Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Романова В.С, Новикова М.Ю, при секретаре Фадееве Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-435/2020 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина "данные изъяты" на решение Московского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2020 года, которым удовлетворен иск бывшего военнослужащего войсковой части "данные изъяты" Кочнева "данные изъяты" к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казённому учреждению "данные изъяты" о возмещении ущерба и взыскании неначисленного инвестиционного дохода на его именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Кочнев проходил военную службу в войсковой части "данные изъяты" приказом начальника генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - "данные изъяты" он уволен с военной службы по возрасту, а приказом командира войсковой части "данные изъяты" исключен из списков личного состава воинской части с указанной даты.
Первый контракт о прохождении военной службы Кочнев заключил 12 мая 2008 г. сроком на три года, а второй контракт 12 мая 2011 г. до достижения предельного возраста. 24 мая 2011 г. Кочнев обратился с рапортом о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), однако был включен в этот реестр только в июле 2014 г. В последующем в учетные данные Кочнева были внесены изменения, согласно которым он включен в реестр участников НИС с датой возникновения основания 24 мая 2011 г, а его индивидуальный накопительный счёт (далее - ИНС) был открыт 25 декабря 2014 г. В июне 2020 года он использовал право на использование накоплений, которые ему перечислены. Однако из-за несвоевременного включения истца в реестр участников НИС, Кочневу за период с 24 мая 2011 г. по четвёртый квартал 2014 г. не начислялся инвестиционный доход, в результате чего сумма накоплений с учетом доходов от инвестирования выплачена ему в меньшем размере, чем остальным военнослужащим, своевременно включенным в реестр НИС в мае 2011 года.
Посчитав свои права нарушенными, Кочнев через своего представителя обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просил взыскать с ответчика в его пользу 545 328 руб. 52 коп. в счет возмещения ущерба за неначисленный инвестиционный доход на личный счет бывшего участника НИС жилищного обеспечения военнослужащих, который бы был ему начислен при условии своевременного включения в реестр НИС за вычетом фактически учтенных доходов от инвестирования; а также судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме 50 000 руб. и уплатой государственной пошлины в размере 8 653 руб.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Суд взыскал с Министерства обороны РФ за счёт казны Российской Федерации в пользу Кочнева в счёт возмещения ущерба за неначисленный инвестиционный доход денежные средства в размере 538 587 руб. 62 коп, расходы на оплату услуг представителя в сумме 7000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8 585 руб. 88 коп, отказав в удовлетворении заявленных исковых требований, а также в части взыскания судебных расходов в большем размере. Кроме того, суд возвратил Кочневу излишне уплаченную государственную пошлину в размере 67 рублей 12 копеек.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы, ссылаясь на ч.ч. 6, 11, 14 ст. 3, ч. 1 ст. 5, ст. 17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, регулирующие вопросы формирования накоплений для жилищного обеспечения, в том числе доходов от их инвестирования, указывает, что обязательным условием для начисления инвестиционного дохода участнику НИС является наличие открытого на его имя индивидуального накопительного счёта. Поскольку Кочнев был включён в реестр несвоевременно, а его ИНС в оспариваемый период был закрыт, то получить доход от инвестирования за указанный период не представляется возможным.
Отмечает, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не находились в реестре. Восстановлению в данном случае подлежат только накопительные взносы за соответствующие годы, поскольку они являются величиной известной, так как устанавливаются Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п.п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона о НИС реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставления целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5. 1 ст. 5 этого же закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч.ч. 4, 5, 6 ст. 5 Закона о НИС учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о НИС, участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации статьи 7 Закона о НИС постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Приказом Министра обороны РФ от 8 октября 2018 г. N 555 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который в силу возложенных на него задач является центральным органом военного управления, осуществляющим, в том числе функции по организации и осуществлению работы по формированию и ведению реестра участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны РФ создано федеральное государственное учреждение "данные изъяты"
В силу подп. "в" п. 5, п.п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, именной накопительный счет включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в именной накопительный счет осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Изменения в именной накопительный счет вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в именной накопительный счет производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных тем же постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный частью 2 статьи 15 Закона о НИС.
Судом установлено, что по вине должностных лиц Министерства обороны РФ Кочнев был включен в реестр участников НИС в 2014 году, а должен быть включен в 2011 году. ИНС административному истцу открыт 25 декабря 2014 г. с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС - 24 мая 2011 года. Однако доходы от инвестирования накоплений на его ИНС стали начисляться и учитываться, начиная с декабря 2014 года.
При таких данных, поскольку за период с мая 2011 года по дату открытия ИНС истца доход от инвестирования на его ИНС не учитывался, при этом сумма инвестиционного дохода иных участников НИС, включенных в реестр в мае 2011 года, превышает размер такого дохода, учтенного на ИНС Кочнева, что нарушило его право, гарантированное п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о НИС, суд первой инстанции, уточнив размер денежных средств, подлежащих взысканию в счет возмещения ущерба за неначисленный инвестиционный доход, правомерно частично удовлетворил исковое заявление Кочнева.
Кроме того, учитывая обстоятельства дела, объем совершенных представителем истца процессуальных действий по данному гражданскому делу, сложность дела, суд, руководствуясь ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, правильно посчитал необходимым требование истца о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, удовлетворить в разумных пределах на сумму 7 000 рублей, а в оставшейся части отказать.
Вместе с тем с выводом суда первой инстанции о размере государственной пошлины, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, согласиться нельзя.
Из материалов дела видно, что Кочневым при подаче искового заявления, исходя из цены иска - 545 328 руб. 52 коп, уплачена государственная пошлина в размере 8 653 руб. Принимая решение по делу, суд взыскал с ответчика в пользу Кочнева судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 585 руб. 88 коп. Однако, поскольку иск удовлетворен частично на сумму 538 587 руб. 62 коп, то есть на 98, 76%, то судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежали взысканию пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а именно в сумме 8 545 руб. 70 коп.
Кроме того, в резолютивной части решения суд указал о возврате Кочневу излишне уплаченной государственной пошлины в размере 67 рублей 12 копеек.
Между тем, исходя из обстоятельств настоящего дела и требований действующего законодательства, регулирующих вопрос возврата излишне уплаченной государственной пошлины, оснований для этого не имелось.
При таких данных принятое судом решение в части взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины, а также возврата истцу части государственной пошлины в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2020 года по исковому заявлению Кочнева "данные изъяты" к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казённому учреждению "данные изъяты" в части размера взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права изменить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Кочнева "данные изъяты" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 545 (восемь тысяч пятьсот сорок пять) рублей 70 копеек.
Исключить из резолютивной части решения суда указание о возврате Кочневу "данные изъяты" излишне уплаченной государственной пошлины в размере 67 рублей 12 копеек.
В остальной части решение Московского гарнизонного военного суда от 2 сентября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина "данные изъяты" - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.