная защита населения по Краснослободскому району Республики Мордовия Горбылева Т.И. считают решение суда законным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы истца.
В судебное заседание представитель истца Кузнецовой Н.И. - Яремко Г.В, представители ответчика администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Мордовия в лице Государственного казённого учреждения "Социальная защита населения по Краснослободскому району Республики Мордовия" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили. При этом от директора Государственного казённого учреждения "Социальная защита населения по Краснослободскому району Республики Мордовия" Горбылевой Т.И. поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие указанного лица.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Кузнецова Н.И. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно неё в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кузнецова Н.И. является дочерью репрессированного К.И.Ф, направленного в 1931 году вместе с родителями на спецпоселение в Карагандинскую область.
В 2002 году Кузнецова Н.И. из г. Караганда вернулась в "адрес" и обратилась в администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении жилья.
На обращение Кузнецовой Н.И. администрацией Краснослободского муниципального района Республики Мордовия дан ответ от 1 ноября 2002 г. N 608, согласно которому в связи с отсутствием средств в бюджете района предоставить ей жильё не имеется возможности. Одновременно предложено обратиться в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Краснослободского района для разрешения вопроса, касающегося восстановления жилищных прав её реабилитированного отца (т. 1, л.д. 5).
С 9 декабря 2002 г. Кузнецова Н.И. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес". Совместно с Кузнецовой Н.И. зарегистрированы также Ш.В.В. (сын, с "дата"), Ш.М.В. (внук, с "дата"), Ш.Ю.В. (сноха) (временно) (т. 1, л.д. 23, 45-46).
6 июля 2010 г. на основании постановления от 5 июля 2010 г. N 10 между администрацией Старорябкинского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия и Кузнецовой Н.И. заключён договор социального найма указанного жилого помещения (т. 1, л.д. 7-11, 51-55).
3 июля 2017 г. Кузнецова Н.И. обратилась в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Краснослободского "адрес" Республики Мордовия о принятии мер по улучшению её жилищных условий (т. 1, л.д. 103-107).
В связи с непредоставлением истцом установленных законодательством документов комиссией было принято решение запросить подтверждающие реабилитацию документы у заявителя Кузнецовой Н.И. для принятия решения по улучшению жилищных условий как члена семьи подвергшегося политическим репрессиям и реабилитированного, о чём указано в заключении от 1 августа 2017 г. (т. 1, л.д. 71, 73).
28 мая 2018 г. Кузнецова Н.И. обратилась в администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о принятии её с составом семьи из четырёх человек: сын Ш.В.В, сноха Ш.Ю.В, внук Ш.М.В. на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (т. 1, л.д. 38).
Постановлением администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 18 июня 2018 г. N 223 Кузнецова Н.И. принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые в соответствии с законодательством Республики Мордовия имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. Основанием постановки на учёт указан пункт 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (обеспеченность площадью менее учётной нормы) (т. 1, л.д. 12-13, 62-63).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 сентября 2019 г, вступившим в законную силу 26 ноября 2019 г. удовлетворён административный иск Кузнецовой Н.И. к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия. Отказ Министерства внутренних дел по Республике Мордовия от 20 июня 2019 г. N 12/3-К-18 в выдаче Кузнецовой Н.И. справки о реабилитации признан незаконным. На Министерство внутренних дел по Республике Мордовия возложена обязанность выдать Кузнецовой Н.И. справку о реабилитации (т.1, л.д. 14-16, 17-22).
23 декабря 2019 г. Министерством внутренних дел по Республике Мордовия Кузнецовой Н.И. выдана справка о реабилитации N К-18, согласно которой Кузнецова Н.И. является дочерью К.И.Ф, который в 1931 году вместе с родителями был направлен на спецпоселение в Карагандинскую область, в связи с чем Кузнецова Н.И, как находившаяся вместе с репрессированным по политическим мотивам отцом на спецпоселении, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована (т. 1, л.д. 6).
20 января 2020 г. Кузнецова Н.И. обратилась в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия с вопросом о постановке на учёт граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения и возмещения стоимости конфискованного имущества, как реабилитированному лицу.
На данное обращение 18 февраля 2020 г. председателем комиссии дан ответ за N 659 об отсутствии у Кузнецовой Н.И. правовых оснований на первоочередное получение жилого помещения, поскольку она встала на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 18 июня 2018 г, а согласно действующему законодательству право на первоочередное предоставление жилого помещения реабилитированным лицам и членам их семей сохранено в отношении граждан, принятых на учёт до 1 марта 2005 г. (т. 1, л.д. 24-25).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обязанности включить Кузнецову Н.И. в список очередников, нуждающихся в получении жилого помещения в первоочередном порядке и предоставить жилое помещение в первоочередном порядке.
При этом суд исходил из того, что действующее жилищное законодательство не устанавливает первоочередной порядок обеспечения жилыми помещениями жертв политических репрессий, а сведений о том, что жилое помещение, в котором проживает истец, признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, находит его законным, соответствующим как материалам дела, так и нормам действующего законодательства в сфере регулирования спорных правоотношений, достаточно мотивированным и обоснованным.
Так, Кузнецовой Н.И. были заявлены исковые требования о возложении на ответчика обязанности по включению её в список очередников, нуждающихся в получении жилого помещения в первоочередном порядке и о предоставлении жилого помещения в первоочередном порядке. Основанием такого иска указано наличие у истца права на обеспечение жильём по нескольким основаниям: как реабилитированной жертвы политических репрессий, а также в связи с ветхостью занимаемого жилого помещения.
Судом проверено каждое из приведённых истцом оснований.
Указывая на отсутствие оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение на основании статей 13, 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), суд правильно учёл, что данным законом и статьёй 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено предоставление жилого помещения такой категории граждан вне очереди.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" признаётся право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населённые пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Из содержания указанной нормы следует, что федеральным законодательством установлено право утративших жилые помещения в связи с репрессиями реабилитированных лиц на возвращение на прежнее место жительства. Данное право реализуется путём принятия реабилитированных лиц и членов их семей на учёт и обеспечения жилыми помещениями. При этом, установление порядка учёта и обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан федеральным законодательством отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Названный Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, возлагающих на государство обязанность защищать права потерпевших от злоупотреблений властью.
Как следует из преамбулы данного Закона, федеральный законодатель при его принятии исходил из признания особой ответственности государства перед гражданами, ставшими в годы Советской власти жертвами произвола тоталитарного государства, репрессированными за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам; цель данного Закона - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Названный Закон определяет круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации, а также её общие правовые последствия, которые включают, в частности, восстановление в гражданстве Российской Федерации, в специальных званиях, возвращение государственных наград, обеспечение жилыми помещениями в населённых пунктах, где реабилитированные лица проживали до применения репрессий, предоставление единовременных денежных компенсаций за время нахождения в местах лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, возвращение (или возмещение стоимости) утраченного в связи с репрессиями имущества (статьи 12 - 15, 16.1).
Наряду с этим статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе право на первоочередное получение жилья, а проживающим в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.
Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причинённого в результате репрессий вреда.
Следовательно, льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объём возмещения вреда.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ перечень этих льгот из статьи 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" был исключен и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, статья 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" была изложена в новой редакции и в настоящее время в ней не содержится указание на порядок предоставления жилья реабилитированным лицам.
В Республике Мордовия вопросы предоставления жилых помещений реабилитированным лицам регулируются Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 которого лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселения, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе "в рабочих колоннах НКВД", иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшимся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе право на первоочередное получение жилого помещения для реабилитированных лиц и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 4 статьи 4 названного Закона порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, за исключением подпункта 8, определяется Правительством Республики Мордовия.
Следовательно, соответствующий уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, вправе издавать нормативный правовой акт, определяющий порядок учёта и обеспечения жилыми помещениями реабилитированных лиц и членов их семей, однако такого нормативно-правового акта на территории Республики Мордовия не принято.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 504 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Социальная поддержка граждан" к мерам социальной поддержки лицам, подвергшимся политическим репрессиям, меры по получению названными лицами жилого помещения в первоочередном порядке, не относит.
Кроме того, действующий в настоящее время Жилищный кодекс Российской Федерации исключил возможность первоочередного предоставления жилых помещений, установив общее правило, по которому жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очерёдности исходя из времени их постановки на учёт, а также определив категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди (статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 указанного Федерального закона).
Таким образом, положения статей 13 и 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Закона Российской Федерации от 3 сентября 1993 г. N 5698-I) о первоочередном предоставлении жилых помещений реабилитированным утратили силу еще до обращения Кузнецовой Н.И. с заявлением о принятии на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а потому она не может претендовать на получение жилого помещения в первоочередном порядке.
Доводы апелляционной жалобы, что Кузнецова Н.И. ещё в 2002 году имела право на первоочередное предоставление жилья, однако вместо постановки на учёт ей было рекомендовано обратиться в суд для установления факта реабилитации, правильных выводов суда не опровергают.
С момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации право на первоочередное предоставление жилого помещения реабилитированным лицам и членам их семей, сохранено только в отношении граждан, принятых на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения до 1 марта 2005 г. (статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Однако, Кузнецова Н.И. до 1 марта 2005 г. на соответствующий учёт принята не была и по состоянию на 2002 год в установленном законом порядке не была признана лицом, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащей реабилитации (ввиду отсутствия документов, подтверждающих факт применения политических репрессий в отношении её отца), в связи с чем согласно ответу от 1 ноября 2002 г. ей было рекомендовано обратиться в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия. Однако, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации Кузнецова Н.И. своими правами не воспользовалась. В комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обратилась только в 2017 году, после выдачи справки о реабилитации её отца К.И.Ф. на основании решения суда от 30 мая 2016 г.
Следовательно, у Кузнецовой Н.И. отсутствует право на внеочередное получение жилья, поскольку ни федеральным законодательством, действующим на момент постановки истца в очередь для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни ныне действующим законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия не предусмотрено право реабилитированных лиц на внеочередное получение жилья.
Доводы апелляционной жалобы об ином не свидетельствуют и отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права и не содержащие правовых оснований к отмене правильного судебного решения.
Также суд установил, что Кузнецова Н.И. на основании договора социального найма жилого помещения проживает в жилом помещении, состоящем из двух комнат, общей площадью 24 кв.м, по адресу: "адрес".
Данное жилое помещение не признано аварийным и непригодным для проживания в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Бездействие органа местного самоуправления по непризнанию данного жилого помещения непригодным для проживания истцом не оспорено.
Таким образом, в данном случае предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения вне очереди в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеется.
Кроме того, учитывая, что действующее правовое регулирование не предполагает возможности существования списка граждан, имеющих право на первоочередное получение жилья, суд первой инстанции правомерно не усмотрел и оснований для удовлетворения исковых требований Кузнецовой Н.И. о включении её в такой список.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом первой инстанции понят и истолкован правильно.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий И.С. Леснова
Судьи В.А. Ганченкова
С.В. Штанов
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 февраля 2021 г.
Судья В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.