Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Новикова М.Ю, при секретаре Фадееве Г.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-8294/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 7 октября 2020 г, которым частично удовлетворено исковое заявление Есмагамбетова "данные изъяты" к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации "данные изъяты" о назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением ОПФР по "данные изъяты" от 7 июля 2020 г. N 200000004825/5418/20 Есмагамбетову, являющемуся гражданином Республики Казахстан, отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании его заявления от 30 марта 2020 г. ввиду непредставления истцом в пенсионный орган документа, подтверждающего постоянное проживание "данные изъяты".
Полагая свои права нарушенными, Есмагамбетов обратился в суд с иском, в котором просил отменить названное решение и обязать ОПФР "данные изъяты" назначить ему страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением пенсионный орган, то есть с 30 марта 2020 г.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Суд отменил решение ОПФР "данные изъяты" от 7 июля 2020 г. N 200000004825/5418/20 и возложил на ответчика обязанность назначить Есмагамбетову страховую пенсию по старости с 28 апреля 2020 г, а в удовлетворении требования истца о назначении ему пенсии с 30 марта 2020 г. отказал.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что пенсионное обеспечение жителей "данные изъяты" осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г. по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконур понимаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконур. Кроме того, в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие, в том числе по трудовому договору. Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, в нём установлен особый режим безопасного функционирования, включающий ограничение на постоянное проживание граждан на его территории. В соответствии с Положением об условиях особого режима пребывания в городе Байконур от 17 апреля 1998 г. решение на постоянное проживание (регистрацию по месту жительства) принимается режимной комиссией и утверждается Главой администрации г. Байконур. На основании протокола режимной комиссии Отделением УФМС по Московской области в г. Байконур производится регистрационный учёт граждан по месту пребывания или месту жительства. Таким образом, с учётом специфики функционирования г. Байконур постоянное проживание (регистрация по месту жительства) является основополагающим фактором для реализации гражданами Республики Казахстан права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем г. Байконур признаётся гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.
Исходя из положений статей 6 и 7 названного Соглашения, под администрацией г. Байконур понимаются органы исполнительной власти, действующие под непосредственным руководством главы этой администрации, который координирует, в том числе деятельность правоохранительных органов.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, проживающих на территории г. Байконур, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
В соответствии с требованиями статей 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти и статьями 1, 3, 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, г. Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителями города Байконур признаются граждане Российской Федерации, Республики Казахстан и третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконур. Пенсионное обеспечение жителей г. Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации и в российских рублях. Финансирование выплаты пенсий жителям г. Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, статьями 8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами являются, в том числе постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовому договору.
Помимо этого, судебная коллегия учитывает, что в силу пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из копий удостоверения личности истца, справки отделения по вопросам миграции "данные изъяты"" (л.д. 9), справки начальника комплекса ЭЗС (л.д. 10) и договора найма жилого помещения (л.д. 11-13) усматривается, что Есмагамбетов, "данные изъяты" находящееся в пользовании филиала Акционерного общества "данные изъяты"), в котором он с членами семьи зарегистрирован в установленном порядке в администрации "данные изъяты", как проживающий на территории города.
Кроме того, согласно материалам дела (л.д. 20, 21) истец с 19 августа 2002 г. зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учёта и состоит на учёте в налоговом органе Российской Федерации.
При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что, учитывая особый статус г. Байконур и режима проживания в нём граждан Республики Казахстан, и, принимая во внимание, что истец фактически проживает "данные изъяты" относится к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, он обоснованно обратился в ОПФР "данные изъяты" с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, несмотря на отсутствие у него постоянной регистрации "данные изъяты", и законных оснований для отказа ему в назначении пенсии по мотиву указанному, в решении ОПФР "данные изъяты" от 7 июля 2020 г, у ответчика не имелось.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое по делу решение по существу является правильным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 7 октября 2020 г. по иску Есмагамбетова "данные изъяты" к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации "данные изъяты" оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.