Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н, судей: Ярмонова Р.В. и Дзадзиева Д.А, при помощнике судьи Попове В.А, с участием административного истца Кательникова В.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-493/2020 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 1 октября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса Кательникова Владимира Николаевича об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (ныне - Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации) (далее - ДЖО МО РФ) об отказе в предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А, а также объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Кательников поступил на военную службу в августе 1988 года, с августа 2001 года проходил военную службу по контракту в г. Солнечногорске-7 Московской обл.
25 мая 2005 года административному истцу на состав семьи 2 человека (он и супруга Кательникова О.Л.) Министерством обороны Российской Федерации было предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 61, 4 кв.м, по адресу: "адрес", в котором в 2005 и 2008 годах зарегистрированы его сыновья: Кательников Д.В, 3 августа 2005 года рождения, и Кательников К.В, 31 марта 2008 года рождения, соответственно.
На основании решения Солнечногорского городского суда Московской области от 18 июля 2014 года брак военнослужащего с Кательниковой О.Л. 22 октября 2014 года прекращён. Данным решением суд отказал Кательникову в удовлетворении заявленных им требований об определении места жительства детей совместно с ним.
Приказом командующего Войсками воздушно-космической обороны от 2 октября 2014 года N 93 административный истец уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом командира войсковой части N от 27 октября 2014 года N 231 - с 5 ноября 2014 года исключен из списков личного состава воинской части.
Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 24 сентября 2015 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 11 мая 2016 года, исковое заявление Кательникова к бывшей супруге и детям об их выселении из служебного жилого помещения удовлетворено частично. Суд признал Кательникову О.В. утратившей право пользования вышеуказанным жилым помещение и подлежащей выселению из него без предоставления иного жилого помещения. В остальной части требований иск Кательникова оставлен без удовлетворения.
В 2019 году административный истец зарегистрировал по адресу служебного жилого помещения свою дочь от нового брака Кательникову А.В, 3 июня 2019 года рождения.
15 января 2020 года ДЖО МО РФ распределило Кательникову, как принятому в апреле 2009 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, на состав семьи два человека (он и дочь) жилое помещение общей площадью 44, 4 кв.м. по адресу: "адрес", с получением которого он согласился.
В этой связи 8 апреля 2020 года ДЖО МО РФ приняло решение N Д-6793/2020 о предоставлении административному истцу указанного жилого помещения в собственность бесплатно, направив ему 10 апреля того же года соответствующее уведомление, в котором также обращалось внимание на необходимость представления справки о сдаче ранее предоставленного специализированного жилого помещения.
Так как в установленный срок Кательников такую справку в жилищный орган не представил, решением ДЖО МО РФ от 20 июля 2020 года N Р-15785/2020 отменено принятое Департаментом 8 апреля 2020 года решение N Д-6793/2020 в части, его касающейся, а также отказано в фактическом предоставлении жилого помещения по адресу: г "адрес"
Полагая свои права нарушенными, Кательников обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение ДЖО МО РФ от 20 июля 2020 года N Р-15785/2020 об отказе в фактическом предоставлении ему жилого помещения, а также обязать указанный жилищный орган данное решение отменить и разрешить вопрос о передаче ему ранее распределенного жилого помещения по адресу: "адрес"
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Кательникову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, указывает, что суть его требований сводится к отмене требования ДЖО МО РФ о необходимости предоставления им справки о сдаче служебной квартиры, из-за отсутствия которой ему отказано в передаче распределённого жилого помещения.
Считает, что факт сдачи занимаемого служебного жилого помещения не является единственным основанием для выдачи ему такой справки, поскольку в ней могут быть указаны и сведения о том, каким образом военнослужащий распорядился полученной от военного ведомства квартирой.
Утверждает, что существует ряд обстоятельств, объективно препятствующих ему сдать занимаемое служебное жилое помещение, а следовательно, и получить соответствующую справку: в служебной квартире зарегистрированы его несовершеннолетние дети от первого брака, в выселении которых суд ему отказал, а органы внутренних дел отказываются снять его несовершеннолетнюю дочь от нового брака с регистрационного учета.
Отмечает, что бывшая супруга также не дает согласие снимать с регистрационного учета их совместных детей.
Обращает внимание, что жилое помещение по адресу: "адрес" до настоящего времени не утратило статус служебного и не выбыло из ведения Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем жилищный орган не лишен возможности выселить его детей от первого брака, в том числе и по достижении ими совершеннолетнего возраста.
Полагает ошибочным вывод суда, что военнослужащим лишь единожды предоставляется за счет средств Министерства обороны Российской Федерации жилое помещение для постоянного проживания.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацами 1 и 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 года N 20, по смыслу пунктов 5 - 7 которого уполномоченный орган вручает военнослужащим, принятым на учёт, извещения о распределении жилого помещения, а их копии направляет также командиру (начальнику) воинской части (организации) по месту прохождения военнослужащими военной службы.
После получения извещений военнослужащие направляют в уполномоченный орган информацию о согласии с предоставлением распределяемых жилых помещений, а также заявление о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно и сведения, в том числе о наличии (отсутствии) жилых помещений специализированного жилищного фонда, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи (в том числе бывшими), (по состоянию на дату извещения).
После получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учёта уполномоченный орган принимает решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно и в течение трёх рабочих дней после его принятия доводит до военнослужащих информацию о сроках, месте и времени выдачи выписки из решения.
При получении выписки из решения военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы о сдаче жилого помещения и подписывают акт приёма-передачи жилого помещения.
Согласно пункту 5 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, действовавшим во время принятия оспариваемого решения, выписки из решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа либо подведомственного ему учреждения или казённого предприятия и возникновения права собственности военнослужащих и (или) членов их семей на предоставленные жилые помещения.
В силу пункта 5 статьи 15 Закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Исходя из положений пунктов 1 и 3 Инструкции об оформлении, учёте и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 1133 (далее - Инструкция об оформлении, учёте и хранении справок о сдаче жилых помещений), пункта 8 ранее упомянутого Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно и пункта 17 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим и членами его семьи, в том числе бывшими, является справка о сдаче жилого помещения, оформляемая уполномоченным органом Министерства обороны РФ в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и специализированной организацией.
Анализ приведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания, Закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему жилое помещение для получения другого.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела светокопии заявления Кательникова от 15 апреля 2020, направленного в ДЖО МО РФ в ответ на полученное уведомление жилищного органа от 10 апреля 2020 года, административный истец сообщил о невозможности представления справки о сдаче занимаемого им служебного жилого помещения.
Светокопией решения ДЖО МО РФ от 20 июля 2020 года N Р-15785/2020 подтверждается, что ввиду непредставления административным истцом в установленный срок названной справки решение Департамента от 8 апреля 2020 года N Д-6793/2020 в части, его касающейся, отменено, а Кательникову отказано в фактическом предоставлении жилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 6, кв. 65.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Кательников документ, подтверждающий фактическое освобождение ранее предоставленного ему специализированного жилого помещения, не представил, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения, обоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований.
Однократность обеспечения жильем основана на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлена на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании норм действующего законодательства и по существу направленными на переоценку выводов суда первой инстанции.
Что же касается доводов жалобы о невозможности сдать занимаемое служебное жилое помещение и получить справку об этом, то они являются беспредметными, поскольку соответствующие требования административным истцом не заявлялись и судом не рассматривались.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 1 октября 2020 года по административному исковому заявлению Кательникова Владимира Николаевича оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 января 2021 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.