Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Романова В.С, Новикова М.Ю, с участием секретаря Фадеева Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7939/2020 по апелляционной жалобе законного представителя ответчика - Шобдировой Г.Ж. на решение 26 гарнизонного военного суда от 26 октября 2020 г, которым частично удовлетворено исковое заявление Набатовой "данные изъяты" к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации "данные изъяты" о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Самойленко А.И, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации "данные изъяты" от 28 мая 2020 г. N 17054/19 Набатовой "данные изъяты" отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как фактический стаж истца, связанный с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, составляет 19 лет 8 месяцев 29 дней при необходимом стаже не менее 30 лет.
При этом ОПФР "данные изъяты" не включил в специальный стаж Набатовой "данные изъяты", дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периоды работы: с 8 августа 1995 года по 4 августа 1997 года и с 8 июля 1999 года по 8 января 2003 года в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, с 16 февраля 2015 года по 14 марта 2015 года в период прохождения курсов повышения квалификации и с 18 апреля 2019 года по 30 октября 2019 года, а также как льготный не исчислил период работы с 1 января 2009 года по 21 декабря 2015 года из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости с 1 мая 2020 года.
Полагая свои права нарушенными, Набатова "данные изъяты" обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение ОПФР "данные изъяты" от 28 мая 2019 г. в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанных периодов, обязать ответчика включить эти периоды в её стаж, назначив досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения ОПФР "данные изъяты" за назначением пенсии - с 1 мая 2020 года.
Решением суда первой инстанции исковое заявление Набатовой "данные изъяты" удовлетворено частично.
Суд обязал ОПФР "данные изъяты" включить в страховой стаж Набатовой "данные изъяты" периоды осуществления ею трудовой деятельности:
- с 8 августа 1995 года по 28 января 1996 года в должности врача-интерна, а с 29 января 1996 года по 4 августа 1997 года и с 08 июля 1999 года по 8 января 2003 года в должности "данные изъяты"
- с 16 февраля 2015 года по 14 марта 2015 года в должности "данные изъяты" России в период прохождения курсов повышения квалификации;
- с 18 апреля 2019 года включительно по 1 ноября 2019 года в должности "данные изъяты"
Указанные периоды работы с 8 августа 1995 года по 4 августа 1997 года и с 8 июля 1999 года по 8 января 2003 года постановлено считать в льготном исчислении (как работу в сельской местности и поселках городского типа) - один год работы за один год и три месяца.
В удовлетворении остальной части исковых требований истцу отказано.
Кроме того, суд взыскал с ответчика в пользу Набатовой "данные изъяты" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе заместитель управляющего ОПФ РФ "данные изъяты" Шобдирова Г.Ж, выражая несогласие с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы, приводит обстоятельства дела, ссылаясь на п. 20 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 и от 29 октября 2002 г. N 781, утверждает, что в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не может быть включен период, не связанный с осуществлением работы, в частности нахождение истца с 16 февраля 2015 г. по 14 марта 2015 г. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.
Ссылаясь на п. 1 и 20 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44, заявляет, что включение в специальный стаж периода работы с 8 августа 1995 г. по 25 июля 1996 г. в должности врача-интерна возможно только при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста, однако, доказательств, подтверждающих выполнение функциональных обязанностей по должности врача специалиста, а именно "данные изъяты", в период прохождения истцом интернатуры по делу не имеется.
Обращает внимание, что период работы истца с 29 января 1996 г. по 25 июля 1996 г. не включен в специальный стаж в связи с отсутствием сведений о структурном подразделении медицинского учреждения.
Ссылаясь на Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, указывает, что при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках названного Соглашения учитываются аналогичные периоды работы по определенной специальности, в определенной профессии (должности) или в определенных условиях труда и организациях, приобретенные по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий, в том числе и в связи с работой с особыми условиями труда, был отменен, учитывается как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты отмены института досрочных страховых пенсий в этих государствах. Обращает внимание, что действие института досрочных пенсий педагогическим работникам на территории Республики Казахстан отменён с 26 июля 1996 г. В этой связи полагает, что период работы истца с 26 июля 1996 г. по 8 января 2003 г. и с 18 апреля 2019 г. по 1 ноября 2019 г. в Республике Казахстан был правомерно не включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу Набатова "данные изъяты" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия исходит из следующего.
Вопреки приведенным в апелляционной жалобе доводам, решение суда первой инстанции основано на всестороннем и объективном установлении имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств, которые получили надлежащую оценку, соответствующую действующим нормам материального и процессуального права.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории г. Байконура, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
Согласно этим международным правовым нормам город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем города Байконур признается гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации города Байконур.
Пенсионное обеспечение жителей города Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации. Выплата пенсий производится в российских рублях. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения. Финансирование выплаты пенсий жителям города Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальные органы).
В силу ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с этим Федеральным законом, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Материалы дела свидетельствуют, что Набатова "данные изъяты" "данные изъяты" года рождения, является гражданкой Республики Казахстан, "данные изъяты" постоянно зарегистрирована по адресу: "данные изъяты"
Таким образом, поскольку Набатова "данные изъяты" проживает "данные изъяты", то её пенсионное обеспечение должно осуществляться по нормам законодательства Российской Федерации.
В силу изложенного мнение автора жалобы о том, что спорные периоды трудовой деятельности истца не подлежат зачету в специальный стаж в связи с отменой с 26 июля 1996 г. на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий за лечебную деятельность нельзя признать состоятельным.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости по общему правилу имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
Отдельным категориям граждан, в частности, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, страховая пенсия по старости может быть назначена независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и определенного стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах (п. 20 ч. 1, ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "н" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665) установлено, что при определении стажа в целях досрочного пенсионного обеспечения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления N 665 для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а для учета деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 (далее - Список N 464).
Исходя из Списка N 464, работа врачом независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности, дает право на досрочное получение пенсии.
Согласно п. 16, действовавшего в 1995-1996 годах Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44, а также исходя из типовой должностной инструкции врача-интерна, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 22 марта 1993 г. N 62 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации", врачи-интерны относятся к категории "специалисты", осуществляют функции врача под руководством врача-специалиста, обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения.
Как следует из имеющейся в деле копии трудовой книжки, Набатова "данные изъяты". с 8 августа 1995 г. "данные изъяты" Аналогичные сведения о периодах осуществления истцом трудовой деятельности содержатся в справках N 1883 и 1889, выданных "данные изъяты" "данные изъяты". В названных справках указано, что истец в исследуемый период времени была занята полный рабочий день в производстве по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в названном учреждении здравоохранения.
Исходя из изложенного, довод жалобы об отсутствии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста для включения в специальный стаж периода работы с 8 августа 1995 г. по 25 июля 1996 г. в должности врача-интерна подлежит отклонению, как не соответствующий материалам дела.
Довод жалобы о том, что период трудовой деятельности истца с 29 января 1996 г. по 25 июля 1996 г. не может быть включен в специальный стаж в связи с отсутствием сведений о структурном подразделении медицинского учреждения, аналогично является необоснованным.
Так, материалами дела подтверждается, что в оспариваемый период времени истец работала в "данные изъяты"
Действующая в 1995-1996 годах Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 г. N 35 "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации", относила амбулатории к лечебно-профилактическим учреждениям.
В силу абз. 1 раздела "Наименование должностей" и п. 9 раздела "Наименование учреждений" списка N 1066, а также абз. 1 раздела "наименование должностей" и пунктов 10 и 1 раздела "Наименование учреждений" списка N 781, работа в должности "данные изъяты" в амбулаториях и больницах всех наименований, является основанием для зачета в стаж работы, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Статья 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Приказ Минздрава России от 3 августа 2012 г. N 66н предусматривают обязанность повышения квалификации работника при осуществлении им медицинской деятельности не реже одного раза в 5 лет и главным образом, с отрывом от работы. Аналогичные обязанности были предусмотрены ранее действовавшими "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
При таких данных судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что исчисление стажа в период прохождения курсов повышения квалификации с 16 февраля 2015 года по 14 марта 2015 года, в период работы Набатовой "данные изъяты" в должности "данные изъяты" следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
При таких данных, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 26 октября 2020 г. по исковому заявлению Набатовой "данные изъяты" к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации "данные изъяты" оставить без изменения, а апелляционную жалобу законного представителя ответчика Шобдировой Г.Ж. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.